Экологическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является общественные отношения, детерминирующие экологическую преступность как криминологическое явление.

Цель работы заключается в исследовании сущности и содержания экологической преступности как самостоятельного криминологического явления.

Содержание

Введение…………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ:

1.1 Понятие и признаки экологической преступности ………………….5

1.2 Показатели экологической преступности ………………………….11

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

2.1 Причины и условия экологической преступности …………………14

2.2 Личность экологического преступника ……………….....................20

3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.....................................................................................26

Заключение……………………………………………………………...... 33

Список используемой литературы……………………………………...... 35

Работа состоит из  1 файл

научная тюленева н.а..doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Антикриминогенное воздействие социально-экономических факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обоснованным, заботливым отношением к состоянию земель, их пригодности к сельскохозяйственному производству; состоянию животного и растительного мира, возможностью выбора оптимальных условий для правомерного на них воздействия (охоты, рыболовства, порубки леса и т. п.); состоянию вод, их пригодности к использованию в промышленном, сельскохозяйственном производстве для удовлетворения различных общественных и индивидуальных потребностей. При этом обязательному учету подлежат географические, климатические и иные факторы, способные воздействовать на поведение человека, характер его труда, обычаи, традиции, самосознание, самооценка и т. п.

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуемые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Важное значение имеет и постоянное совершенствование эколого-правового сознания (мышления) как на общественном, так и на индивидуальном уровне. В решении этой задачи заложен основной потенциал всей эколого-предупредительной деятельности. Именно здесь возникает реальная возможность преодоления крайней запущенности эколого-правового сознания, главными пробелами и негативными последствиями которого являются инертность, ведомственность, стереотипность и демагогичность воззрений, некомпетентность, ориентация на неправильные решения, бесконтрольность, протекционизм, карьеристские устремления, суверенизация и т. п.

К числу мер, направленных на совершенствование эколого-правового воспитания, относятся: обеспечение внутреннего и внешнего согласия людей с правовыми запретами; пропаганда и информационная обеспеченность норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления; повышение социальной активности граждан, их нетерпимости и противодействия этим правонарушениям и др.

Эффективность предупреждения экологических преступлений предполагает активное применение профилактических мер как общего, так и специального характера.

К последним, помимо уже упомянутых, относятся: совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-правовых запретов; информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений либо обстоятельствах, им способствующих; меры по изменению характера деятельности групп лиц, связанных с экологией; установление специального режима и перестройка технологии и управленческих функций и процессов; нормативное запрещение осуществления определенных экологически вредных действий и др.

Объектами контроля являются отдельные природные комплексы, территории, участки, водоемы, атмосферный воздух, животный мир, воды, лесные массивы и т. п. Кроме того, контроль следует осуществлять за поведением отдельных групп людей и отдельных граждан (например, браконьеров).

Субъектами контроля являются: правоохранительные органы; природоохранительные инспекции; общественные организации, ведомственные органы контроля и др. Методы контроля охватывают: непосредственное практическое наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведения рейдов, проверок; охрана объектов от неправомерного допуска на них; установление пропускного режима; изъятие орудия совершения экологических правонарушений; пресечение противоправных действий и т. п.

Особое место занимает осуществление надзора за соблюдением правовых норм, регламентирующих экологические правоотношения. Это - прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства, деятельность разрешительной системы (правила обращения оружия, взрывчатых веществ и др.), административный надзор и т. п.

В Российской Федерации действует система природоохранных прокуратур на местах и соответствующее Управление по надзору за исполнением законов об охране природы.

Эффективными мерами профилактики экологических преступлений являются и представления, протесты и предложения прокурора, представления следователей и частные определения судов; информации органов внутренних дел, природоохранных инспекций и других субъектов эколого-правовой предупредительной деятельности.

Существенную помощь в этом направлении оказывают решения и постановления общественных организаций; трудовых коллективов; собраний граждан и т. п.

Но выше перечисленного не достаточно. Необходима разработка и осуществление системы мер обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду[19].

Важна разработка федеральной программы оздоровления окружающей среды Российской Федерации с надлежащим ее финансововым и материально-техническим обеспечением.

В политической сфере залогом предупреждения экологической преступности должно стать прекращение, каких бы то ни было политических и военных конфликтов внутри государства и на международной арене и должна быть выработана единая государственная концепция экологической безопасности.

В социально-экономической сфере должны быть предприняты следующие меры: поднят уровень благосостояния населения и сведено к минимуму существующее на сегодняшний момент расслоение общества, устранена безработица и введена природная рента во всех отраслях народного хозяйства, эксплуатирующих природные ресурсы. В обязательном порядке необходимо использовать уже имеющиеся в государственном арсенале технические средства в целях предупреждения экологических правонарушений.

Экологическому мониторингу должны быть подвергнуты не только окружающая природная или антропогенная среда, но и духовная сфера. В

деле формирования правосознания граждан необходимо использовать как светские, так и религиозные формы воспитания.

Комплекс обозначенных мер должен сопровождаться мероприятиями по совершенствованию уголовного и экологического законодательства. Речь идет о том, чтобы в сочетании с общими средствами реализации правовой экологической политики своевременно в оптимизированном режиме осуществлялась научно обоснованная криминализация и декриминализация общественно опасных посягательств на окружающую среду.

 

 

 

 

 

Заключение

За последнее десятилетие экологическая преступность получила широкое распространение. Для экономии денежных средств  и увеличения материальной выгоды люди уничтожают нашу планету, выливая отходы в реку, не устанавливая очистительных сооружении на предприятиях, уничтожая многие виды растений и животных.

              Специфика экологической преступности предопределяет необходимость разграничения криминологического понятия экологической преступности и правового определения экологического преступления.

              Количественные и качественные показатели экологической преступности свидетельствуют о быстрых темпах ее роста при очень высоком показателе латентности.

Специфика детерминации экологической преступности заключается в том, что экономические, социальные, политические, духовные и правовые причины экологической преступности, необходимо рассматривать через призму экологического кризиса. И в этом смысле причинами экологической преступности являются: неравномерные демографические изменения (демографический взрыв и демографический спад) по отдельным территориям и странам; урбанизация населения; научно-технический прогресс; нерациональное ведение сельскохозяйственного производства; уничтожение лесного фонда; ведение хозяйственной деятельности с нарушением экологических требований; социально - экономическая и политическая напряженность между государствами и внутри их; несовершенство законодательства.

Личность экологического преступника достаточно разнообразна и охватывает все социальные слои населения (граждане, предприниматели, должностные лица). При этом отмечается профессионализация экологической преступности. Незаконная торговля окружающей средой является собой развитый сектор теневой экономики, что предопределяет необходимость постоянного совершенствования мер предупреждения экологической преступности.

Предупреждение экологической преступности представляет собой комплекс мер экономического, социального, правового, культурно воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными, общественными и специализированными органами и направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращение экологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений.

В настоящее время охрана окружающей среды стала   приоритетным направлением, одной  из важнейших сфер в деятельности нашего государства. Подвергнута  экологическому мониторингу окружающая природная среда, действует система природоохранных прокуратур на местах и соответствующее Управление по надзору за исполнением законов об охране природы. В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу, что свидетельствует о  их значимости в расследовании. Но перечисленных мер не достаточно. Важна разработка федеральной программы оздоровления окружающей среды Российской Федерации с надлежащим ее финансовым и материально-техническим обеспечением.

В социальной, экономической, политической  сферах должны быть предприняты ряд мер, направленных не сколько на охрану окружающей  среды сколько на улучшение уровня благосостояния населения, искоренения безработицы, устранения политических и военных конфликтов внутри государства, что в конечном итоге приведет не только к снижению экологической преступности, но и к снижению преступности как таковой. Следует так же воспитать  у населения не потребительское отношение к природе, а созерцательное. Комплекс обозначенных мер должен сопровождаться мероприятиями по совершенствованию уголовного и экологического законодательства.

Список используемой литературы

1.                  Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ ( ред. От 04.10.2010)

2.                  Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета от 12.01.2002. № 6.

3.                  Акутаев P.M. О некоторых аспектах борьбы с браконьерством Государство и право. 2002.

4.                  Алексеев А.И. Криминология курс лекций «Щит-М» 2006.

5.                  Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: Изд-во Норма - Инфра, 2008.

6.                  Виноградова Е.В. Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // Российская юстиция. 2001.№8

7.                  Дмитровский Д.С. Криминологическая характеристика экологических преступлений  М. 2000

8.                  Долговая А. И Криминология. Учебник для вузов М.: Издательство НОРМА, 2008

9.                  Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологической преступности. - М., 2006

10.             Ермаков В.Д. Обеспечение права граждан на возмещение вреда от экологических правонарушений // Россия в третьем тысячелетии. М., 2004

11.             Жариков Ю.Г.Особенности предупреждения экологических правонарушений .Экологическое право. 2003.

12.             Жевлаков Э.Н. Экологические преступления. М., 2007 г.

13.             Иншаков С.М. Криминология: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2008.

14.             Клетнева Е.Г. Экологическая преступность на рубеже XX - XXI веков / Е.Г. Клетнева. - Казань: КЮИ МВД России, 2005.

15.             Кудрявцев В.Н. Криминология: – М.: Юристъ, 2007

 

 

 

 

Приложение 1:

Динамика экологической преступности в 1998 - 2010 г в Российской Федерации

года

значение показателя за год

1998

7721

1999

11200

2000

14818

2001

17303

2002

21409

2003

26097

2004

30573

2005

33491

2006

41881

2007

41242

2008

44883

2009

46607

2010

39155

Информация о работе Экологическая преступность