Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:28, доклад

Описание

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

Работа состоит из  1 файл

gap.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)


43.   Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

                    выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;

                    надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;

                    осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

                    поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;

                    участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;

                    мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Учитывая комплексный характер коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного имущества, о государственных закупках, о противодействии легализации преступных доходов и т.д.) управление правомочно осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения соответствующего законодательства во взаимодействии с иными профильными надзорными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ.

Создающиеся подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур в оперативном отношении находятся в подчинении соответствующих прокуроров, но организационно их деятельность по указанным направлениям координируется специальным управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации.

44.   Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ. Его роль в антикоррупционной политике.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон "О противодействии коррупции" (далее - Закон), которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Определение коррупции, меры по ее профилактике, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Определение коррупции дано в статье 1 Закона. Основные меры по профилактике коррупции закреплены в статье 6 Закона. Такими мерами, в частности, являются: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; установление в качестве основания для увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

В Законе установлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (статья 7 Закона). Эти направления включают в себя, в частности: введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификацию прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ; неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.

Меры, направленные на предупреждение коррупции

Законом (статья 8) определено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статьей 9 Закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление является должностной (служебной) обязанностью служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, статьей 12 Закона предусмотрен ряд ограничений, налагаемых при заключении трудового договора.

Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения предусмотрена статьями 13 и 14 Закона. В частности, в статье 14 Закона определено, что, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к такому юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ. Применение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

45.   Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства.

46.   Коррупциогенные факторы российского законодательства.

Министерство юстиции РФ представило проекты постановлений о методики проведения антикоррупционной экспертизы. Порядок проведения проверок и полномочия органов, ответственных за анализ коррупциогенности нормативных актов, был детально прописан ранее. Теперь ведомство в проекте «Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» дало объяснение, что является коррупциогенными факторами, и перечень, в чем эти факторы могут проявляться.

Коррупциогенные факторы делятся на два вида. Это положения нормативных актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Второй вид – положения нормативных правовых актов, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям.

Первый вид факторов может выражаться в широте дискреционных полномочий, то есть отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Также такие факторы могут присутствовать при наличии формулировки «вправе», что дает органам госвласти или местного самоуправления действовать по собственному выбору.

К первому типу относится выборочное изменение объема прав, то есть возможность установления необоснованного исключения из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов власти.

Кроме того, к этой группе относится принятие нормативных актов сверх своей компетенции, а также заполнение пробелов в законодательстве с помощью подзаконных актов.

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования, могут выражаться в установлении таких условий. Также к коррупционноемким документам будут относиться такие, где отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций, если отсутствует порядок совершения органами государственной или муниципальной власти определенных процедур или одного из элементов такого порядка.

 

47.   Коррупция в сфере образования.

Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:

                    получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений. По некоторым оценкам здесь кроется 80 % преступлений;

                    репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;

                    получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

                    получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;

                    продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

                    получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.

В докладе ЮНЕСКО говорится о том, что коррупция процветает в области выделения грантов и стипендий, продаются оценки, дипломы и места в вузах. При этом такие преступления, как торговля оценками и дипломами, чаще совершаются в Соединенных Штатах, нежели в развивающихся странах. Основные проблемы в области высшего образования, по словам авторов доклада, связаны, как правило, с фальшивыми университетами, продажей дипломов и взятками за аккредитацию или регистрацию вузов.

Решение накопившихся проблем эксперты ЮНЕСКО видят в укреплении систем контроля, улучшении качества управления и обучении будущих поколений этике, чтобы искоренить коррупцию. К решению этой проблемы надо подходить комплексно. Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих. Важно формировать противодействие ложным представлениям о коррупции в общественном сознании. Необходимо противодействовать коррупции в высшем образовании. Это потребует изменения принципов финансирования высшей школы. Надо создать специальное государственное подразделение по борьбе с коррупцией в образовании, пригласив туда бывших ректоров, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием.

Информация о работе Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции