Общие положения система сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание

С развитием внешнеторговых и экономических отношений все более четко проявляется необходимость и целесообразность проведения объективных испытаний и оценок качества продукции независимыми от покупателя и продавца экспертами. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, конечному потребителю, инспектирующим и контролирующим органам, страховым компаниям, правительственным органам и др. Поэтому сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

Сущность, принципы и содержание сертификации …………………………..4

Государственная система сертификации Украины …………………………10

Система сертификации УкрСЕПРО ………………………………………12
Международная сертификация………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Сертификация продукции и услуг (реферат).docx

— 43.71 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Украины

Министерство  промышленной политики Украины

 

Государственный институт подготовки и переподготовки

кадров промышленности

 

Криворожский  металлургический факультет


 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

     по дисциплине: «Сертификация продукции и услуг»

 

     на тему: «Общие положения система сертификации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ст. гр. КСС-12                          Журба Г.В.

          Ф.И.О.

   Руководитель

             проф. д.т.н.                                             Янишевский А.Э.

       ученое звание, степень                   Ф.И.О.

 

 

 

 

      Защитил с оценкой____________________________

 

      Зачетная книжка №____________________________

 

 

 

Днепропетровск – Кривой Рог

2013 г.


Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3

 

  1. Сущность, принципы и содержание сертификации …………………………..4

 

  1. Государственная система сертификации Украины …………………………10

 

    1. Система сертификации УкрСЕПРО ………………………………………12
  1. Международная сертификация………………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием  внешнеторговых и экономических  отношений все более четко  проявляется необходимость и  целесообразность проведения объективных  испытаний и оценок качества продукции  независимыми от покупателя и продавца экспертами. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, конечному  потребителю, инспектирующим и контролирующим органам, страховым компаниям, правительственным  органам и др. Поэтому сертификация считается основным достоверным  способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. В самой общей постановке для того чтобы убедиться в  том, что продукция «сделана верно», надо знать, каким требованиям она  должна соответствовать и каким  образом возможно получить достоверные  доказательства этого соответствия.

На рынке  присутствуют множество товаров  как высокого, так и низкого  качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя  и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация.

Сертификация  учитывает интересы противоположных  сторон в роли своеобразного арбитра  в получении объективной оценке качества продукции. Поэтому испытания  и принятие решения по их результатам  не могут быть доверены ни потребителю, ни производителю, а поручаются третьей  независимой стороне — организации, чья компетентность, независимость  и объективность признаны официально.

В тех  случаях, когда продукция может  представлять опасность для жизни  и здоровья человека, его имуществу  или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно  государством.

    Сертификация в настоящее время  является наиболее эффективной  формой подтверждения произведенной  продукции или услуги установленным  на них требованиям и повышения  их конкурентоспособности как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит, ее рентабельность и эффективность.

 

  1. Сущность, принципы и содержание сертификации

Слово «сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». И в этом плане понимание  идеи сертификации известно достаточно давно и уходит своими корнями  к различного рода заверениям продавца покупателю относительно качества своего товара.

Использование сертификации соответствия берет свое начало с IV в. до н.э. в надписи на камне, обнаруженном при раскопках  в Греции в 1893 году, где приводится закон о производстве бронзовых  деталей для колонн при строительстве  важных общественных сооружений. В  соответствии с данным законом соотношение  между компонентами в бронзе должно быть следующим: одиннадцать частей меди и одна часть олова. Само наличие  соотношения предполагает проверку его соблюдения. Отклонение содержания олова даже на 2% дает различие в цвете бронзы, поэтому возможна четкая идентификация качества металла. Считается, что это было одним из самых первых случаев сертификации – химический состав металла был сертифицирован на основании контроля цвета.

Развитием этой формы явилось получившее широкое  распространение в 17–19 веках клеймение  продукции. Примером такого клеймения  может быть изображение соболя на металлопродукции, которую производили  на уральских металлургических заводах, принадлежавших Демидовым. Продукцию  с таким клеймом охотно брали  по всей Европе.

Термин  «сертификация» впервые был сформулирован  и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной  организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому  документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством  сертификата соответствия или знака  соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам.

В стандарте  ДСТУ 2462–94 [2] под сертификацией подразумевается процедура, посредством которой третья сторона (юридическое лицо или органы, которые в рассматриваемом вопросе признаны независимыми ни от поставщика, ни от покупателя) дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия (certificate of conformity) – документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификация  представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение  соответствия рассматриваемого объекта  определенным требованиям.

По определению, данному в Руководстве № 2 Международной  организации по сертификации «Стандартизация  и смежные виды деятельности –  общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются [1].

Установление  соответствия заданным требованиям  сопряжено с определенными испытаниями, заключающимися в определении одной  или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной  процедурой по принятым правилам. Любая  система сертификации использует стандарты (международные, региональные, национальные и т.п.), правила и нормы на соответствие требованиям которых проводят испытания. Испытания осуществляют в специальных  испытательных лабораториях. Систематическую  проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой  соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукции.

В системах сертификации третьей стороной применяются  два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия. Они и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат  соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая  уверенность в том, что должным  образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. Сертификат может  относиться ко всем требованиям стандарта, а также отдельным разделам или  конкретным характеристикам продукта, что четко оговаривается в  самом документе.

Знак  соответствия – это защищенный в  установленном порядке знак, применяемый  или выданный в соответствии с  правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая  уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность  этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту  продукции, маркированной этим знаком. Обычно в системах сертификации действуют  правила соответствия или национальные стандарты, регламентирующие применение знака соответствия. Разрешение на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.

С оценкой  соответствия связаны такие процедуры  как проверка соответствия, надзор за соответствием и обеспечение  соответствия. Проверка соответствия – это подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным  требованиям посредством изучения доказательств. Надзор за соответствием  – это повторная оценка с целью  убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать  установленным требованиям.

Обеспечение соответствия - это процедура, результатом  которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции  это может быть либо заявление  поставщика о соответствии (письменная гарантия в том, что продукция  соответствует заданным требованиям),  либо – сертификация. При этом заявление поставщика может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции, также это может быть ярлык, этикетка и т.п.

Термин  «заявление поставщика о соответствии»  означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность  сообщает о том, что его продукция  отвечает требованиям конкретного  нормативного документа. Заявление  изготовителя обычно содержит следующие  сведения: адрес изготовителя, представляющего  заявление–декларацию, обозначение  изделия и дополнительную информацию о нем; наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается  изготовитель; указание о личной ответственности  изготовителя за содержание заявления  и др. Ссылка на стандарт в этом случае не означает утверждение изделия  организацией, принявшей этот стандарт, а изготовитель не имеет права  пользоваться знаками соответствия стандартам[6].

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать  как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них – законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации; особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения испытаний, и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или  иной системе сертификации, относящейся  к определенной продукции, процессам  или услугам, для которых применяются  одни и те же конкретные стандарты  и правила и та же самая процедура.

Систему сертификации (в общем виде) составляют центральный орган, который управляет  системой, проводит надзор за ее деятельностью  и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила  и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок  инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуры, относящиеся именно к данной продукции.

Сертификация  может носить обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов  и законодательных положений  и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям  технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку  обязательные требования этих нормативных  документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и  экологичность. Во многих странах действуют  прямые законы по безопасности изделий, поэтому обязательная сертификация проводится на соответствие указанным  в них требованиям (непосредственно  либо в виде ссылки на стандарт). Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается  на государственном уровне управления.

Добровольная  сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц  на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается  проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания  при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы  добровольной сертификации чаще всего  объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских  отношений.

Информация о работе Общие положения система сертификации