Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Личность преступника – понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером. Понятие личности преступника, т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.
Целью данной работы является рассмотрение личностных характеристик преступника, а также подробный анализ его психологических черт.

Работа состоит из  1 файл

Яна.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

2.4. Внешняя среда протекания преступления

Внешняя среда может содержать различные условия, влияющие на совершение преступления. Остановимся на одном из них: психологические механизмы могут быть различны, если преступление совершается индивидуально, в группе или в толпе.

Толпа, имеющая отношение  к преступному поведению, различается как спасающаяся, экстатическая или агрессивная.

Любой вид толпы создает  атмосферу взаимозаражения, когда  все участники охватываются единым эмоциональным состоянием, при котором  сужается сфера сознания и поведение  делается некоординированным (в толпе спасающейся), или перестает контролироваться сознание (в толпе экстатической или агрессивной). Резко повышается внушаемость, возрастает агрессивность.

При попадании в группу человек переходит с индивидуального  на групповой уровень организации своего поведения, в результате чего оно существенно меняется:

а)   начинают работать социальные стереотипы;

б)    возникает явление конформности к реакциям членам группы;

в) появляется чувство  анонимности, а ответственность  за индивидуальные действия смещается на всю группу;

г) начинает действовать  феномен «сдвига риска»12.

По отношению к преступлению различают группы преступные и криминогенные, или промежуточные. Первые изначально ориентированы на преступление и ради него созданы. Вторые такой цели не имеют, чаше всего это группы подростков, собирающиеся на эмоциональной основе (повышенное состояние тревожности) для реализации потребности общения, самоутверждения и т.д.

Самым распространенным мотивом совершения преступлений в  группах является желание показать себя героем. Группа, как правило, культивирует это желание. 7-8 % членов преступных групп были вовлечены в преступление по мотивам ложного товарищества. По данным одного из опросов, подобные мотивы были у 24,1% человек, совершивших кражу. 24,2% - хулиганства, 29,1% - разбои и грабежи13.

Несмотря на разнообразие и сильное влияние внешней  среды на поведение, личность, как  обладающая сознательной активностью, в большинстве случаев сама ответственна за выбор той социальной среды, которая  ее окружает.

 

3. Психологические качества личности преступника

Анализ механизма преступного  действия показывает, что любой составляющий его элемент в существенной степени  опосредуется психическим складом  лица, совершившего преступление. Поэтому  становится ключевым понятием при рассмотрении процесса преступления и меры ответственности за него. Сейчас уже не вызывает сомнения ошибочность поиска устойчивых психологических или биологических черт, которые позволили бы выделить потенциального преступника среди массы просоциально настроенных людей. Для практических работников правоохранительных органов может оказаться плодотворным другой подход к проблеме личности преступника. Личность адаптируется к условиям своего существования за счет отбора тех образцов взаимодействия с окружающей средой, которые наиболее соответствуют ее психологической структуре. Очевидно, что есть категории преступлений, которые характерны для лиц с соответствующими личностными особенностями. Знаний таких особенностей позволяет не только понять внутренние условия преступления, но с определенной долей вероятности предсказать категорию людей, к которой может относиться преступник, и тем самым сократить сферу первоочередного поиска.

Как мы указывали раньше, психологическую структуру личности можно представить в виде трех основных элементов: а) психофизиологические особенности процессов и состояний, б) ценностно-нормативные регуляторы, в) индивидуально-психологические свойства.

3.1. Психофизиологические особенности процессов и состояний

В практике следственной работы часто приходится сталкиваться с интеллектуальными нарушениями в психике личности. Обычно выделяют три уровня умственной отсталости: 1) лица с идиотизмом - те, кого по уровню умственного развития можно сравнить с двухлетним нормальным ребенком (отсутствует членораздельная речь, произносят отдельные слова, не поддаются обучению навыкам); 2) имбецилы - те, кого можно сравнить по уровню развития с ребенком 7 лет (речь косноязычная, используют только общеупотребительные слова, мышление конкретно, обучаются несложной работе); 3) дебилы - те, кого можно сравнить по уровню развития с ребенком 12 лет (могут, хотя с трудом, заниматься в обычной школе, не способны хорошо выделять существенное в явлениях, отсутствует находчивость, очень часто обладают отличной памятью).

С больными идиотизмом следствие дела не имеет. С имбецилами уже приходится встречаться, но поскольку распознать подобную умственную отсталость легко, то дополнительных пояснений здесь не требуется. Гораздо сложнее с различными степенями дебильности. Конечно, суд будет основываться на заключении специальной экспертизы, но определенные предположения работник судебно-следственных органов должен иметь.

Пограничное состояние  характеризуется тем, что постоянная опека над индивидом часто  снимается. Он способен зарабатывать себе на жизнь при благоприятных обстоятельствах, но не может конкурировать с другими людьми на равных. Простые житейские задачи решаются им без напряжения. Многие из них довольно хорошо чувствуют себя в армии. Поэтому дефективные взрослые могут внешне выглядеть вполне нормальными людьми до тех пор, пока они не обнаружат себя по проступкам или при некоторых других обстоятельствах. Каждую умственную дефектность можно рассматривать, по крайней мере, как потенциальную возможность отклоняющегося поведения. Это связано с тем, что подобный человек не способен достаточно хорошо взвешивать последствия своих действий и действий других, не способен к необходимым самоограничениям.

В связи с характеристикой  умственного развития следует упомянуть  еще одну категорию людей, отмеченную известным русским психиатром П. Б. Ганнушкиным. Это категория конституционально-глупых. Люди, относящиеся к данной категории, считаются нормальными. В жизни неплохо приспосабливаются. Они могут хорошо учиться в школе и даже в вузе, выглядеть образованными, т.к. благодаря хорошей памяти способны легко пользоваться чужими высказываниями и мыслями. Однако мышление таких людей примитивно и не выходит за рамки шаблона. Их основной недостаток в том, что нестандартные ситуации они самостоятельно разрешить не в состоянии.

Особенности и нарушения  таких психических процессов, как  мышление, память, ощущения, внимание, часто играют решающую роль в преступлениях, связанных с управлением техникой. Так, например, анализ нарушений правил судовождения показал, что одной из причин в 39,5% случаев являлась легкомысленная недооценка ситуации, а в 43,0% - недооценка степени опасности14.

Чувства могут быть не только эмоциональным фоном, но и  непосредственным мотивом преступления. В преступлениях, связанных с конкретными ориентациями, нередко определяющим мотивом бывает такая устойчивая эмоциональная форма, как страсть. Страсть полностью сковывает сознание человека и направляет его к единственной цели даже вопреки здравому смыслу.

Особое влияние на процесс совершения преступления оказывает повышенная личностная тревожность. Это состояние внутреннего беспокойства, иногда безотчетного страха, которое может толкать на импульсивные, плохо контролируемые действия или неоправданную жестокость. Повышенная тревожность может быть характерна не только для отдельных лиц, но и для людей в состоянии болезни, перенесших черепно-мозговые травмы, испытывающих последствия алкоголизма и наркомании, для подростков 11-15 лет.

3.2. Ценностно-нормативные регуляторы поведения

Психофизиологические  особенности процессов и состояний  во многих случаях биологически обусловлены. Ценностно-нормативные регуляторы в основном являются продуктом воспитания и самовоспитания личности в процессе ее социализации. Они в той или  иной мере отражают жизненную позицию человека.

Источником преступной активности, как и любой активности человека, служат потребности, т.е. состояние  нужды в чем-то. И хотя сами они  непосредственно к преступлению не приводят, но определенные состояния  структуры потребностей могут стать основанием для возникновения преступных мотивов.

В личности потребности  функционируют в виде системы. Структура  этой системы представлена в концепции  А. Маслоу15. Она предполагает иерархическое взаимодействие человеческих потребностей:

1. Потребность в наиболее полном выражении субъектом собственного уникального потенциала.

2. Потребности в оценке.

3. Потребности в любви  и принадлежности.

4. Потребности в безопасности.

5. Физиологические потребности.

Когда иерархическая  структура индивидуальных потребностей соответствует иерархической структуре потребностей общества, особых противоречий между личностью и обществом не возникает. Такая структура потребностей называется нормальной. Однако в результате социального развития какая-либо потребность может занять в иерархической структуре неоправданно высокое или, наоборот, низкое место. Подобную структуру потребностей называют деформированной. Деформация содержит в себе высокую вероятность появления преступного поведения. Так, потребность, требующая накопления материальных ценностей, заняв очень высокое место, превращается в страсть, которая реализуется в хищении государственной или личной собственности. К возникновению насильственных преступлений может привести потребность в доминировании и власти, связанные, в свою очередь, с более фундаментальной потребностью, потребностью в оценке.

В структуре личности могут появиться такие потребности, которые не только не способствуют, но и препятствуют развитию личности и прогрессу общества. Эти потребности  называют квазипотребностями. К ним можно отнести потребность в наркотиках, алкоголе, сексуальные извращения.

Стремление к удовлетворению потребностей приводит к формированию сферы ценностных ориентации личности. Значимость объектов внешней и внутренней среды человека неодинакова для удовлетворения его потребностей.

В процессе социализации личность присваивает объектам, с  которыми она сталкивается, различные  ценности и приобретает возможность  регулировать свою активность в зависимости  от актуальности потребности и значимости цепи. Наиболее полная классификация ценностей предложена Т. Мюрреем16. Она включает: 1) тело, здоровье,: 2) собственность, полезные предметы; 3) знания, факты, теории; 4) эстетические образы; 5) мировоззрение; 6) аффилиацию, межличностные отношения; 7) сексуальность, в том числе продолжение рода; 8) объекты, требующие помощи, воспитание ребенка; 9) доминирование, власть над другими; 10) престиж, репутацию; 11) лидерство, руководство; 12) источники поддержки и помощь: 13) положение, ролевые обязанности и функции в группе; 14) группу, социальную систему как целостность.

Ценностные ориентации отражают содержание направленности личности и поэтому наиболее ярко воплощаются  в идеалах, интересах, мировоззрении  субъекта. Сами по себе и интересы, и  идеалы, и мировоззрение не обязательно ведут к действию. Действие начинается тогда, когда они превращаются в мотив. Однако эти характеристики личности помогают квалифицировать преступное поведение, как вызванное ситуационными обстоятельствами или как закономерный результат развития личности, что предполагает совершенно разные меры осуждения и принципы перевоспитания, а нередко и особые пути розыска преступника. Превращаясь в актуальный мотив, ценностные ориентации могут действовать на разных уровнях сознания, начиная от нечетких малодифференцированных влечений и кончая полной убежденностью. Каналами во множестве разнообразных форм поведения, указывающими наиболее приемлемый для личности путь достижения целей, служат общественные формы, усвоенные личностью в процессе социализации. Даже если цель социально одобряема, во многих случаях кратчайший путь достижения ее может быть асоциален, т.к. ущемляет права других людей. Поэтому преступная личность за редким исключением характеризуется тем, что система внутренних норм приходит в противоречие с внешними нормами, предъявляемыми обществом. Отсутствие достаточно эффективной реакции со стороны общества на случаи отклоняющегося поведения, когда личность может достигнуть цели наиболее привлекательным для нее путем, часто приводит к возникновению привычки. Привычное действие, например хулиганское поведение, становится потребностью, т.к. уже не факт достижения цели, а само действие доставляет удовлетворение.

Чтобы пояснить сказанное, попробуем проследить один из возможных  путей трансформации потребности признания социальным окружением. Воспитание в семье по принципу «неприятия», когда ребенок нежелателен и воспринимается как помеха, в сочетании с определенными конституциональными особенностями нервной системы может привести к деформации потребностной сферы ребенка. Поэтому роль одной из главных ценностей будет приобретать доминирование, впасть над другими. Черпая свой материал частично из образцов поведения одного из авторитарных родителей, частично из продукции массовой культуры, в своем сознании ребенок постепенно будет формировать идеальный образ «сильной личности», «сверхчеловека». Селективно воспринятые сознанием примеры ближайшего социального окружения делают идеи абсолютной ценности силы убеждением, т.е. одним из самых мощных мотивов поведения. Необходимо отметить, что идею ценности силы преступная личность чаще всего понимает не в ницшеанском духе, а, вследствие неразвитости внутреннего мира, как идею ценности сипы физиологической или материальной. Поскольку обществом признается право доминирования только духовно значимой личности, индивидуальная нормативная система постоянно будет входить в противоречие с официально принятыми социальными нормами. Главная линия согласования индивидуальных норм и норм общественных будет определяться тезисами: «Законы только для слабых людей. В нашем мире главное - не попасться». Первые незначительные проявления такого рода философии общество, как правило, недооценивает, в результате привычкой становится хамское поведение по отношению к людям, стремление унизить других, желание издеваться над слабым. Такой путь эволюции естественной для человека потребности в социальном признании может вызвать широкий спектр отклоняющегося поведения, начиная с простого уличного хулиганства и кончая извращенными формами насилия17.

3.3. Индивидуально-психологические свойства личности

До сих пор мы рассматривали  как биологические, так и социально  обусловленные психологические  особенности, которые определяют поступок по преимуществу в связи с конкретными  провоцирующими его ситуациями. Однако не менее важным является анализ таких индивидуально—психологических свойств личности, как темперамент и характер. Эти свойства обнаруживаются практически во всех типичных для человека обстоятельствах и определяют устойчивые особенности его реакции на эти обстоятельства. Темперамент отражает динамическую, а характер - содержательную сторону поведения.

Здесь хотелось бы остановиться на акцентуации, которая приводит к тому, что у личности формируется хотя и сложный, но вполне определенный поведенческий узор, позволяющий предсказать последовательность и особенности ее реакции.

Информация о работе Личность преступника