Судебные исполнители в Новгороде 11-15 веков по материалам берестяных грамот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание

Берестяные грамоты — важнейший письменный источник для изучения истории средневекового Новгорода, который представляет информацию социально-экономической, политической, культурной жизни средневекового города.

Работа состоит из  1 файл

Судебные исполнители в Новгороде 11.docx

— 45.38 Кб (Скачать документ)

Интересен пример из истории становления института  судебных приставов Франции.   

В 1327 году регентом Французского королевства  было установлено, что пристав должен был иметь коня, достаточно оружия и жезл. Этот жезл представлял собой  круглую эбеновую палочку длинной 30 см, с украшением из меди или слоновой кости.   

По  королевскому установлению, пристав  должен был касаться жезлом тех, к  кому у него было поручение от правосудия. С момента этого прикосновения  жезлом, тот человек должен был  соблюдать покорность и смирение перед страхом самых суровых  наказаний.   

Известен  пример, что в 15 веке, территория, которой  владел английский король в Аквитании, была присоединена к Французскому королевству  под предлогом того, что принц  Уэльский помешал действиям пристава.    

Вернемся  к России.   

Институт  судебных приставов как система  обеспечения исполнения судебных актов  просуществовал до начала 20 века и бал  упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года, одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов  Российской Империи.   

После 1917 года функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие  при судах.   

За  исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы  по установленным таксам, которые  подразделялись следующим образом: 75 процентов шло в доход государства, а 25 % - в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполнивших  решение. При распределении сумм из фонда между судебными исполнителями  вознаграждение распределялось по баллам. Во внимание принимался характер и  количество исполненных дел, успешность проведенных ими взысканий, отдаленность и характер района их работы, условия  передвижения и другие объективные  условия работы. Из подлежащей выдаче судебному исполнителю суммы 20 процентов  удерживалось для вознаграждения делопроизводителя  данного исполнителя.   

Затем порядок исполнения регламентировался  в ГПК РСФСР 1964г, в ряде подзаконных  актах, например, инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985г.   

В этот период окончательно и сложилась  действовавшая до середины 90-х годов  система исполнительного производства СССР и России.   

Исполнительное  производство характеризовалось рядом  признаков:

- во- первых, исполнительное производство носило государственный характер;

- во-вторых, судебные исполнители  относились к судебной системе  и состояли под началом, как  органов юстиции, так и председателей  соответствующих судов;

- в-третьих, оно преимущественно  защищало государственную, общественную  и кооперативную собственность,  например, путем установления ряда  существенных ограничений по  обращению взыскания в отношении  государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов и других  общественных объединений.   

Экономические и политические преобразования привели  к необходимости изменения системы  принудительного исполнения, что  привело к принятию нового исполнительного  законодательства.   

Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия ФЗ «О Конституционном  суде РФ», в соответствии с которым  поддержание порядка в заседании  Конституционного Суда РФ возлагалось  на судебных приставов, требования которых  обязательны для всех присутствующих. Вместе с тем, на них не располагались  функции по принудительному исполнению актов Конституционного суда РФ.   

24 октября 1991г Верховным Советом  РСФСР была одобрена концепция  судебной реформы в России, которая  в соответствии с конституционным  принципом разделения властей  положила начало становлению  независимой судебной власти, введению  в судебный процесс принципов  состязательности и др.   

В Концепции судебной реформы обоснованно  отмечена необходимость улучшения  ситуации с исполнением судебных решений. Предложены такие пути решения  этой задачи, как увеличение материальной заинтересованности судебных исполнителей, усиление гарантий их прав и законных интересов, введение уголовной и  административной ответственности  за противодействие их действиям. Необходимость  таких действий была вызвана тем, что ситуация с исполнением судебных решений ухудшалась, ведь Гражданско-процессуальный Кодекс законодательно закреплял в  исполнительном производстве преимущество государственной формы собственности, а по спорам неимущественного характера  судебный исполнитель, по существу лишь выполнял обязанности регистратора неисполнения должником таких требований.    

Эти нормы, большинство которых было принято в то время, когда Министерство юстиции осуществляло организационное  руководство судами, в ходе судебной реформы привели, с учетом большой  загруженности судей к бесконтрольности за действиями судебных исполнителей, к нарушениям прав сторон по исполнительным листам арбитражных судов, фактически перестали действовать рычаги руководства  и организации деятельности судебных исполнителей.   

Стало очевидным, что судебная реформа  должна быть дополнена реформой системы  принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, по которым закон допускает принудительное исполнение.   

Необходимо  отметить, что впервые после 1917 года, государство посчитало возможным  и необходимым принять специальные  законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов.   

Этими законами разрешены основные коллизии права, а именно:

- принудительное исполнение судебных  актов и тем более актов  административных и других контролирующих  органов исполнительной власти  не может являться частью гражданского  или арбитражного судопроизводства. В соответствии с принципом  разделения властей принудительное  исполнение судебных актов и  актов других органов является  функцией не судебной, а исполнительной  власти, и поэтому служба принудительного  исполнения была отделена от  самих судов и судопроизводства  и передана Министерству юстиции  РФ – федеральному органу исполнительной  власти;

- законодательно обеспечено равенство  защиты всех форм собственности  в сфере исполнительного производства. Государственная форма собственности  в этом вопросе не имеет  преимуществ по сравнению с  иными формами;

- обеспечен контроль (внутриведомственный,  судебный и прокурорский) за действиями  судебного пристава-исполнителя.   

Вместе  с тем, функциональные возможности  судебных приставов (в сравнении  с их предшественниками – судебными  исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством  введена определенная профессиональная специализация.   

Судебные  приставы-исполнители возбуждают и  ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все  меры по исполнению решения суда или  иного уполномоченного законом  органа.   

Судебные  приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов призваны оказывать необходимую поддержку  своим коллегам – судебным приставам-исполнителям, а также обеспечивать порядок  в деятельности суда, охрану и безопасность участников судебного процесса.   

Что же касается мировых тенденций, то еще  в 1952 году по инициативе Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии и  Греции была создана международная  организация судебных исполнителей и служащих. Цель и назначение вновь  созданной организации определилась следующим образом: привлечение  органов государственной власти к абсолютной необходимости присутствия  в судопроизводстве судебного исполнителя  путем освещения его роли.   

К 1967 году в Международный союз вступили представители Австрии, Германии и  ряда африканских стран. Начиная  с 1991г., после приема в союз Польши, организация предложила свое сотрудничество России, Словакии, Венгрии, Албании  и Чешской республики. В настоящее  время, задачами союза являются создание профессии судебного исполнителя  в странах Азии, в частности  во Вьетнаме, и введение единого  Европейского исполнительного листа, который будет выдаваться как  на языке взыскателя, так и языке  страны, в которой испрашивается  исполнительный лист независимо от гражданства  должника.   

Очевидно, что реформу исполнительного  производства можно будет считать  законченной при выполнении вышеперечисленных  основных мероприятий, способствующих экономическому и культурному взаимодействию между различными странами и только в том случае, если они приведут к положительным результатам, то есть к значительному увеличению числа реально исполненных исполнительных документов.

http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./129764/184016/256551/256552х дней

бидл

судебный исполнитель  в Англии 18—19 веко

мечник

на Руси судебный исполнитель

праведчик

(вар. праведщик, праветчик, правищик) в Московском государстве — судебный исполнитель, приводивший приговор в исполнение и взыскивавший с виновных платежи и судебные пошлины с ответчика или с истца, если его иск отклонялся

правеж

в древнерусском  праве — исполнение судебного  решения, принуждение к уплате долгов, пошлин битьем батогами

сбир

старинное название судебного и полицейского стражника  в Италии

полицейский и судебный стражник в Италии и других странах

судебный и полицейский  стражник

целовальник

В Русском госуд. XV—XVIII вв. — хранитель казенного имущества, сборщик различных пошлин, лицо, выполнявшее судебно-полицейские функции.

в России XV—XVIII вв.: должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами

исполнитель финансовых и судебных обязанностей на Руси

на Руси судебный или финансовый служащий

ябедник

доносчик, а также  сутяга, скандальный человек, прибегающий к постоянным судебным искам, жалобам в учреждения с корыстными целями

сначала на Руси так  называли лицо, занимающее судебную должность, а потом клеветника


Информация о работе Судебные исполнители в Новгороде 11-15 веков по материалам берестяных грамот