Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:28, доклад

Описание

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

Работа состоит из  1 файл

gap.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Следует осуществить анализ и корректировку федерального законодательства в целях минимизации коррупционных проявлений в сфере образования, в частности, представляется целесообразным ввести соответствующую статью в УК РФ, запрещающую репетиторство преподавателям вузов и членам экзаменационных комиссий.

Важным в этой борьбе представляется реальное и открытое повышение заработной платы в образовании. Подобному шагу должна предшествовать пропагандистская кампания.

 

 

 

 

 

48.   Особенности проявления коррупции в таможенных органах.

Следует констатировать, что должностные преступления в таможенных органах, как и все внешнеэкономические преступления, характеризуются высочайшей степенью организованности. Громадные доходы, получаемые недобросовестными участниками ВЭД, промышляющими контрабандой, аферами, связанными с незаконным таможенным оформлением товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных служащих , в сфере ВЭД характеризуется повышенной общественной опасностью, посягая не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства.

Изучение уголовных дел показало, что 73% умышленных преступлений этой категории совершаются по мотиву получения взяток, 22% по мотивам иной корыстной заинтересованности и лишь 5% - по мотивам иной личной заинтересованности.

При этом необходимо учитывать, что следственными органами и судом далеко не всегда при наличии признаков умышленного должностного преступления доказывается получение должностными лицами взяток. Часто в таких случаях следователи необоснованно переквалифицируют такие действия на должностную халатность (ст. 293 УК РФ) либо направляют усилия на доказательство иной личной заинтересованности, то есть на такие обстоятельства, которые больше устраивают обвиняемых, всегда согласных, при прочих равных условиях, признать небрежность, легкомыслие, неосторожность, ложно понятые интересы службы, стремление помочь другу (коллеге) и тому подобные некорыстные мотивы, нежели получение взятки. Таким образом, следователи часто "идут на поводу" у обвиняемых. Иногда из-за некомпетентности, из ложных интересов "спасти дело", не продлевать сроки предварительного расследования и т.п.

Изучение массива уголовных дел дало возможность выделить следующие общие формы взяточничества, корыстных и иных личных мотивов в совершении преступлений этой категории:

- совершение преступлений по мотивам простого (эпизодического) взяточничества, разовой помощи по знакомству, родственным и иным личным мотивам, из иной личной заинтересованности;

- совершение преступлений на основе преступного "слияния", коррумпированных связей должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами - участниками ВЭД региона, на основе "регулярного" взяточничества за общее покровительство и попустительство по службе, взаимной помощи в удовлетворении иных личных корыстных интересов;

- отдельно следует выделить совершение преступлений на основе аналогичных коррупционных связей со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, свободных складов и др.;

- совершение преступлений по мотивам, основанным на незаконном воздействии отдельных представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона, организованных преступных формирований;

- совершение преступлений по мотивам преступного укрывательства, попустительства преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих, по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, ложно благополучной отчетности и т.п.).

Преступное "слияние", коррумпированные связи должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами - участниками ВЭД региона - одна из наиболее опасных форм коррупции не только в сфере таможенного дела, но и в целом в системе государственного управления. Из изученных уголовных дел только 3% выявленных преступлений имели подобные признаки. Судебная практика по делам такого рода крайне ограничена. Как правило, субъектами таких преступлений являются руководители среднего и высшего звена таможенных органов: начальники таможен и таможенных постов, их заместители и др.

 

 

49.   Коррупция в правоохранительных органах.

Наибольшую степень опасности коррупция представляет тогда, когда она захватывает органы государственной власти, включая правоохранительные органы, т.е. те самые органы, которые существуют для борьбы с ней. Общественная опасность преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, заключается в том, что эти преступления совершают должностные лица, на которых в первую очередь лежит обязанность соблюдения закона.

Преступления, совершаемые сотрудниками милиции, подрывают саму основу существования правоохранительных органов, снижают их авторитет и формируют негативное отношение населения к ним, способствуя развитию правового нигилизма в стране. К сожалению, законность в правоохранительных органах находится не в идеальном состоянии. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что, согласно статистическим данным, до последнего времени наблюдается рост правонарушений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Наибольшее число правонарушений приходится на органы внутренних дел. Акцент на проблему коррупции сотрудников органов внутренних дел сделан не случайно. Об этом объективно свидетельствует ряд следующих факторов:

− система МВД России – наиболее многочисленный аппарат правоохранительных органов, насчитывающий более миллиона сотрудников;

− многообразны входящие в систему МВД России аппараты и службы, а также выполняемые ими функции;

− любой гражданин практически каждый день сталкивается с сотрудниками органов внутренних дел, будь это сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения или патрульно-постовой службы;

− любой гражданин связывает правоохранительные органы в первую очередь с милицией.

Коррупция в органах внутренних дел нередко обусловлена теми же причинами, что и в иных органах государственной власти. Среди них – отсутствие тщательного отбора кадров, поверхностная проверка деловых и моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень служебной дисциплины, отсутствие какой-либо организации предупреждения и пресечения коррупции.

Причинные факторы проявления коррупции в органах внутренних дел можно подразделить на две основные категории:

− связанные с внешней средой;

− являющиеся следствием личного, внутреннего порядка.

Обозначенные выше факторы создают атмосферу риска, которая особо сильна в соединении с организационным контекстом, т.е. со спецификой внутреннего порядка, характерного для того или иного органа внутренних дел.

Проявлению коррупции также способствует слабый контроль руководства за деятельностью подчиненных. Функционирование органов внутренних дел предполагает рассредоточение сотрудников на значительной территории. Поскольку начальство непосредственно не следит за тем, как сотрудники действуют на своем участке, контроль осуществляется задним числом.

Из предпринимавшихся на протяжении последних лет шагов с целью уменьшения коррупции в правоохранительных и других органах России наиболее существенными были, судя по результатам, институциональные решения. В ряде ведомств созданы и успешно функционируют управления собственной безопасности. По данным Прокуратуры РФ, наиболее эффективна деятельность таких подразделений МВД России, силами которых раскрывается большинство должностных преступлений внутри системы.

 

50.   Декларация о доходах, движимом и недвижимом имуществе государственных чиновников высшего ранга (федеральный и региональный уровни) и членов их семей. Правовые основы: законы, указы Президента России; порядок представления декларации и контрольно-проверочные механизмы.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о совершенствовании борьбы с коррупцией, который, в частности, обязывает банки проверять декларации чиновников о доходах, сообщает пресс-служба Кремля.

Согласно закону, увольнение грозит чиновникам, которые не подадут декларации или предоставят в ней ложные сведения.

Президент сообщил о подписании закона на встрече с сотрудниками Генпрокуратуры РФ, следователями МВД и Следственного комитета, а также представителями гражданского общества.

По его словам, банки будут обязаны предоставлять сведения о финансовых операциях должностных лиц.

"Декларировать доходы будут также сенаторы, члены Совета Федерации, депутаты всех уровней, а также региональные и муниципальные чиновники", - сообщил глава государства.

Согласно закону, непредставление сведений о доходах или заведомое их искажение будет караться увольнением для чиновников всех уровней, в том числе губернаторов, госслужащих, военнослужащих, таможенников, сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, прокуроров, следователей, муниципальных служащих. Увольняться такие чиновники будут с формулировкой "в связи с утратой доверия".

Госслужащие будут лишаться своих постов за участие в работе коммерческих организаций, за предпринимательскую деятельность, вхождение в состав органов управления и попечительских советов иностранных некоммерческих организаций.

Документ также определяет виды взысканий, которые могут быть применены к госслужащим, уличенным в коррупции. При этом оговаривается, что гражданский служащий может быть отстранен от службы в случаях, если он не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает.

Кроме того, гражданский служащий может быть уволен при неуведомлении о попытках дать ему взятку, вхождении в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ, если иное не предусмотрено российским законодательством.

Закон также вводит порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых реорганизованными или упраздненными органами и организациями.

В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которые, в частности, регламентируют круг чиновников и членов их семей, подающих декларации о доходах. В прошлом году впервые были опубликованы сведения о личных доходах и доходах членов семей госслужащих - не только президента, сотрудников администрации, членов правительства, но и судей, сотрудников правоохранительных органов, военных. Отчитались о доходах и парламентарии.

Закон делает обязательным предоставление деклараций о доходах для членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и региональных парламентов, а также лиц, работающих на федеральных и региональных государственных должностях РФ, для глав муниципальных образований, муниципальных чиновников. Такая же обязанность вводится и для должностей в государственных корпорациях, фондах или организациях, создаваемых на основании федерального закона.

В настоящее время депутаты Госдумы и сенаторы публикуют информацию о своих доходах на добровольной основе.

Обязанность раскрыть доходы будет распространяться не только на действующих чиновников, но и на тех, что претендует на эти должности.

Кроме своих доходов и информации об обязательствах имущественного характера, чиновники должны будут раскрывать и доходы супруги и несовершеннолетних детей.

Предлагается возложить на банки обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах чиновников. Такие же обязанности возлагаются и на регистрирующие и налоговые органы. Информация по результатам проверок будет предоставляться руководителям федеральных органов власти, чиновников которых проверяли, а также высшим лицам государства.

Для проверки деклараций депутатов и сенаторов предлагается создать в Госдуме и Совфеде специальные парламентские комиссии. Положения о статусе такой парламентской комиссии будут содержаться в федеральном законодательстве, а положения, которые регулируют процедуру ее работы, будут устанавливаться Госдумой или Советом Федерации.

Основанием для проверки достоверности сведений о доходах депутата может послужить информация от правоохранительных органов, руководства политических партий, Общественной палаты, а также публикации в СМИ.

На уровне регионов в законодательных собраниях также будут создаваться аналогичные комиссии. Комиссии будут формироваться из депутатов парламента соответствующего уровня.

Устанавливается, что определять порядок предоставления сведений о доходах будет президент РФ.

 

51.   Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок.

Ни для кого не секрет, что коррупция, как и прежде остаётся весьма наболевшей темой в системе закупок для государственных и муниципальных нужд. В результате проведения проверок контролирующими органами, выявлен ряд наиболее встречающихся нарушений законодательства регулирующего вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд:

        нарушения требований законодательства при формировании состава комиссии по размещению заказов;

        нарушения в части полноты сведений, которые должно содержать извещение о проведении конкурса;

        нарушения порядка опубликования извещения о проведении конкурса;

        включение в конкурсную документацию документов, не предусмотренных законом;

        необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе путём установления дополнительных требований к участникам;

        необоснованный допуск к участию в конкурсе;

        нарушения закона при определении победителя конкурса;

        нарушения при размещении заказов путём запроса котировок;

Информация о работе Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции