Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:12, доклад

Описание

В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 35.47 Кб (Скачать документ)

Кризисная ситуация в обществе и экономике, наличие  противоречий в межгосударственных и межконфессиональных отношениях, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей спорные международные и региональные проблемы, - все это способствует появлению транснациональных видов преступной деятельности на территории Российской Федерации и диктует необходимость выработки специального комплекса контрмер. В связи с этим кое-какие меры в России уже предпринимались. 

Так, в 1991 г. была разработана  Концепция по борьбе с организованной преступностью, в соответствии с  которой определены задачи специализированных подразделений, осуществляющих борьбу с организованной преступностью и указаны направления этой деятельности. Таким образом, Концепция явилась основой для разработки конкретных программ и соответствующих документов в области борьбы с организованной преступностью, в том числе и транснациональной. 

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской федерации  от 8 октября 1992 г. № 1189 «О мерах по защите прав граждан охране правопорядка и  усилению борьбы с преступностью»[83] была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации  по борьбе с преступностью и коррупцией. В ее задачи входило обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке федеральных программ и иных решений по предупреждению и пресечению противоправной деятельности в обществе и структурах органов власти, организация координации деятельности и обеспечение взаимодействия МВД, ФСБ, Минобороны, СВР, ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации по вопросам выработки системного подхода к государственной политике по предупреждению и борьбе с организованной преступностью. На данный момент этот Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 ноября 2000 г. № 1937 «О внесении изменений и дополнений в не которые указы Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации»[84]. 

24 сентября 1993 г. в  г. Москве было принято решение  о создании Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлений  на территории содружества независимых  государств, и утверждено положение  о нем. 

Были приняты соответствующие  нормативные правовые акты, в определенной мере регламентирующие деятельность подразделений  по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Среди них международные  документы универсального характера, международные документы регионального  характера, международные договоры межведомственного характера, нормативные  правовые документы РФ. 

Определяющее событие  в плане противодействия преступности на мировом уровне состоялось в г. Палермо (Италия) в ноябре 2000 г. Генеральная  Ассамблея ООН приняла Конвенцию  против транснациональной организованной преступности. В середине декабря эта Конвенция была подписана и Россией. Данный документ подводит правовую базу под борьбу с вышеназванным симбиозом. В нем определены признаки организованной преступной группы, транснациональной преступности, содержатся конкретные предложения по криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе, «отмывание» доходов от преступлений, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия. Конвенция регулирует также широкий круг вопросов, связанных с экстрадицией преступников, защитой свидетелей и потерпевших, международным сотрудничеством правоохранительных органов и др. 

Одно из ключевых понятий Конвенции - «организованная  преступная группа», что означает «структурно  оформленную группу в составе  трех или более лиц, существующую в течение определенного периода  времени и действующую согласованно с целью совершения одного или  нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или  косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». Из приведенного определения видно, что оно расходится с определением организованной группы в ст. 35 УК РФ. Последний в качестве признаков организованной преступной группы указывает на наличие как минимум двух лиц и «устойчивость». Можно предположить, что устойчивость и выражается в «структурной оформленности». 

Классификация основных мер противодействия транснациональной  организованной преступности предусматривает  две большие группы мер: меры международного уровня и внутригосударственные  меры 

Обострение глобальных проблем в мире и кризис в России требуют не только оперативных мер  реагирования, но прежде всего создание системных методологий, разработки инструментария, технологий комплексного исследования набирающей силу транснациональной  организованной преступности. В настоящее  время, несмотря на сложность криминогенной обстановки в стране и в мире, наше общество, сохранило антикриминогенный потенциал, реализация которого связана прежде всего с предупреждением преступности. 

В процессе своего исторического  развития человечество использовало два  основных способа противодействия  преступным посягательствам на права  н законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные  преступления и предупреждение преступлений[85]. С развитием общества все наиболее эффективным способом противодействия  преступности будет именно предупредительная  деятельность, осуществляемая до совершения преступлений. 

Требует особого  внимания рассмотрение вопроса противодействия  транснациональной организованной преступности с учетом мирового процесса глобализации[86]. Есть еще два момента  в сфере противодействия глобализации организованной преступности. Первый — использование такой формы борьбы с этим явлением, как глобализация технических возможностей мирового сообщества. Эта форма мало используется. Преступники ведь используют современные компьютерные технологии для извлечения денег, значит, надо глобализировать компьютерную сеть защиты. Необходимо совершенствовать и внедрять на глобальном уровне поиск и регистрацию преступников. Здесь, конечно, возникает вопрос юридического и морального свойств - опасность нарушения прав человека. Но все эти вопросы должны обсуждаться, и в том числе возможность глобальной регистрации, использование генетического кода человека для поиска преступников. Второй — интернационализация международных документов Мы не имеем соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью со многими странами. Существуют различия в таможенном законодательстве, которые используются преступниками. И Наконец, уголовное законодательство. Международный уголовный кодекс до сих пор не разработан, а если говорить о проекте этого документа, то он нуждается в серьезнейшей работе. Этот проект содержит всего шесть или семь составов преступлении, тогда как преступность международного характера насчитывает около 30 - 40 видов преступных деяний[87]. 

Во-первых, процесс  противодействия транснациональной  организованной преступности можно  представить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, а также  негосударственных организаций, направленную на предупреждение, выявление и пресечение транснациональных преступлений. 

Во-вторых, первичная  классификация основных мер противодействия  организованной преступности предусматривает  две большие группы: меры международного уровня и внутригосударственные  меры. 

В-третьих, по своей  структуре система противодействия  организованной преступности состоит  из следующих элементов: организационные  меры противодействия; правовые меры противодействия, в их числе уголовно-правовые формы (методы) противодействия; факторы, оказывающие  влияние на качество противодействия  организованной преступности. 

В-четвертых, выбор  путей и форм противодействия  транснациональной организованной преступности должен основываться на предположении о том, что люди избирают незаконный вид деятельности, если он дает наибольший доход по сравнению  с легальной формой активности либо, если нелегальные способы обеспечивают более низкие вмененные издержки ведения бизнеса. Исходя из этой посылки, главным направлением эффективного противодействия преступности является сокращение выгод, которые она приносит и увеличение издержек незаконной деятельности.

Информация о работе Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью