Розыскная деятельность следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов.
1. Понятие, содержание, объекты розыскной деятельности следователя.
2. Розыскная версия .
3. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на первоначальном этапе расследования.
4. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Понятие, содержание, объекты розыскной деятельности следователя……………………………………………………………………….5
2.Тактические приемы розыска скрывшихся обвиняемых……..……12
3. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на первоначальном этапе расследования ….....…………..…21
4. Тактические основы розыскной деятельности, осуществляемой следователем на последующем этапе расследования ………………………..29
Заключение…………………………………………………………….…36
Список используемой литературы………………………………….......37

Работа состоит из  1 файл

розыскная деятельность следователя.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Проведением местного розыска скрывшегося обвиняемого кроме оперативных работников обязаны заниматься и следователи. Причем последние могут осуществлять такой розыск, как в процессе расследования, так и по делу, приостановленному производством на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.1 Федеральный розыск в связи с большим объемом и спецификой его производства осуществляют лишь органы дознания. Следователь с этой целью может только объявить розыск обвиняемого и поручить его осуществление органу дознания. Однако и в этот период он не должен прекращать свою розыскную деятельность, хотя и ограниченную пределами местного розыска. Международный розыск объявляется в случаях, когда объекты розыска могут находиться за границей.

Деление розыска на виды позволяет  в процессе расследования каждого уголовного дела правильно определить компетенцию и масштабы розыскной деятельности того или иного органа следствия или дознания.

И так, розыск, являясь совокупностью  розыскной деятельности следователя  и органа дознания, в зависимости  от субъекта его осуществления своими составными частями входит либо в предварительное следствие (розыскная деятельность следователя), либо в оперативно-розыскную деятельность (розыскная деятельность органа дознания) и является, таким образом, их неотъемлемой частью.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тактические приемы розыска скрывшихся обвиняемых

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий  процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия.

Розыскные действия следователя, направленные на установление местонахождения и  задержание скрывшегося обвиняемого, могут производиться как по расследуемому, так и по приостановленному уголовному делу. В каждом случае имеются свои особенности, которые обусловливаются сложившейся следственной ситуацией.

В ходе производства по уголовному делу следователь вправе поручать органу дознания производство не только следственных, но и розыскных действий. Отдельные поручения составляются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными. Направив поручение о производстве розыска органу дознания, следователь продолжает устанавливать местонахождения обвиняемого процессуальными средствами.

При разработке плана по расследуемому  уголовному делу следователь включает в него необходимые организационные, следственные  розыскные действия исходя из особенностей расследуемого  события. Розыскные действия могут  осуществляться как непосредственно следователем, так и органом дознания по его поручению. В ряде случаев непосредственное участие следователя может происходить в форме руководства и осуществления постоянного контроля за исполнением поручений. Вместе с тем некоторые розыскные действия следователь по тактическим соображениям должен производить лично. К таким следует отнести, например, изучение необходимых документов, а также архивных и приостановленных уголовных дел.

В ходе производства по уголовному делу следователем могут быть истребованы следующие документы для достоверного подтверждения факта отсутствия скрывшегося обвиняемого и сведений о его возможном местонахождении:

- справочные сведения из военкомата, лечебных учреждений (наркологических,  психиатрических), бюро по трудоустройству и т.д.;

         - сведения из ГИЦ МВД России, о возможном содержании разыскиваемого в местах лишения свободы;

         - справка из адресного бюро о постоянном месте жительства;

- справка из территориального  бюро ЗАГС о возможной регистрации  смены имени, фамилии или факта смерти и др.;

- сведения из других учреждений (таможня, почта, транспортные  организации и т.д.).

Таким образом, прежде чем объявить розыск обвиняемого следователь  достоверно устанавливает и документально  подтверждает отсутствие сведений о его местонахождении, проверяет, не находится ли обвиняемый по месту жительства, работы и в других местах возможного появления, не содержится ли он под стражей.

При отсутствии сведений о местонахождении  обвиняемого следователь обязан лично принимать меры к его розыску как по расследуемым, так и по приостановленным уголовным делам. Однако на практике  розыскная деятельность следователя по приостановленному уголовному делу чаще всего минимальна. Для выполнения этой задачи активно используются возможности оперативно-розыскных подразделений.2

Масштаб розыска - территория одного или нескольких государств, на которых  осуществляется розыск обвиняемого. По данному признаку розыск подразделяется на местный (осуществляемый в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральный (осуществляемый на всей территории Российской Федерации) и международный (осуществляемый на территории различных государств по заключенным международным соглашениям). Ведомственными нормативными актами предусмотрены условия объявления лица органом дознания в федеральный или международный розыск. Иначе говоря, вид розыска в зависимости от наличия (отсутствия) определенных условий определяется органом дознания, организующим розыск. Однако при наличии достоверных данных о нахождении лица на территории другого государства с целью обеспечить избрание в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие самого обвиняемого (подозреваемого) на практике имели место случаи прямого указания в постановлении об объявлении в розыск на международный вид розыска. Такую практику следует признать не противоречащей уголовно-процессуальному закону, а ведомственные нормативные акты, как известно, источниками уголовно-процессуального права не являются.

Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц или иных объектов в пределах данного региона. Соответствующие мероприятия производятся в рамках розыскного дела, которое заводится в течение десяти дней после вынесения следователем постановления об объявлении розыска обвиняемого. О заведении розыскного дела также выносится постановление, которое утверждается начальником органа внутренних дел. На период местного розыска разрабатывается план розыскных мероприятий.

На разыскиваемых лиц заполняются  опознавательные карты, которые  приобщаются к материалам розыскного дела. Через год они направляются в региональный и федеральный  информационные центры для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет. Одновременно с заведением розыскного дела заполняются розыскные карточки и сторожевой листок, которые затем направляются в региональный информационный центр и помещаются в соответствующие картотеки. О розыске скрывшегося обвиняемого информируется орган внутренних дел по месту получения им паспорта и отдел загса – по месту рождения. Это необходимо для приобщения к имеющимся материалам сторожевого листка на случай обращения с просьбой о повторной выдаче документов.

Производство розыска скрывшегося  обвиняемого возлагается на сотрудников специальных розыскных подразделений. Следователь передает туда следующие документы: справку о личности обвиняемого, копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и объявлении розыска. Сразу после получения от следователя необходимых материалов на скрывшегося обвиняемого, сотрудник розыскного подразделения производит следующие действия:

- информирует личный состав  органа внутренних дел о личности  и приметах внешности разыскиваемого  путем включения соответствующих сведений в суточные сводку;

- по месту жительства и работы  разыскиваемого, в местах его  вероятного нахождения выявляет  лиц, которым могут быть известны  сведения о местонахождении обвиняемого  либо иные данные, которые могут  способствовать розыску;

- опрашивает родственников и  других лиц, знающих обвиняемого,  с целью установления маршрутов  движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности  и т.д.;

- принимает меры к получению  фотографий и образцов почерка разыскиваемого;

- направляет розыскные ориентировки  в органы внутренних дел по  вероятным маршрутам передвижения  разыскиваемого;

- осуществляет проверку по оперативно-справочным  учетам и др.

Ответы инициатору розыска направляются не позднее десяти дней с момента поступления запроса. Розыскные ориентировки направляются только в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление скрывшегося обвиняемого, когда неизвестны его конкретные адреса и связи. Содержание ориентировок доводится до сведения всех сотрудников этого органа; впоследствии ориентировки могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации. Если разыскиваемое лицо не обнаружено, то ответы на розыскные ориентировки, как правило, не направляются.

           При организации и производстве розыскных действий следователь и лицо, непосредственно осуществляющее розыск, должны учитывать некоторые тактические рекомендации криминалистики. В криминалистической литературе для розыска скрывшегося обвиняемого предлагаются следующие тактические приемы:

- создание условий, побуждающих  разыскиваемого действовать в  затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться,  отыскивать убежища и длительное  время скрываться в них;

- проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах вероятного нахождения или появления обвиняемого;

- создание ситуации, вынуждающей  обвиняемого посетить то или  иное место, где ведут наблюдение  сотрудники милиции;

- введение в заблуждение разыскиваемого  по поводу состояния розыскной ситуации;

- склонение обвиняемого к явке  с повинно – с привлечением  лиц, пользующихся у него авторитетом;

- установление каналов связи  и мест нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;

- неоднократное проведение комплекса  следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в местах, где может появиться обвиняемый.

Для установления по приостановленному  уголовному делу скрывшегося обвиняемого, следователь и лицо, непосредственно  осуществляющее розыск, производят следующие  действия:

- подготовку и направление розыскных  заданий и ориентировок, а также  материалов для помещения в  сводки-ориентировки, издаваемые вышестоящими  органами внутренних дел, с  указанием мероприятий, которые  необходимо провести по розыску;

- осуществление проверки по учетам информационного центра и адресного бюро;

         - изучение сводок-ориентировок, бюллетеней с целью получения данных, которые могут способствовать розыску;

          - использование в целях розыска возможностей средств массовой информации;

- направление заданий региональным  оперативно-поисковым подразделениям  на проведение мероприятий, способствующих  установлению скрывшегося обвиняемого;

- истребование копии дактилоскопической  карты и иной имеющейся идентификационной  информации;

- внесение предложений о производстве специальных технических мероприятий.

Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого  не установлено. В органе внутренних дел по истечении шести месяцев  с начала местного розыска выносится постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого. Одновременно сотрудником, осуществлявшим местный розыск, заполняются информационно-поисковые карты на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. Постановление вместе с розыскным делом и заполненными информационно-поисковыми картами направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел. При необходимости на местах могут оставаться его дубликаты.

Розыскные подразделения периодически (но не реже одного раза в квартал) анализируют сведения автоматизированного банка данных о местах возможного появления обвиняемого и его связях. На основе такого анализа принимаются решения о направлении в регионы сотрудников для проведения во взаимодействии с местными органами внутренних дел необходимых мероприятий по установлению местонахождения разыскиваемого обвиняемого.

По существующему порядку обвиняемые, совершившие тяжкие преступления, а  также вооруженные огнестрельным  оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вед их здоровью, объявляется в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения следователем о производстве розыска.

Информация о работе Розыскная деятельность следователя