Функции Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного аспекта также позволяет ознакомиться с функциями Прокуратуры РФ (расследование преступлений, прокурорский надзор) для достижения которых она создана.

Объектом исследования данной работы является – Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

Содержание

Введение

1.Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности

2. Система прокуратуры Российской Федерации

3. Функции Прокуратуры РФ

3.1.Прокурорский надзор

3.2. Иные функции прокуратуры

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПО.docx

— 42.29 Кб (Скачать документ)

     В состав Генеральной прокуратуры  РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры; отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.) 7.

     Начальники  главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов помощниками Генерального прокурора РФ.

     В Генеральной прокуратуре РФ действует  Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

     Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к  ним специализированные прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность  и освобождаются от нее Генеральным  прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации  осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов  РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним  специализированных прокуратур руководят  деятельностью прокуратур районов  и городов, иных приравненных к ним  прокуратур на основе законов РФ и  нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.

 

      3. Функции Прокуратуры РФ 

     3.1.Прокурорский надзор 

     Прокурорский  надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше8.

     Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

     Прокурорский  надзор имеет самые широкие границы  осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а  также на деятельность должностных  лиц.

     В соответствии с Законом “О прокуратуре  РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора9:

     1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  выше перечисленными органами;

     3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

     4) надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначенные судом меры принудительного  характера, администрацией мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу.

     Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого общего надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов10.

     Полномочия  прокурора при  осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий.

     Акты реагирования на установленные нарушения закона могут быть: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений; обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности; предостережение11.

     Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства. Предметом этой отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     При осуществлении этого надзора прокурор рассматривает и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

     Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами12.

     Указанное направление прокурорского надзора  охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

     Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

     Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

     Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются13:

     - законность нахождения лиц в  местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

     При осуществлении этого надзора  прокурор вправе посещать в любое  время указанные выше органы и  учреждения, опрашивать задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Иные функции прокуратуры 

     В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гособвинения в суде14.

     Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

     Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний15.

     В координационных совещаниях по проблемам  борьбы с преступностью участвуют  руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. Другими формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др. 

Информация о работе Функции Прокуратуры РФ