Судебно-психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:46, реферат

Описание

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состояшим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования.

Содержание

1. Общая характеристика судебно-психологической экспертизы. 2
2. Права и обязанности эксперта-психолога. 6
3.Основные вопросы, решаемые при судебно-психологической экспертизе. 8
4. Виды судебно-психологической экспертизы. 8
5. Комплексные психолого-психиатрические экспертизы. 14
6. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) и мотивов его противоправных действий. 16
7. Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат суд мед.docx

— 63.28 Кб (Скачать документ)

Отдельную проблему аффективных деликтов составляют случаи, когда обвиняемое лицо совершает преступление в состоянии  аффекта, возникшего и развившегося в ответ не на противоправные действия потерпевшего, а под влиянием других личностных и ситуативных факторов (исключая состояния наркотического или алкогольного опьянения). Такие  ситуации не отражены в статьях УК России, смягчающих ответственность. В  действующем уголовном законе дифференцированные меры наказания предусмотрены в  явном виде только к матерям, совершившим  убийство новорожденного ребенка в  условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК. России). Как показывает практика производства экспертизы, в ряде случаев  в психотравмирующих условиях у  матерей при родах развивается  состояние эмоционального напряжения, существенно ограничивающее их возможность  в полной мере осознавать свои действия и регулировать их, и именно в  этот период времени они и совершают  убийство новорожденного.

Наибольшие сложности вызывает юридическая квалификация «психотравмирующей ситуации». Ни одна ситуация сама по себе не может выступать как фрустрирующая, оказывающая негативное воздействие  на психику человека, - ее можно расценить  как психотравмирующую только после  тщательного анализа взаимодействия личности и ситуации, где решающее значение приобретает то психологическое  значение ситуативных воздействий, которое формируется в сознании субъекта. К примеру, требование мужа избавиться от будущего ребенка будет  глубоко травмирующим фактором для  беременной женщины, желающей родить и  воспитать ребенка, а для женщины, страдающей хроническим алкоголизмом и характеризующейся морально-этической  деградацией, такая позиция супруга  может выступать как нейтральное  обстоятельство или даже как подкрепление собственной позиции.

В ситуациях, действительно носящих  психотравмирующий характер, фрустрирующие  воздействия приводят к накоплению (кумуляции) отрицательных переживаний  и обусловливают рост эмоциональной  напряженности. В состоянии выраженной эмоциональной напряженности поведение  матери определяется во многом аффективной  мотивацией, которая снижает ее возможность  адекватно оценивать окружающее и свои действия, ограничивает способность  контролировать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия. Поэтому  задачей психолого-психиатрической  экспертизы является не определение  психотравмирующего характера ситуации, в которой находится мать-детоубийца, а оценка степени выраженности эмоционального состояния, возникновение и развитие которого вызвано психотравмирующими воздействиями, т.е. ответ на следующий  вопрос судебно-следственных органов:

Выводы эксперта-психолога об индивидуально-психологических  особенностях обвиняемого или о  его эмоциональном состоянии, или  об отставании в психическом развитии, а главное - о мере их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний - должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном  психодиагностическом обследовании, так  и при психологическом анализе  материалов уголовного дела.

Таким образом, ограничение способности  обвиняемого или подсудимого  в полной мере осознавать общественную опасность и фактический характер своих действий либо руководить ими может быть следствием как психопатологических, так и психологических (не достигающих психопатологического уровня) факторов.

Обусловленность ограничения анализируемой  юридически значимой способности каким-либо психическим расстройством (медицинским  критерием) рассматривается в рамках судебно-психиатрической экспертизы, учитывается судом при назначении наказания и может служить  основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. В компетенцию  судебно-психологической экспертизы входит исследование влияния непатологических психологических факторов на возможность  обвиняемого адекватно осознавать и произвольно регулировать свое поведение.

Констатация влияния личностного  фактора значима для решения  вопросов об индивидуализации уголовной  ответственности.

Установление влияния эмоционального фактора важно для квалификации «аффекта» (сильного душевного волнения).

Когда причиной ограничения способности  к осознанию и регуляции поведения  выступает фактор психического недоразвития (не связанный с психическим расстройством), лицо, совершившее правонарушение, освобождается от уголовной ответственности.

Экспертные выводы психолога о  мере влияния названных факторов на поведение обвиняемого во время  совершения инкриминируемых ему  деяний должны основываться на обобщении  данных, полученных как при экспериментальном  психодиагностическом обследовании, так  и при анализе материалов уголовного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

1. Инструкция о производстве  судебно-психиатрической экспертизы  в СССР. М., 1970.

2. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

3. Коченов М. М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы) // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 114—126.

4. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

5. Печерникова Т. П., Гулъдан В. В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 96—104.

6. Сафуанов Ф. С., Шишков С. Н. Экспертиза «правдивости» показаний (возможности психологической экспертизы) // Законность. 1992. № 2. С. 13—14.

7. УК РФ.

8. УПК РСФСР. 

9. Фелинская Н. И., Печерникова Т. П. Компетенция комплексных судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз // Социалистическая законность. 1973. № 12. С. 44.

10. Фелинская Н. И., Станишевская Н. Н. Использование психологических знаний в уголовном процессе // Советская юстиция. 1971. № 7. С. 5—7.

11. Шишков С. Н. Формы использования психиатрических познаний на предварительном следствии. Практическое пособие. Железноводск, 1996.

 


Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза