Общие положения трасологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:29, реферат

Описание

Трасология – раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия л анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком – это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником; объекты, оставленные, унесенные с места "преступления; части разрушенных предметов (например, осколки фарного рассеивателя); запахи и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

  

236 

  

Глава 14. Учение о следах (трасология) 

  

(куски, детали, осколки). В решении этих вопросов  следователю помогает тщательный анализ механизма происшествия, знание групповых свойств различных предметов, скрупулезность поиска, неоходимые технические средства. Так, применение магнитов позволяет обнаружить и изъять отделившиеся от орудия взлома металлические части (зуб пилы, частицы сверла и т. п.); применение специальных портативных пылесосов с различными сетками-фильтрами – изъять частицы краски, отделившиеся от транспортного средства, и т. п. 

Главная задача осмотра обнаруженных частей (деталей, обломков, кусков) – изучение их общих признаков и на основе этого определение групповой принадлежности найденного предмета. Например, частью какой ткани (вид, артикул, назначение) является кусок, обнаруженный на краях пролома, через который пролезал преступник; какому транспортному средству принадлежала деталь, обнаруженная на месте дорожно-транспортного происшествия. При этом желательно как можно более сузить группу. В этой стадии целесообразна консультация специалиста, знакомого с производством или использованием объектов данной группы. Такими специалистами могут быть товароведы, инженеры-технологи, инженеры по транспорту и т. д. 

Обнаруженные  на месте происшествия части целого фиксируют в протоколе осмотра, отмечая при этом форму, размеры, внешние признаки предмета, материал, из которого он изготовлен, и т. п. и фотографируют по правилам масштабной съемки. Это особенно важно в тех случаях, когда обнаружено большое количество мелких частей (осколков) фарного рассеивателя, кусочки краски, отделившиеся от автомобиля, и описание их в условиях места происшествия невозможно. 

Обнаруженные  части упаковывают с большой  осторожностью, обращая особое внимание на то, чтобы не были повреждены грани, по которым впоследствии будет производиться  сопоставление. Мелкие части (кусочки фарного рассеивателя, частицы краски) можно наклеить на лист липкой ленты большого размера. Более крупные детали укладывают по отдельности – сначала в мягкую упаковку, а затем в жесткую. 

На экспертизу направляют части предмета, обнаруженные в разных местах, или предмет и отделившуюся от него часть. Перед экспертами чаще всего ставятся вопросы: не составляли ли два (и более) объекта единый предмет; не принадлежал ли данный объект (деталь, часть) конкретному механизму (агрегату) и т. п.; не составляли ли данные предметы (вещи) определенный комплект; не хранились ли совместно (в одной упаковке) данные предметы. 

Трасологическое исследование при установлении целого по части дополняется материаловедческими  исследованиями: изучением состава  вещества, из которого изготовлен объект, лакокрасочного покрытия и т. п.; изучением физических свойств объекта: отражательной способности, электропроводности, твердости, структуры и др. 

§ 7. Следы транспортных средств 

Криминалистическое  значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих 

  

§ 7. Следы транспортных средств 

  

237 

  

частей транспортного  средства; в) отделившиеся.от транспортного  средства части и детали (следы-предметы). 

Исследование  любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ1, что будет представлять собой не трасологи-ческое, а материаловедческое исследование. 

Следы транспортных средств важны при расследовании  дорожно-транспортных происшествий, а  также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д. 

Исследование  вышеуказанных групп следов позволяет  решать как идентификационные, так  и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающх частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др. 

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями  следов, изучаемых в транспортной трасологии. 

Следы ходовой  части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов). 

Следы качения  возникают в результате поступательно-вращательного  движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения – при полной блокировке колес в процессе торможения. 

Механизмы следов качения и образования трасологических  следов сходны. Каждая точка шины оставляет  свой след. Однако благодаря поступательному  движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между высту--пами. 

В зависимости  от свойств воспринимающей поверхности  следы ходовой части могут  быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными – от окрашенных выступающих частей, и негативными – от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях. 

1 Например, частицы  грязи, осыпавшиеся с колеса  автомобиля, горюче-смазочные вещества, краска, перенесенная на другой объект при ударе. Вместе с тем следы-вещества могут оставаться и на транспортном средстве: кровь пострадавшего, краска с другого автомобиля и т. п. 

  

238 

  

Глава 14. Учение о следах (трасология) 

  

По следам ходовой  части определяют направленность и  режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление. 

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей  по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи. 

Ширина колеи  – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует  отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. 

База автомобиля – это расстояние между осями  передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью). 

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины  в снегу) или в том месте, где  он разворачивался с применением  заднего хода. 

Определив вид  транспортного средства, переходят  к установлению модели. Для этого  наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как  ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр  колеса. 

Ширину беговой  части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком. 

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства. 

При обнаружении  транспортного средства возможна его  идентификация и по отображению  признаков дефектов протектора1 (рис. 12). 

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части  решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах: 

а)             рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен 

быть обращен  открытой частью в сторону движения; 

б)            при движении транспортного средства по сыпучему грунту части 

цы грунта располагаются  по обеим сторонам следа колеса в  виде веера, 

расходящиеся  концы которого направлены в сторону, противоположную 

движения; 

в)             на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного 

сухого грунта в направлении-движения остается след влаги (пыли), схо 

дящей на нет; 

г)             капли жидкости (масло, тормозная  жидкость, вода), падающие 

во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким кон 

цом в сторону  движения; 

1 В подобных  случаях отождествляется протектор,  а не транспортное средство. 

  

§ 7. Следы транспортных средств 

  

239 

  

  

  
 
 

Рис. 12. Отождествление протектора колеса транспортного средства по его следу. А – след, оставленный на месте происшествия; В – проверяемый протектор; С – гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами отмечены совпадающие участки рельефа. 

д)             при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы после 

дних обращены в сторону движения; 

е)             при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону дви 

жения (при отсутствии буксировки); 

ж)            камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь 

зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения; 

з)             на участке поворота увеличивается  угол расхождения колес; 

и) ступенчатый  рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13). 

О торможении судят  по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля. 

Все указанные  выше' признаки следов ходовой части  отражают в протоколе осмотра. 

Если на месте  происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). 

9-1860 

  

240 

  

Глава 14. Учение о следах (трасология) 

  
 
 

Рис. 13. Определение  направления движения транспортного  средства по различным признакам (пояснения  в тексте). 

Информация о работе Общие положения трасологии