Меры пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие мер пресечения
Глава 2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.
Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
§ 1. Подписка о невыезде.
§ 2. Личное поручительство.
§ 3. Залог.
§ 4. Наблюдение командования воинской части.
§ 5. Отдача несовершеннолетнего под присмотр.
Глава 5. Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.
§ 1.Сроки содержания под стражей.
§ 2.Продление срока содержания под стражей.
§ 3. Судебная проверка законности и обоснованности ареста.
§ 4. Освобождения подозреваемых и обвиняемых из- под стражи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая меры пресеч..doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Как показало исследование, в 25% случаев органы дознания, следователи, прокуроры и суды при вынесении постановления об избрании меры пресечения не указывают основания принятия этого решения. Но что же это такое - основания избрания меры пресечения? Основаниями применения к лицу меры пресечения, являются:  1- привлечение лица в качестве обвиняемого и
2- наличие данных, указывающих на необходимость ограничения свободы обвиняемого (ст.112УПК).
Иначе говоря, данных, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

В некоторых источниках основанием признаётся единство тех двух элементов, что названы основаниями выше – «Основание избрания мер пресечения – это совокупность условий, учитываемых при избрании меры пресечения. Их можно подразделить на процессуальные и фактические».

Процессуальное основание – наличие обвинения, задержания или избрания меры пресечения.

Фактическое основание – наличие соответствующих данных, указывающих на необходимость ограничения свободы обвиняемого.

Иногда учёные говорят не о самих данных, а об установленных на их основе обстоятельствах. Если же говорить об этом виде оснований как об обстоятельствах, то нельзя будет принимать решение без доказанности таковых, когда имеет место лишь вероятность противоправного поведения обвиняемого, подозреваемого.

В ст.97 УПК, закреплено : « о применения меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление, а суд -мотивированное определение, содержащее указание на преступление , в котором подозревается данное лицо, и основание для избрания применённой меры пресечения. Постановление или определение объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения»

Таким образом, основание избрания меры пресечения не есть само постановление. Постановление – это основание реализации меры пресечения, к примеру содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого (ст.5 закона РФ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Основанием же избрания меры пресечения может быть только то, что предшествовало составлению постановления (определения).

Применение меры пресечения при наличии к тому оснований является не только правом, но и обязанностью лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Расследуя преступление, следователь изучает обстоятельства происшествия имевшие место в прошлом. При решении же вопроса о мере пресечения ему приходится оценивать также будущее поведение лица, к которому применяется мера пресечения. Исходными данными в оценке этого поведения служат собранные по делу доказательства, характеризующие тяжесть совершённого преступления, личность обвиняемого, характер его вины, намерения, в связи с привлечением к уголовной ответственности и т.д. Для правильного и обоснованного решения о мере пресечения необходимо дать оценку всех фактических обстоятельств дела, и на основании собранных доказательств, сделать вывод о возможном поведении обвиняемого (подозреваемого), делающим необходимым применение к нему меры пресечения.

Трудно совершенно точно предвидеть поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности.   Поэтому, при решении вопроса о мере пресечения устанавливается вероятное поведение обвиняемого
(подозреваемого),   однако, вывод о таком поведении должен базироваться не на интуитивных предположениях, а на объективно установленных фактах, на реальных доказательствах, свидетельствующих о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, уклониться от исполнения приговора. Причём, для решения вопроса достаточно одного из предположений.

Например, обвиняемые в совершении наиболее тяжких преступлений, перечень которых установлен УПК, могут быть заключены под стражу по мотивам одной лишь опасности преступления. Ст. 99 УПК включает в этот перечень умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, крупное хищение чужого имущества, взяточничество, разбой и грабёж при отягчающих обстоятельствах и т.д. В этих случаях основанием для избрания меры пресечения являются фактические данные
(доказательства), изобличающие обвиняемого в совершении преступления, независимо от наличия данных, свидетельствующих о возможности его неправомерного поведения (попытка скрыться, помешать расследованию и т.д.).

В качестве исключения из общего правила ст.1 Указа Президента
РФ от 14. 06. 94 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» устанавливает, что к лицам, обвиняемым и подозреваемым в бандитизме и др. тяжких преступлениях, совершённых организованными преступными группами, в качестве мер пресечения не применяются подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации и залог.

Однако в некоторых источниках отмечается, что данное основание касается не только обвиняемых, но и подозреваемых. С таким расширительным толкованием ст.99 УПК вряд ли можно согласиться. В указанной норме прямо говорится об обвиняемом и нет даже упоминания о подозреваемом.

Разрешая вопрос о необходимости применить к лицу меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, сотрудник органа дознания, следователь, прокурор судья, суд учитывают помимо обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК, также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др. обстоятельства  (ст.99 УПК). Ни одно из перечисленных фактических данных, взятое само по себе, не является собственно основанием избрания меры пресечения. Однако оценка и учёт этих обстоятельств помогают правильно решить вопрос о наличии оснований и необходимости применения меры пресечения, а также выбрать именно ту из них, которая способна предотвратить ненадлежащее поведение обвиняемого  (подозреваемого).

Глава 3. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения.

 

Согласно ст.97 УПК избирать меры пресечения вправе лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. Тем не менее, к числу таковых следует также отнести начальников следственных отделов, а также судью на стадии назначения судебного разбирательства (ст.255 УПК). При этом все они, кроме прокурора, могут принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органа дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор. По общему правилу, вопрос о применении меры пресечения решается после привлечения лица в качестве обвиняемого. Правильное избрание меры пресечения имеет важное значения для обеспечения надлежащего поведения обвиняемого.   При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствует установлению истины по делу или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора, лицо, производящее дознание, следователь или судья выносит мотивированное постановление, а суд - мотивированное определение.  Этот документ должен содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется конкретное лицо, и основание для избрания примененной меры пресечения. Постановление или определение объявляются лицу, в отношении которого оно вынесено, под расписку и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения мер пресечения.  Копия постановления или определения о применении меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.В тех случаях, когда на применение меры пресечения требуется санкция прокурора, лицо, производящее дознание, или следователь обязаны получить соответствующую санкцию, которая оформляется в виде резолюции прокурора на постановлении, скрепляемой его подписью и печатью. Помимо вынесения постановления при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.), либо делается сообщение общественной организации или командованию воинской части.        Копия постановления о применении меры пресечения, подлежащей исполнению соответствующими органами или должностными лицами, направляется этим органам или лицам. Так, постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу направляется для исполнения администрации места предварительного заключения.

В случае необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей следователь или лицо, производящее дознание обязаны внести постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного заключения и заблаговременно представить его прокурору, правомочному продлевать срок содержания под стражей.

В таком постановлении указывается даты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, заключения лица под стражу, подробные сведения о личности обвиняемого, сущность предъявленного обвинения, доказательства подтверждающие виновность обвиняемого в совершении преступления, положение с расследованием дела на момент возбуждения ходатайства, причины задержки с расследованием дела и меры, принятые для его быстрейшего окончания, следственные действия, которые необходимо провести, и время, требующееся для их производства.

При наличии к тому достаточных оснований мера пресечения может быть изменена на более строгую или на более мягкую мотивированным постановлением (определением) лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.                                                                                                                                   

Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указания участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, применивший меру пресечения, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

При заключении под стражу лица, являющегося гражданином иностранного государства, копия постановления или определения о мере пресечения направляется в Министерство иностранных дел РФ.

Органы предварительного расследования, прокурор и др. компетентные органы обязаны изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями к применению меры пресечения.

Условия или основания применения отпадают тогда, когда не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.
Неоценимое значение для отмены или изменения меры пресечения имеет изменение обстоятельств, которые учитывались при её избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т.п.

В случае, когда основания для применения пресечений отсутствуют, она подлежит безусловной отмене мотивированным постановлением (определением). Так, при прекращении уголовного дела мера пресечения во всех случаях отменяется.

Отмена или изменение лицом, производящим дознание, или следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора.

При отмене (изменении) меры пресечения, связанной с содержанием под стражей, копия соответствующего постановления (определения) направляется администрации места предварительного заключения для его немедленного исполнения и освобождения лица из-под стражи.

Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те же должностные лица, которые наделены правом избирать таковые. В ч.2 ст.110 УПК установлено, что «отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора». Закон не определяет порядок отмены или изменения органами расследования меры пресечения, избранной непосредственно самим прокурором.
Представляется правильным решение этого вопроса следующим образом: следователь или лицо, производящее дознание вправе отменять или изменять меру пресечения, избранную прокурором, только с письменного согласия прокурора.

Тем не менее, мера пресечения, избранная судом при возбуждении уголовного дела в порядке ст.228 УПК или при направлении дела для производства дополнительного расследования, может быть отменена или изменена прокурором, а также органами дознания и предварительного следствия, которые не связаны с названным решением суда по вопросу о мере пресечения.

В постановлении (определении) об изменении или отмене меры пресечения должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

Глава 4. Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

§ 1. Подписка о невыезде.

Подписка о невыезде(ст. 98 УПК). состоит в отобрании у подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, а также являться по вызову этих органов.

Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру пресечения, с учётом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

В юридической литературе нет единства мнений по содержанию понятия «отлучка»,  использованного законодателем в ст.102 УПК.
Любленский П.И. при разъяснении данного понятия говорит о разрешении обвиняемому отлучаться в пределах города или района на длительное время, да еще и менять при этом квартиру. Другие учёные, к примеру, Лившиц Ю.Д., напротив, считает, что отлучка не должна превышать суток, куда бы она не была. Лицо, в отношении которого была избрана подписка о невыезде, по общему правилу, может сохранять обычный уклад жизни, однако оно не имеет права отлучаться на длительный срок, менять место жительства или выезжать за пределы города  (района области) постоянного или временного проживания, указанного в подписке.

Информация о работе Меры пресечения