Особенности исполнения и отбывания наказания в тюрьмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Современные тенденции развития уголовной и уголовно-исполнительной политики отличаются дуалистическим началом. С одной стороны, наблюдаются сдвиги в сторону гуманизации применения мер уголовной ответственности, с другой - ужесточение наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Последнее направление обусловлено, по всей видимости, значительным ростом рецидивной преступности, а также увеличением числа тяжких и особо тяжких деяний, за счет которых общий уровень преступности в России на протяжении последних лет приобрел угрожающий характер. Данное обстоятельство выдвигает настоятельную потребность в разработке эффективных механизмов борьбы с указанными явлениями и совершенствовании уже существующих.

Содержание

Введение
3
§1. Сущность и цели тюремного лишения свободы
5
§2. Особенности назначения осужденному лишения свободы в тюрьме
13
§3. Режим и условия отбывания лишения свободы в тюрьме
26
Заключение
33
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 60.07 Кб (Скачать документ)

Перевод осужденного из исправительной колонии  в тюрьму означает, что в отношении  него уже избрана мера наказания  и режим его отбывания судом  первой инстанции, приговор вступил  в законную силу, но в течение  срока лишения свободы данное лицо было признано злостным нарушителем  установленного порядка отбывания  наказания, ввиду чего администрация  исправительной колонии выносит  представление о его переводе в тюрьму, заметим, за дисциплинарный проступок.

В этой связи  возникает явное несоответствие оснований содержания в тюрьме: с  одной стороны, совершение особо  тяжкого преступления или при  особо опасном рецидиве, с другой - дисциплинарный проступок. Кроме того, существует мнение, что при переводе осужденного из исправительной колонии  в тюрьму происходит изменение приговора15. Однако есть и противники данного предположения, заявляющие, что изменения приговора не происходит, а лишь вносятся некоторые коррективы в наказание16. Думается, первая точка зрения более приемлема, ибо если приговор не изменяется, то на каком основании осужденный отбывает более строгое наказание, чем назначено по приговору суда. Если происходит изменение сущности назначенного наказания, тогда первоначальное решение должно быть отменено вышестоящим судом, а это невозможно, ибо рассмотрение дела в порядке надзора ввиду мягкости приговора не допускается. В этом смысле возникает коллизия не только материальных оснований изменения вида исправительного учреждения (в одном случае дисциплинарный проступок, в другом - преступление), но и процессуальных, ибо суд первой инстанции своим определением (имеющим упрощенный порядок вынесения) осуществляет то, что суд надзорной инстанции в соответствии с УПК РФ не вправе делать.

Несомненно, механизм регрессивной системы должен присутствовать при исполнении наказаний, тем более, что ряд нарушений  установленного режима способны существенно  дестабилизировать обстановку в  среде осужденных, подорвать авторитет  администрации ИГУ, создать условия, при которых возможно совершение преступлений, минимизировать эффективность  средств воспитательного воздействия  и т.д. Но для решение указанных  проблем пресечения дисциплинарных нарушений в арсенале администрации  исправительных колоний существуют такие меры как перевод в ПКТ  или ЕПКТ, условия содержания в  которых аналогичны тюремным. Перемещение  же из колонии в тюрьму, напротив, в ряде случаев может применяться  не по назначению, а с целью избавиться от «сложных», не поддающихся исправлению  осужденных.

Такая несогласованность  в законодательстве ведет к весьма неблагоприятным последствиям, связанным  с нарушениями принципа дифференциации исполнения наказаний. В тюрьмах  не обеспечивается полное отделение  хранителей уголовных традиций от других категорий лиц, лишенных свободы. В  связи с этим нам представляется обоснованным предложение В.М. Анисимкова и М.С. Рыбака отказаться от переводов  в тюрьму на срок до 3-х лет за нарушение  установленного порядка отбывания  наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов, как это  предусмотрено п. «в» ст. 78 и п. 1 ст. 130 УИК РФ.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы обратить внимание на особенность  тюремного лишения свободы в  системе мер уголовно-правового  воздействия и в частности  лишения свободы, которая заключается  в высокой степени репрессивности и карательном воздействии. Е.В. Королева называет лишение свободы крайней  мерой наказания , имея ввиду всю  пагубность, но в то же время незаменимость (на сегодняшний день) данного наказания. Если исходить из указанной позиции, то лишение свободы в тюрьме в  системе видов лишения свободы, как раз должно являться таким  крайним средством. Его применение должно носить строго индивидуальный, выверенный и даже вынужденный всеми  обстоятельствами и особенностями  личности преступника характер.

 

 

 §3. Режим и условия отбывания лишения свободы в тюрьме

 

Специфичность тюрьмы, как вида исправительного  учреждения, во многом предопределяется режимом отбывания лишения свободы. Именно через реализацию его требований осуществляется исполнение наказания  в тюремных учреждениях. От того, насколько  он совершенен и целесообразен, упорядочен и стабилен, в немалой степени  зависит результативность исполнения наказания. Режим олицетворяет как  порядок исполнения лишения свободы, так и его отбывания. Поскольку  он строго регламентирован законом, можно сказать, что его правила  составляют основное звено правопорядка в исправительном учреждении17.

В действующем  уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано правовое определение  понятия «режим», хотя в науке  данной отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и  не вызывало особых дискуссий.

В УИК  РФ (ст. 82) «режим» определяется как  «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания  лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных  на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в  зависимости от вида исправительного  учреждения, назначенного судом, изменение  условий отбывания наказания».

Указанное законодательное определение четко обозначило правовые основы, содержание, признаки режима, а также первостепенные требования, предъявляемые к его организации. Помимо этого данная дефиниция определяет его место и роль в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы.

Через регулирование  и осуществление контроля за поведением осужденных посредством определения  должных форм поведения режим  лишения свободы в конечном итоге  призван влиять на личность осужденного, формировать необходимые ее свойства. В литературе не без оснований  отмечается, что необходимая организация  режима, строго регламентированный внутренний порядок в ИУ направлены на формирование у осужденных дисциплинированности, организованности18, умения строить свои отношения в обществе, чувства ответственности и т.д. (А.И. Зубков, Н.К. Дорофеев). Поскольку режим применяется в системе средств исправительного воздействия, можно поэтому утверждать, что он «принимает участие» в преодолении негативных и формировании желательных для общества нравственно-психологических свойств и ценностных ориентации у осужденных19.

Важное  правовое значение имеет сфера воздействия  режимных правил по территориальному и субъектному признаку. Согласно ч.6 ст. 82 УИК РФ, их действие распространяется на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях.

Определенный  порядок исполнения и отбывания  лишения свободы устанавливается  нормами УИК РФ, а также иными  нормативно правовыми актами, определяющими  те или иные элементы режима, которые  должны соответствовать Уголовно-исполнительному  кодексу (ч.1 ст.82). Этот факт является важным отправным моментом в установлении иерархии норм, регулирующих режим, а  также разграничении полномочий соответствующих органов по принятию и исполнению необходимых положений.

Нормы, закрепляющие понятие, содержание и признаки режима являются универсальными и относятся  ко всем видам лишения свободы. Специфические  же предписания, определяющие размер, вид и характер средств обеспечения  режима в конкретных исправительных учреждениях, отражены в соответствующих  разделах и главах, посвященных исполнению определенных видов наказания.

Требования  режима лишения свободы обеспечивают реализацию 
вытекающих из его сущности функций, а именно карательной, 
воспитательной, обеспечивающей,  социального контроля (профилактической).

Согласно  ч. 2 ст. 130 УИК в тюрьмах устанавливаются  два вида режима: общий и строгий. Отбывание наказания в тюрьме начинается в наиболее тяжких условиях. Все осужденные, поступившие в  тюрьму, согласно ч. 3 ст. 130 УИК содержатся первоначально на строгом режиме. На тот же вид режима поступают  осужденные, переведенные с общего режима.

Пребывание  на строгом режиме в тюрьме, независимо от оснований нахождения осужденного  на этом виде режима, длится не менее  одного года (ч. 5 ст. 130 УИК). Это минимально необходимый срок, установленный законодательством, во время которого определяется, выбрал ли осужденный для себя путь правопослушного поведения и, следовательно, достоин ли перевода в менее суровые условия дальнейшего отбывания лишения свободы (на общий режим) либо является неправопослушным и перевода на общий режим не заслуживает.

Установленный «испытательный» срок в один год  представляется разумным пределом, в  ходе которого осужденный претерпевает значительные ограничения. Строжайшая изоляция в камере «нарушается» лишь ежедневной прогулкой по тюремному  дворику в течение часа. Отбывающим наказание на строгом режиме разрешается: ежемесячно расходовать средства, имеющиеся  на их лицевых счетах, в размере 60 процентов МРОТ, получать одну посылку  и одну бандероль в течение  года, иметь два краткосрочных  свидания в течение того же срока.

Общий режим  подразумевает аналогичные, но несколько  мягче условия содержания. Детальная  регламентация порядка отбытия  и исполнения лишения свободы  в тюрьме осуществляется помимо УИК  РФ «Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 30 июля 2001г. и иными ведомственными актами.

Указанная двухступенчатая тюремная система  на самом деле сужает возможности  дифференциации условий отбывания  лишения свободы по сравнению  с колониями, делает их более суровыми20.

Такая градация тюремного режима на общий и строгий  лишает возможности реализации полного  набора мер воздействия, присущих прогрессивной  системе. Несомненно, тюремная изоляция сама по себе носит и должно носить шоковый характер, сразу помещая  осужденного в крайне суровые  условия содержания (на строгий режим). Однако в этом случае исключается  какая-либо возможность регрессивного  воздействия на лишенных свободы, не осознавших всей серьезности предъявляемых  к ним требований. Применение мер  взыскания, предусмотренных ст. 115 УИК  РФ, не могут существенно повлиять на деструктивную личность, которая  и так ограничена во всем. Помещение  же в штрафной изолятор носит в  большей мере пресекающий или  предупредительный характер, назначается  на срок до 15 суток, в связи с чем, не может применяться для долгосрочной корректировки свойств личности осужденного, что, несомненно, необходимо при работе с рассматриваемым контингентом лиц. Осознание вновь прибывшим осужденным того, что хуже уже не может быть, способно предопределить будущее его поведение, идущее вразрез с воспитательными мерами. Более того, такое положение дел в какой-то мере «развязывает руки» преступным «авторитетам», которые в общей массе содержащихся в тюрьме попадают на один режим и, находясь в своей стихии, будучи уверенными в невозможности перевода на более строгий режим и отделения их от всей массы осужденных, продолжают насаживать «воровские законы».

Следует отметить, что законодательное определение  дифференцированных условий содержания в тюрьме как «общий и строгий  режим» (ч. 2 ст. 130 УИК РФ) представляется не совсем корректным. Данная формулировка употребляется законодателем при  разграничении видов исправительных колоний, которые, соответственно, именуются  колониями общего, строгого и особого  режима. При этом указание на вид  конкретного режима исправительной колонии свидетельствует о соответствующей  системе правоограничений в различных  исправительных учреждениях, которым, в свою очередь, присущи дифференцированные условия содержания внутри ИУ (облегченные, обычные, строгие). В связи с этим, как нам представляется, логичным будет именовать режимы содержания в тюрьме условиями отбывания  наказания (по аналогии с исправительными  колониями), что исключит двойственность в понимании данного термина  и путаницу в его применении.

Действующая ныне система распределения осужденных по режимам содержания в тюрьме не обеспечивает потребностей в разделении определенных категорий преступников, вызванных объективными предпосылками. Введение трехступенчатой системы  позволило бы частично решить указанную  проблему. Однако усовершенствование дифференцированного подхода к  распределению осужденных по камерам, по нашему мнению, необходимо и в  рамках одного и того же режима.

Статья 131 УИК РФ, определяя общие условия  отбывания лишения свободы в  тюрьме, предписывает содержать осужденных в общих запираемых камерах. Одиночное  заключение допускается лишь в «необходимых случаях» по мотивированному постановлению  начальника тюрьмы и с согласия прокурора (например, при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других сокамерников).

Условия отбывания лишения свободы в  тюрьмах довольно суровы. Наиболее болезненно воспринимается помещение, как правило, в переполненные  общие камеры, где порядки содержания нередко превращаются в ситуацию выживания. При таких обстоятельствах  крайне важным, как для самого осужденного, его безопасности, так и для  проводимой работы в ИУ, становится окружающее его сообщество сокамерников, их психологическая совместимость, уровень морально-нравственной и  криминальной запущенности и т.д.

При размещении виновных лиц по камерам учитываются  требования ст. 80 и ст. 131 УИК РФ, в  соответствии с которыми впервые  осужденные к лишению свободы  содержатся отдельно от ранее отбывавших этот вид наказания, а больные  инфекционными заболеваниями - от здоровых осужденных.

Указанные нормы предписывают отдельно от иных категорий содержать:

1) осужденных  при особо опасном рецидиве;

2) осужденных  к пожизненному лишению свободы;

3) осужденных, которым смертная казнь заменена  в порядке помилования лишением  свободы на определенный срок.

Кроме того, изолированно от других преступников и раздельно содержатся осужденные (ч. 2 ст. 131 УИК):

1) переводимые  из одного исправительного учреждения  в другое;

2) оставленные  в тюрьме для выполнения работ  по хозяйственному обслуживанию;

3) отбывающие  лишение свободы на общем и  строгом режимах.

Подобная  дифференциация при размещении лишенных свободы обусловлена не только уголовным  и уголовно-исполнительным законодательством,   но   и   ратифицированными   Российской   Федерацией международно-правовыми актами, устанавливающими стандарты обращения с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы21.

Информация о работе Особенности исполнения и отбывания наказания в тюрьмах