Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Личность преступника – понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером. Понятие личности преступника, т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.
Целью данной работы является рассмотрение личностных характеристик преступника, а также подробный анализ его психологических черт.

Работа состоит из  1 файл

Яна.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Фундаментальное правило, которое многими усваивается  с детства –  хотим мы этого или нет – «состоит в необходимости, подвергшись агрессии, ответить соразмерной агрессией»7. Эта ответная «соразмерная агрессия», пропорциональная первоначальной, составляет такое понятие, как «норма возмездия». В подобных случаях одна агрессия как бы компенсирует другую. Укорененность в правосознании значительной части людей с большей или меньшей степенью выраженности этой имеющей глубокие исторические корни «нормы возмездия» в ее первоначальной ветхозаветной формулировке («око за око, зуб за зуб») нередко до сих пор служит мотивом самооправдания у многих при совершении целого ряда насильственных преступлений агрессивного характера, мотивом кровной мести, распространенной среди отдельных групп населения, и даже сведения «счетов с обществом». Таким образом, говоря о «норме агрессии», побуждающей субъекта совершить насильственные действия, и «норме возмездия» в качестве ответной реакции, необходимо видеть социально-культурные, национальные факторы, его ценностные ориентации, возрастные, интеллектуальные, иные характеристики, условия формирования личности. Замечено, что человек, ранее подвергавшийся насилию, впоследствии и сам становится более агрессивным, чаще прибегает к агрессивным формам поведения. Например, данная закономерность была выявлена при изучении все еще распространенной в армейской среде «дедовщины»8.

Агрессивным действиям  нередко сопутствуют проявления жестокости или даже «особой жестокости», а также с «жестокого обращения», понятие которых содержится в уголовном законодательстве. К таким уголовно-правовым понятиям следует отнести, прежде всего: садизм, т.е. ненормальную страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиям, мучительство, извращенную, изощренную жестокость; совершение преступления с мучениями для потерпевшего; истязание, в том числе с применением пыток.

По своему первоначальному  смыслу жестокость предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в  отношении которой совершаются  агрессивные действия. В более  широком смысле слова жестокость, как и агрессия, представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость более узкое понятие.

Распространенным способом оценки насильственных действий преступника  с точки зрения того, совершены  они с особой жестокостью или  нет, является изучение объективной  стороны содеянного, оценка способа совершения преступления, а также наступивших от него последствий.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что психологическая структура личности состоит из четырех основных структурных элементов:

1) подструктура направленности - совокупность наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта,  включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) подструктура психических  форм отражения, проявляющихся  в познавательных процессах, психических,  эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента  и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит в том, что в первом случае многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов.

Также говоря о психологических  чертах личности преступника необходимо учитывать психические аномалии, т.е. отклонения от средней психической нормы, в значительной мере связанные с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

 

 

2. Механизм преступного поведения

Для того чтобы понять, как возникает преступная личность, необходимо рассмотреть психологические  механизмы поступка и его превращения  в преступное действие.

Наиболее удобной схемой анализа поступка может служить исследование этапов его развития как процесса: 1) столкновение индивида с проблемной ситуацией; 2) формирование мотивационной сферы и цели; 3) планирование поступка; 4) достижение цели.

Все четыре этапа развиваются  на фоне двух сфер: внешней и внутренней. Первая представляет собой многообразные условия внешней среды, в которой протекают психологические процессы. Вторая образуется психическим складом личности, который определяет характер превращения просоциального поведения человека в асоциальное.

2.1. Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда человек  сталкивается с чем-то ранее ему  незнакомым, но значимым для него. Это  новое не позволяет привлечь стереотипные приемы поведения, регулируемые подсознательным  уровнем психики. Поведение начинает приобретать высокоактивный характер, определяемый участием различных личностных структур.

«…Можно представить  предельные случаи, когда поведение  определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое, во втором – нечто крайне автоматизированное, поведение по типу «стимул-реакция»9. В большинстве случаев актуальное поведение является итогом взаимодействия между индивидом и ситуацией, в которую он включен.

В любой ситуации, сопутствующей совершению преступления, существует ряд объективных характеристик, которые способствовали возникновению антинормативного поведения. Такой характеристикой может выступать быстротечность ее изменения, не позволяющая принять адекватное и социально приемлемое решение. Другой характеристикой может служить напряженность, следствием которой будет сильное стрессовое состояние. Противоположное качество ситуации, ее легкость, также можно способствовать нарушению социальных норм (например, отсутствие условий надлежащего хранения материальных ценностей). Еще одной характеристикой нередко выступает когнитивная сложность обстоятельств или их простота.

Вышеперечисленные характеристики ситуации обязательно должны анализироваться  в ходе расследования преступления, так как одни ситуации могут облегчать, а другие затруднять антинормативное поведение. Этот анализ более точно покажет долю личностной активности в совершении поступка и тем самым долю личной ответственности за преступление. Однако в конечном счете не объективные характеристики ситуации определяют поведение, а то, как эта ситуация воспринята на субъективном уровне. Для одного ситуация может показаться безвыходной, а для другого элементарной, один увидит в ней возможность большого личного выигрыша, другой подобную ситуацию выигрышной не считает.

Особое влияние оказывает конфликтный  характер ситуации, который формируется  в результате индивидуальной трактовки  обстоятельств личностью.

Американский психолог Курт Левин  выделил 4 типа таких ситуаций: 1) конфликт «стремление—стремление», когда перед человеком возникают две одинаково ценные возможности; 2) конфликт «избегание-избегание», когда приходится выбирать из двух явно непривлекательных целей; 3) конфликт «стремление-избегание», когда одна и та же возможность несет в себе и позитивную и негативную ценность (например, возможность материальной выгоды и вероятность сурового наказания); 4) конфликт «двойного стремления-избегания», когда возникают две цели, каждая из которых несет в себе и положительные и отрицательные стороны10.

Полезным может оказаться более  широкое, введение в практику анализа  ситуации, сопровождающей преступное поведение, двух психологических понятий: 1)валентность цели и 2)расстояние до цели. Первое понятие раскрывает, какой  субъективной привлекательностью обладает данная цель. Эта привлекательность является продуктом взаимодействия ситуации и внутреннего напряжения, вызванного потребностью личности. Второе понятие, в отличие от физического расстояния, показывает субъективное ощущение удаленности цели. Оно может определяться отдаленностью цели во времени или сложностью ее достижения, или другими факторами. Например, одно и то же физическое расстояний до двери зубоврачебного кабинета одному кажется незначительным, а другой долго не решается его преодолеть.

Любые ситуационные факторы становятся детерминантами преступного поведения  только после преломления их через  личность, имеющую установку на преступление.

2.2. Формирование мотивационной сферы

Ситуационные обстоятельства могут служить лишь причиной противоправного поступка, но не мотивом, например преступления, совершенного под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего. Для того чтобы преступление было совершено, необходимо формирование внутреннего импульса к действию, т.е. мотива поступка. В приведенном случае таким мотивом может быть защита собственной чести или безопасности другого лица.

Анализ ведущего мотива преступления позволяет узнать действительную личную и общественную значимость совершенного действия и соотнести ее с последствиями. Главное здесь — оценка того, в какой степени действие является индивидуальным, т.е. мотивированным и не зависимым от ситуации. Известный американский социальный психолог Гарольд Келли предложил следующие три параметра оценки индивидуальности действия: 1) насколько согласуется данное действие с действиями большинства людей в этой же ситуации (чем меньше соответствие, тем меньше влияние ситуации); 2) насколько соответствует данное действие действиям этого человека в других ситуациях (чем меньше соответствие, тем больше влияние ситуации); 3) насколько соответствует данное действие действиям человека в сходных ситуациях в прошлом (чем меньше соответствие, тем меньше влияние ситуации). Таким образом, чем более индивидуализированным становится действие, тем сильнее оно зависит от индивидуальных особенностей преступника, чем устойчивее его мотив11.

Существует ряд так называемых «безмотивных» преступлений, в которых цели и последствия не соответствуют причине, например нанесение тяжких телесных повреждений из-за незначительного повода. Механизм более сложных «безмотивных» преступлений основывается на замещающих действиях, когда 1) преступление совершается против лиц, связанных с лицом, вызвавшим агрессивную реакцию; 2) преступление совершается против лиц, попавшихся случайно на пути преступника, желающего разрядить отрицательный эмоциональный заряд; 3) преступник уничтожает материальные ценности, связанные, путем сложных ассоциаций, с лицами, которые вызвали недовольство; 4) проявляется автоагрессия, т.е. нанесение телесных повреждений себе. Замещающие действия проявляются при невозможности непосредственной реакции, направленной на источник фрустрации.

Другая категория «безмотивных» преступлений связана с отсроченными действиями. В этом случае разрядка негативных эмоций в момент их возникновения невозможна и побуждение может сдерживаться до удобного случая, когда незначительный повод вновь актуализирует подавленный мотив.

Психологический анализ «безмотивных» преступлений показывает, что мотив поступка, безусловно, всегда присутствует. Более того, поведение человека полимотивно, и поэтому этап формирования мотивационной сферы поступка сопровождается, как правило, борьбой мотивов между интересом и долгом, влечением и убеждениями: Исход борьбы зависит от личностных характеристик.

2.3. Планирование и исполнение

Очень важно оценить, существовали ли достаточные условия  для планирования и исполнения поступка, достаточный период времени между  причиной и исполнением. Если такие  условия существовали, то вероятнее всего мы столкнулись с расчетливым преступным намерением, основанном на механизме волевой регуляции поведения. В этом случае обязательно присутствует цель, т.е. предвидимый результат деятельности, который как бы заранее смыкает начальную и конечную точки поведения, делая его интеллектуализированным и контролируемым. Отсутствие необходимого времени для планирования и исполнения вызывает другой механизм регуляции поведения, в котором ведущая роль принадлежит эмоциям: поведение приобретает импульсивный характер без достаточного взвешивания и оценки последствий. Сильные конфликтные ситуации могут приводить к возникновению аффектов, когда полностью утрачивается контроль за собственными поступками и актуализируются генетически унаследованные формы поведения, часто связанные с агрессией по отношению к окружающим, разрушением материальных ценностей. Наиболее сложной задачей является определение вероятности состояния аффекта в момент совершения преступления, т.к. такое состояние рассматривается как смягчающее вину обстоятельство. Однако полностью вина не снимается по следующим причинам: 1) на стадии зарождения аффекта субъект в известной мере способен предвидеть последствия его развития; 2) сами по себе эмоции не являются главным фактором совершения преступления, истоки следует искать в предшествовавшем пути развития личности.

Преступное поведение, совершаемое на основе волевого регулирования, на этапе планирования и исполнения может сопровождаться внутренним конфликтом. Часто возникает конфликт между социально одобряемыми образцами поведения и теми, к которым привыкли прибегать асоциальные личности. Нередок конфликт между целями (которые могут быть нейтральны по отношению к закону) и выбираемыми для их достижения преступными средствами.

Характер исполнения преступного акта всегда несет на себе отпечаток личности, его совершившей. Даже в случае инсценировки опытный  следователь, умело выделив признаки, ушедшие из-под контроля преступника, и, особенно, продукты его стереотипизированных действий, может получить ценную информацию, анализируя психологические особенности разыскиваемого лица.

Информация о работе Личность преступника