Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обозначить место интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня.

Задачи исследования:

- изучить основные функции журналистского текста;

- определить особенности информационных жанров журналистики;

- выявить сущность понятия «политическое интервью».

Содержание

Введение 3
Глава I. Журналистский текст и его жанровые разновидности. 5
1.1 Журналистский текст: понятие, функции 5
1.2 Краткая характеристика информационных жанров журналистики 8
Глава II. Интервью как жанр. 15
2.1 Место интервью в системе жанров журналистики 15
2.2 Жанр политического интервью 17
Глава III. Функционально-прагматическая модель интервью в жанровой классификации еженедельной газеты регионального уровня. 21
3.1 Интервью в системе современных жанров журналистики регионального уровня 21
3.2 Функционально-прагматическая модель интервью в структуре журналистской практики (на материалах газеты регионального уровня) 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.85 Кб (Скачать документ)

1.2 Краткая характеристика  информационных жанров  журналистики.

     Группу  информационных жанров журналистики характеризует  оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность  при ее подаче. Заметка, репортаж и  отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.

     Заметка

     Простейшая  форма оперативного сообщения, в  основе которой лежит общественно  значимый факт [4, с. 66]. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

     Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

     Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w»  в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает  сжатое представление о событии.

     Наиболее  часто для написания заметки  журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке ТюмГУ». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лида-вопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).

     Виды  заметки:

     Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.

     Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.

     Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

     Репортаж

     Жанр  журналистики, дающий оперативное наглядное  представление о событии через  призму мировоззрения автора, его  участника или очевидца [8, с. 142]. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

     Основные  признаки жанра:

     1.        Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

     2.        Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

     3.        Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

     Грамотно  написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект  соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется  обязательно от начала события к  его завершению, время в репортаже  дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист  останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

     Виды  репортажа:

     Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

     Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

     Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

     Репортаж  с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

     Отчет

     Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое  информационное сообщение о событии  сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором  совершается большой обмен информацией.

     В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих  участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные  реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а  также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную  речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

     Виды  отчета:

     Прямой  информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

     Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

     Тематический  отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

     Интервью

     Представляет  собой разговор журналиста с одним  человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу [6, с. 218]. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.

     В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника  по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать  его психологический портрет.

     Технология  создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна  вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).

     Виды  интервью по А.А. Грабельникову [6, с. 219]:

     Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

     Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

     Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

     Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

     Коллективное  интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

     Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

       Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

     Наиболее  сложный вид интервью – проблемное. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником.

     Принуждать  интервьюируемого к четким формулировкам  не стоит. Лучше использовать в сложных  вопросах обороты типа: «я думаю», «мне кажется», «возможно». [10, с.127]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Интервью как жанр.

     2.1 Место интервью  в системе жанров  журналистики.

     Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. [3, c. 265] Однако в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе. Так, авторы «Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем,  пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образные, [10, c. 126 - 129.- и место интервью  определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества - аналитичности.

     Еще одним фактором, осложняющим определение  места интервью в системе газетных жанров, является  появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О. С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. [12, c. 267.]

     Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью.

     Интервью  очень  неоднозначно.   Оно разнообразно в своих видах. Существуют несколько видов интервью,  которые  граничат  с аналитическими  жанрами,  а именно: портретные и проблемные. Возможно, именно потому, что  интервью  занимает значимое положение в жанровой  системе,  входя  одновременно  в  разряд  как информационных, так и аналитических жанров, оно пользуется  популярностью  у журналистов и входит в число самых используемых жанров.

           Интервью, как составляющая сложной  системы, действительно  занимает  в этой системе одну из  самых  высоких  позиций  по  частоте  использования  и технике исполнения. В современном мире поток информации,  получаемый  людьми слишком быстр,  поэтому  современная  журналистика  направлена  на  передачу информации, каких-либо  фактов  читателям,  телезрителям  и  радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление  этих  фактов.  И  поэтому, как нам кажется, все  большей  популярностью  среди  журналистов  пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью),  которые  служат  только для  передачи  определенной  информации  ее  потребителям,  но  не  содержат причинно-следственных связей.

Информация о работе Журналистский текст и его жанровые разновидности: система информационных жанров