Методика расследования ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:27, реферат

Описание

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение
методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:
1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

Содержание

Введение
1. Криминалистическая характеристика ДТП
2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования
3. Начальный этап расследования
1. Осмотр места происшествия
2. Осмотр транспортного средства
3. Осмотр трупа
4. Судебно-медицинская экспертиза
5. Допрос потерпевших
6. Допрос свидетелей
7. Допрос водителя
4. Последующий этап
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.16 Кб (Скачать документ)

Введение

 

   1. Криминалистическая  характеристика ДТП

 

   2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование  расследования

 

   3. Начальный этап  расследования

 

     1. Осмотр места  происшествия

 

     2. Осмотр транспортного  средства

 

     3. Осмотр трупа

 

     4. Судебно-медицинская  экспертиза

 

     5. Допрос потерпевших

 

     6. Допрос свидетелей

 

     7. Допрос водителя

 

   4. Последующий этап

 

   Заключение

 

   Список использованной  литературы

 

 

 

    Введение

 

    Преступные нарушения  правил дорожного движения отличаются  значительной

распространенностью  и   повышенной   общественной   опасностью.    Успешное

расследование  дорожно-транспортных  происшествий  (ДТП),  совершенствование

деятельности  органов  предварительного  следствия  во  многом  зависят   от

четкого представления о  наиболее типичных условиях  и  обстоятельствах,  при

которых чаще всего  имеют  место  нарушения  правил  безопасности  дорожного

движения.    Большую   помощь   здесь   может   оказать   криминалистическая

характеристика  ДТП,  явившихся  следствием  преступных   нарушений   правил

безопасности.

    Огромную опасность  представляет управление механическими   транспортными

средствами  лицами,  находящимися  в   состоянии   опъянения.    Специальные

медикопсихологические  и психофизиологические  исследования   неопровержимо

подтверждают,  что  даже  незначительное  количество  алкоголя  в  организме

человека существенно  снижает  его  способность  к  управлению  автомобилем,

мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

    Дорожно-транспортное  происшествие, как правило, это  - результат  многих

обстоятельств, образующих совокупность  причин  и  следствий.   Установление

истинных  причин  нарушения  правил  безопасности,  приведших  к  аварии,  и

обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных  задач  раскрытия

преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения  безопасности  движения  и

эксплуатации   автотранспорта.    Наиболее    типичными    обстоятельствами,

способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде,  являются:

недостатки в организации  движения автотранспорта и пешеходов, в контроле  за

техническим  состоянием  транспортных  средств,  дорог  и  улиц;  отсутствие

надлежащего надзора за движением  со стороны органов  ГИБДД,  общественности;

недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как  профессионалов,

так и автолюбителей), в  пропаганде  правил  дорожного  движения  среди  его

участников.

    Целью данной  контрольной  работы  является  наиболее  полное  изучение

методики расследования  ДТП путем реализации следующих  задач:

    1. Проанализировать  криминалистическую характеристику  ДТП;

    2. Выявить типовые  ситуации, возникающие при совершении  ДТП;

    3. Выделить этапы  предварительного и последующего  расследования.

    При  написании   данной  работы  использовались  работы  авторов:   Н.П.

Яблокова, В.А.Образцова, Р.С. Белкина, Д.П.Поташкина.

 

 

 

    1. Криминалистическая  характеристика ДТП

 

    В системе преступлений  против  безопасности  движения  и  эксплуатации

транспорта,  включающей  все   разнообразие   транспорта   (железнодорожный,

воздушный,  водный,  автомобильный,  трамвайный  либо  другой  механический,

автомотовело- и городской электротранспорт,  трактора  и иные  самоходные

машины), наиболее  распространенными  являются  нарушения  правил  дорожного

движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

    К этой группе  преступлений относятся также   оставление  места  дорожно-

транспортного происшествия  (ст.  265  УК  РФ);  недоброкачественный  ремонт

транспортных  средств  и   выпуск   их   в   эксплуатацию   с   техническими

неисправностями (ст.  266  УК  РФ);  приведение  в  негодность  транспортных

средств  или  путей  сообщения  (ст.   267   УК   РФ);   нарушение   правил,

обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268  УК  РФ).  Эти  составы

преступлений объединены общими признаками  тяжести  последствий:  причинение

тяжелого  или  средней  тяжести  вреда  здоровью  человека   либо   крупного

материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст.  265,  ч.  1  ст.  266-268  УК  РФ);

смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2  ст.  266-268  УК  РФ);  смерть

двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266-268 УК РФ).

    Для  единого   понимания  сути   и   смысла   словосочетания   «дорожно-

транспортное происшествие»  необходимо подчеркнуть, что не всякое,  а  только

определенное событие,  происшедшее  в  результате  нарушений  тех  или  иных

правил дорожного движения и эксплуатации транспортных  средств,  находящееся

с ними  в  причинно-следственной  связи  и  повлекшее  вредные последствия,

предусмотренные уголовно-правовым  законом,  считается дорожно-транспортным

происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них  есть  общие  черты,

позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

    С учетом механизма  и последствий ДТП их  различают   следующим  образом:

столкновение  транспортных  средств  друг  с  другом;  наезды  транспортного

средства  на  пешехода,  препятствие,  гужевой   транспорт,   велосипедиста,

животных;  выпадение  пассажира  из  транспорта;  опрокидывание  транспорта;

прочие ДТП (схождение  трамвая  с  рельс,  падение  транспортных  средств  в

обрыв, в реку и т.д.). Указанная  классификация  важна  не  только  с  точки

зрения  особенностей  расследования.  Она  принята  за  основу   единого   в

Российской    Федерации     учета     дорожно-транспортных     происшествий,

осуществляемого органами внутренних дел. [1]

    По причинам  возникновения ДТП можно подразделить  на происшествия:

    1.  возникшие по  вине  водителей (вождение  транспорта  в состоянии

алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления,  несоблюдение

правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов,  превышение

скорости  движения  автотранспорта  в  определенных  условиях,  несоблюдение

безопасной  дистанции  движения,  неожиданный  выезд  из   своего   ряда   и

ослепление  светом  фар,  неподчинение  показателям   светофора,   а   также

неправильная оценка при  обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

    2. возникшие вследствие неправильных действий,  допускаемых пешеходами

(движение по проезжей  части дороги или трамвайным  путям перед близко  идущим

транспортом, переход улиц  в  местах,  не  предназначенных  для  этой  цели;

неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);

    3.   происшедшие   в   результате   нарушений,   допускаемых    лицами,

ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных  средств

(нарушение правил технического  обслуживания и выпуска на  линию  транспорта,

а  также  вследствие  грубых  нарушений  дорожного  надзора  за   состоянием

дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).

    Наиболее часто  происходят наезды и столкновения, которые возникают  при

различных ситуациях.

    Несмотря на  кажущуюся простоту и однотипность  механизма и обстоятельств

ДТП, установить истинную их причину во многих случаях не легко.  Объясняется

это тем, что они часто  являются результатом одновременно  нескольких  причин

(нарушений,  допущенных   водителем   и   пешеходом,   пассажиром;   лицами,

ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных  средств

и нарушений, совершенных  водителем и др.).  Поэтому  необходимо  выявлять  и

исследовать возможную связь  указанных причин.

    Криминалистическая    характеристика    ДТП    включает    совокупность

взаимосвязанных   общих   и   индивидуальных   черт    подобного    события,

проявляющихся в механизме и обстановке совершения  преступления,  личностных

свойствах участников и особенностях их криминального поведения.  Информация

об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений  во

многом   определяет   первоначальные   следственные    ситуации    и    круг

обстоятельств, требующих  первоочередного выяснения.

    В криминалистической  характеристике ДТП как неосторожного   преступления

в отличие от аналогичной  характеристики умышленных преступлений  сведения  о

способе их совершения не занимают  главенствующего места.  В то  же  время

механизм ДТП и  обстановка  его  совершения  являются  ключевыми  элементами

рассматриваемых  преступлений.  Практикой  установлено,  что   на   механизм

совершения  данного  преступления  влияет  большое   количество   параметров

системы «водитель—автомобиль—дорога—окружающая среда». Выдвижение  механизма

совершения данного преступного  деяния на первый  план  в  криминалистической

характеристике  вполне  закономерно,  ибо  механизм  —  система   временных,

динамических и иных  связей  отдельных  этапов,  обстоятельств  и  факторов,

формирующих следы-последствия  на взаимодействующих  объектах  на  начальном,

кульминационном и заключительном этапах развития ДТП. Знание  механизма ДТП

позволяет  определить  криминалистически  значимые   признаки,   которые   в

дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

    Способ  совершения  ДТП  (или   особенности   криминального   поведения

правонарушителя) в силу специфики  этого  вида  преступления  понимается  как

система, обусловленная объективными и субъективными факторами  его  действий

или бездействия,  либо  совокупность  тех  и  других  факторов,  оставляющих

различного рода характерные  следы, позволяющие ретроспективно  воспроизвести

картину происшедшего, особенности  поведения  его  участников  на  различных

этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). [3]

    Своеобразие криминального   поведения,  механизма  и   обстановки  ДТП  в

определенной  мере  зависит  от  личностных  качеств  правонарушителей.  Без

соответствующей информации о них (социально-психологической,  эмоциональной;

волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо  разобраться  в

сущности  ДТП.  Выявление  этих  свойств  личности   во   многом   позволяет

правильнее оценить другие элементы  криминалистической  характеристики  ДТП.

Вместе с тем их должная  оценка невозможна  без  учета  особенностей  средств

преступления (транспортных средств),  представляющих  собой  следообразующие

объекты.  Они,  как  и  личность,  обладают  индивидуальными  признаками   и

являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

    Все  элементы  криминалистической  характеристики  данных  преступлений

определенным образом  взаимосвязаны  между собой.  Если  обстановка  ДТП во

многом формируется под воздействием окружающей среды,  особенностей  дороги,

технического состояния  транспортных средств, личностных  свойств  участников

и при этом между ними  имеются  обратные  связи,  то  механизм  происшествия

формируется   под    воздействием    всех    элементов    криминалистической

характеристики. [1]

    При  расследовании   уголовных  дел  о  преступных   нарушениях   правил

безопасности   дорожного   движения    необходимо    установить    следующие

обстоятельства:

    1) в нарушении каких правил  дорожного движения  выразились  действия

виновного, повлекшие общественно  опасные последствия.  Надо  иметь  в  виду,

что для эксплуатации отдельных  категорий машин (в особых условиях)  издаются

специальные наставления  по автомобильной службе;

    2) где, когда,  каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

    3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью,

характер и размер причиненного ущерба);

    4)  наличие   причинно-следственной  связи   между   нарушениями   правил

безопасности   движения   и   эксплуатации   транспорта    и    наступившими

последствиями;

    5)  какова  форма   вины  каждого  участника  (преступная   небрежность,

преступное легкомыслие  или умысел);

    6) кто виноват  в совершении преступных  нарушений   правил  безопасности

движения  и  эксплуатации  транспорта.  Субъектом  преступления  может  быть

только  вменяемое   лицо,   достигшее   16-летнего   возраста,   управляющее

транспортным средством, независимо от наличия права на такую  деятельность;

    7) какие обстоятельства  способствовали совершению ДТП.  При установлении

причин и  способствующих  условий  следователь  должен  принять  меры  к  их

устранению в процессе расследования или после него.

    Перечисленные   обстоятельства   не   являются   исчерпывающими.    При

расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом  случае

зависит от конкретных особенностей ДТП. [2]

 

 

    2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование  расследования

Информация о работе Методика расследования ДТП