Особенности уголовной ответственности несовершннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание

Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------2
1. Общие понятия и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних----3
2. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления----------------------------------------5
3. Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних----------- 7
4. Поправки 2011 года «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»----------------------------------------------------------------------------------------8
5. Особенности ответственности несовершеннолетних--------------------------------------------9 6. Освобождение несовершеннолетних от уголовной---------------------------------------------12
7. Профилактика правонарушений несовершеннолетних---------------------------------------17
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------------------ 21

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 49.22 Кб (Скачать документ)

а) предупреждение; 

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного  органа; 

в) возложение обязанности  загладить причинённый вред; 

г) ограничение досуга и установление особых требований к  поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер  воспитательного  воздействия,  которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п. “в”  и “г” ч.2 ст.  90 УК),  в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо  только судом.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия  раскрывается в ст. 91 УК.

Предупреждение, согласно закону,  состоит в разъяснении  несовершенно- летнему вреда,  причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений,  предусмотренных  УК РФ. Эта мера воздействия имеет  как воспитательное, так и правовое значение.

 Передача под  надзор состоит в возложении  на родителей или лиц их  заменяющих,  либо  на  специализированный  государственный орган обязанности  по воспитательному воздействию  на несовершеннолетнего и контролю за его  поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: 

- родители (лица, их  заменяющие);

- специализированные  государственные органы. 

Обязанности родителей  или лиц, их заменяющих, возникают  из семейного права.  Родители несут  ответственность за воспитание и  развитие своих  детей, они обязаны  заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями  по отношению к ребёнку,  что  предусмотрено СК РФ,  она лишь должна побуждать их  к более  активному  воспитательному  воздействию  на подростка,  устранению или нейтрализации  криминогенных условий,  служит предупреждением  о  необходимости усиления контроля за свободным временем подростка.  Данная мера целесообразна лишь в  тех случаях, когда родители или  лица, их заменяющие, ещё имеют влияние  на  подростка,  правильно оценивают  содеянное им,  могут обеспечить в будущем надлежащее поведение  несовершеннолетнего,  осуществлять за  ним  повседневный контроль. Закон  не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего,  но практически  оно необходимо, так как иначе  теряется  смысл  этой меры.  Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка,  не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно  передавать под надзор государственному органу. Им в настоящее время является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующем местном  органе самоуправления.

Обязанность загладить  причинённый вред возлагается с  учетом  имущественного положения  несовершеннолетнего и наличия  у него соответствующих трудовых навыков. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит  преуменьшить,  смягчить  вред,  причинённый  потерпевшему совершённым  преступлением.  Законом не определён  и его вид; в преступлениях  он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в  ч. 3 ст. 91 УК указание на имущественное  положение несовершеннолетнего  и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствует о том, что  законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб.  Его возмещение возможно при следующих  условиях: подросток имеет самостоятельный  доход (заработная плата, стипендия, пенсия, другие законные источники) либо соответствующее  имущество;  обладает  трудовыми  навыками,  позволяющими собственноручно  устранить причинённый вред (отремонтировать  повреждённые  вещи,  привести  в надлежащий вид помещение и  т.д.).  Способ, которым заглажен причинённый  вред, значения не имеет.  Ущерб может  быть возмещён деньгами,  взамен  испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д. Возмещение ущерба в виде денежной компенсации следует  применять  крайне  осторожно,  дабы  не  спровоцировать нового имущественного преступления,  вызванного  материальными  затруднениями  несовершеннолетнего. Возмещение ущерба производится добровольно  через судебного исполнителя.

 В случае,  когда  у несовершеннолетнего в возрасте  от 14 до 18 лет нет доходов или  иного имущества,  достаточного  для возмещения вреда,  вред  должен быть возмещён полностью  или в недостающей части его  родителями или лицами, их заменяющими,  если они не докажут, что  вред возник не по их вине. Так, Ставропольским краевым судом  12 мая 1996 г.  Федоренко А. П.  осуждён по ч. 4 ст.117 УК РСФСР к лишению свободы.  Постановлено взыскать с его матери в счет матери потерпевшей Яцуковой А.  В. в счёт компенсирования морального вреда 5 миллионов рублей .

Ограничение досуга и установление особых требований к  поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать запрет посещения  определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных  с управлением механическим транспортным средством,  ограничение пребывания вне дома после определённого  времени суток, выезда в другие местности  без разрешения специализированного  государственного органа.  Несовершеннолетнему  может быть предъявлено также  требование возвратиться в образовательное  учреждение,  либо трудоустроиться  с помощью специализированного  государственного органа. Однако, все  эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить  подростка  от  вредных влияний микросреды, а  также с помощью контроля нормализовать  его поведение.

  Закон содержит  примерный, а не исчерпывающий  перечень возможных огр  аничений,  применяемых к несовершеннолетнему.  Он может быть существенно  расширен с учетом конкретных  обстоятельств совершения преступления, окружения подростка,  его   участия в неформальных объединениях  антиобщественной направленности, условий, характера учёбы или  трудовой деятельности, служебной,  материальной  или  иной зависимости,  взаимоотношений с потерпевшим,  соучастниками преступления и  т. д.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия  в отношении несовершеннолетнего  было известно и УК РСФСР. Однако, новый  УК, кроме некоторого  терминологического различия в наименованиях этих мер,  содержит и более существенные отличия.  Прежде всего, принудительные меры воспитательного  воздействия  могут  применяться  теперь не только при совершении преступлений небольшой тяжести (ранее - преступлений, не представляющих большой общественной опасности),  но и преступлений средней  тяжести.  Кроме того,  в новом  УК не указывается,  кем (каким органом) несовершеннолетний может быть  освобождён от  уголовной ответственности  в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия  и кем (каким органом) могут быть назначены  эти  меры. Следовательно, не исключается освобождение от уголовной  ответственности органом дознания,  следователем с согласия прокурора  или прокурором,  а также судом,  но назначение этих мер с учётом их принудительного характера исполнения возможно только судом.

  Применение принудительных  мер в отношении несовершеннолетнего  является альтернативой уголовной  ответственности, исключающей применение  к нему наказания. Суд  может   назначить одновременно несколько  видов принудительных мер воспитательного  воздействия.  Это вполне обоснованно,  поскольку по своему содержанию  и направленности воздействия  они различны и в реальной  действительности могут сочетаться. Так, например, могут быть одновременно  назначены предупреждение и передача  под надзор родителей, возложение  обязанности загладить причинённый  вред и ограничение досуга.  Согласно ч. 4 ст. 90 УК в случае  систематического неисполнения  лицом,  не достигшим восемнадцатилетнего  возраста, принудительной меры воспитательного  воздействия  эта  мера  по  представлению специализированного   государственного органа отменяется  и материалы направляются для  привлечения несовершеннолетнего  к  уголовной  ответственности.  Этим подчёркивается  фактически  условный  характер  применения  принудительных мер воспитательного  воздействия в отношении несовешеннолетних.

                             

7.   Профилактика правонарушений  несовершеннолетних 
 

            Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических  и иных мер, направленных на  выявление и устранение причин  и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и  антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности  с индивидуальной профилактической  работой с несовершеннолетними  и семьями, находящимися в социально  опасном положении.

             Основными задачами деятельности  по профилактике правонарушений  несовершеннолетних являются: предупреждение  правонарушений и антиобщественных  действий несовершеннолетних, выявление  и устранение причин и условий,  способствующих этому; обеспечение  защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних; социально - педагогическая  реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении; выявление и пресечение  случаев вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

               Деятельность по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних основывается  на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,  поддержки семьи и взаимодействия  с ней, индивидуального подхода  к исправлению несовершеннолетних  с соблюдением конфиденциальности  полученной информации, государственной  поддержки деятельности органов  местного самоуправления и общественных  объединений по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, обеспечения ответственности  должностных лиц и граждан  за нарушение прав и законных  интересов несовершеннолетних.

         Законодательство Российской Федерации,  регулирующее деятельность по  профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции  Российской Федерации, общепризнанных  нормах международного права  и Федерального закона Российской  Федерации о профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, а также  других федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  законов и нормативных правовых  актов субъектов Российской Федерации.

             В систему профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  входят комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, образуемые  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации,  органы управления социальной  защитой населения, органы управления  образованием, органы опеки и  попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы  внутренних дел.

       Органы и учреждения системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение  прав и законных интересов  несовершеннолетних, осуществлять  их защиту от всех форм дискриминации,  физического или психического  насилия, оскорбления, грубого  обращения, сексуальной и иной  эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать соответствующие органы системы профилактики .

           По действующему законодательству  координация профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на  комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны  обеспечивать в организационно-управленческом  отношении взаимодействие на  региональном уровне различных  звеньев функционирующей профилактической  системы.

             Комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, образуемые  органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции  обеспечивают осуществление мер  по защите и восстановлению  прав и законных интересов  несовершеннолетних, выявлению и  устранению причин и условий,  способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным  действиям несовершеннолетних и  др.

            Органы управления социальной  защитой населения в пределах  своей компетенции осуществляют  меры по профилактике безнадзорности  несовершеннолетних и организуют  индивидуальную профилактическую  работу в отношении безнадзорных  и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных  представителей, не исполняющих  своих обязанностей по воспитанию, а также осуществляют меры  по развитию сети указанных  учреждений; внедряют в деятельность  учреждений и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, современные методики  и технологии социальной реабилитации.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершннолетних