Журнал «Мир Искусств» как новый тип русского журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

В культурной жизни России рубеж двух веков XIX и XX был ознаменован основанием журнала «Мир искусства». Первыми набрались уверенности в себе, чтобы вырваться из рамок келейного искусства на широкую публику, не критики и поэты, а художники, музыканты и люди, влюбленные в оперу, театр и балет. Именно они основали сначала объединение, а затем и первый русский модернистский журнал. Они поставили перед собой задачу «выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе».

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. История возникновения журнала
1.1. Биография Бенуа
1.2. Биография Дягилева
3. Глава 2. Принципы издания журнала и его концепция
2.1.Консерваторы и радикалы
2.2.Внешний вид журнала
3.2.Роль Дягилева
4.Глава 3. Роль и значение журнала в культурной жизни России
3.1.Самостоятельная деятельность Дягелева по пропаганде русского искусства
3.2.Раскол объединения и последняя выставка «Мира искусств»
3.3. Поддержание другими журналами традиций «Мира искусств»
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Журнал Мир Искусства какновый тип русского журнала.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

                                                                                       Институт «Бизнеса и Политики»

                                                                                       Факультет Политики и Культуры

                                                                                        Кафедра Журналистики 
 
 
 

Курсовая  работа

                            по дисциплине «История Отечественной  Журналистики»

                       тема: «Журнал «Мир Искусств» как новый тип русского журнала» 
 
 

                                                                                                   

                                                                                                        Студентки 5 курса                                                                                                                                                                                                                                                                                                            очно-заочного отделения

Савельевой  А.А. 

                                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                                      Канд.фил.наук.доцент

                                                                                 Спицына Л.А. 
 

                                               Москва 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение

2. Глава 1. История возникновения журнала

1.1. Биография Бенуа

1.2. Биография Дягилева

3. Глава 2. Принципы издания журнала и его концепция

2.1.Консерваторы и  радикалы

2.2.Внешний вид  журнала

3.2.Роль Дягилева

4.Глава 3. Роль и значение журнала в культурной жизни России

3.1.Самостоятельная  деятельность Дягелева по пропаганде русского искусства

3.2.Раскол объединения и последняя выставка «Мира искусств»

3.3. Поддержание другими  журналами традиций «Мира искусств»

5.Заключение

6.Список использованной  литературы 
 
 
 
 

                                                                                                   

                                                                                                                                                             ВВЕДЕНИЕ 

В культурной жизни  России рубеж двух веков XIX и XX был  ознаменован основанием журнала  «Мир искусства». Первыми набрались  уверенности в себе, чтобы вырваться  из рамок келейного искусства  на широкую публику, не критики и  поэты, а художники, музыканты и  люди, влюбленные в оперу, театр и  балет. Именно они основали сначала  объединение, а затем и первый русский модернистский журнал. Они  поставили перед собой задачу «выхолить русскую живопись, вычистить  ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить  ее на Западе».

Россия в конце 19 нуждалась в перевороте изобразительного искусства. Осуществление этой задачи выпало на долю группы художников, которые  впоследствии образовали общество мирискустников.

Группа, в которой  зародилось это сильное и влиятельное  культурно-эстетическое течение, возникла в Петербурге в самом начале 1890 годов. Её ядром стал кружок студенческой молодежи, объединившейся со скромной целью самообразования. Он состоял  из учащихся петербургской частной  гимназии К. Мая. Молодежь пошла за Александром  Николаевичем Бенуа (1870-1960), сыном известного петербургского архитектора Н. Л. Бенуа. Со всей яркостью проявились в нем  две столь характерные для  него черты: талант педагога и активная, так сказать, творческая любовь к  театру. Он не только наслаждался театром, но уже пользовался им как орудием  для самостоятельных творческих планов в этой области. Также главную  роль в кружке играли К. А. Сомов, ученик Академии художеств, будущий график и живописец; Д. В. Философов, ставший  позднее литератором и публицистом; В. Ф. Нувель, начинающий музыкальный критик. 1890 году в этот кружек вошел С. П. Дягилев, будущий вдохновитель и руководитель практической деятельности “ Мира искусства”. Он приехал в Петербург по окончании пермской гимназии для продолжения юридического образования и сразу окунулся в бурную художественную жизнь северной столицы.

Вскоре к этой группе присоединились художники –  молодой Л. С. Розенберг (позже принявший  фамилию Бакст) и совсем юный Е. Е. Лансере. Разносторонняя одаренность и на редкость высокая культура отличали членов этого кружка. В короткое время они подготовились к широкой общественной деятельности и стали оказывать влияние на текущую художественную жизнь.

Члены кружка были крепко спаяны дружескими отношениями и  привязанностями. Разномыслие зрелых лет наступило позднее. В те же годы важен был именно процесс  “собирания творческих сил" для  рывка к новому. Этапным событием на этом пути явилось издание первого  номера журнала “Мир искусства”. Журнал вышел в свет в начале 1898 года. Он выходил в течение 6 лет до 1904 года под редакцией Дягилева и  при ближайшем участии всей петербургской  группы. С 1901 года к ней примкнул И. Э. Грабарь, ставший вскоре одним  из самых активных и влиятельных  критиков. Руководители журнала во главе с Дягилевым ежегодно устраивали художественные выставки под тем  же названием – “ Мир искусства  “. К участию в них был привлечен  обширный круг передовых художников Петербурга: К. А. Сомов, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и др.

Цель курсовой работы – подробно изучить деятельность модернистского журнала «Мир искусства». Для достижения цели были поставлены задачи: подробно рассмотреть создание объединения художников «Мир искусства» и журнала «Мир искусства»; изучить  концепцию журнала и принципы его издания; проанализировать роль и значение журнала «Мир искусства» в культурной жизни России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ЖУРНАЛА 

В конце XIX века художественная жизнь в России была весьма оживленной. Общество проявляло повышенный интерес  к многочисленным художественным выставкам  и аукционам, к статьям и сообщениям периодической печати, посвященным  изобразительному искусству. Не только московские и петербургские, но и  многие провинциальные газеты и журналы имели соответствующие постоянные рубрики. Возникали разного рода художественные объединения, ставившие перед собой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чем сказывалось влияние традиций передвижничества. Одним из таких объединений являлось «Мир искусства» (1898–1904 гг.), в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.

Возникновению объединения  «Мир искусства» предшествовал маленький  домашний «кружок самообразования» на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере, А. Нурок, К. Сомов. Лозунгом кружка было «искусство для искусства» в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественного течения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждый шел своим путем.

Искусство «мирискусников» возникло «на острие тонких перьев графиков и поэтов». Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов «Весы», «Золотое руно». Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина, М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию «русского национального стиля».

С точки зрения художественного  метода, если говорить о самом главном  в творчестве «типичных» мирискусников, они больше синтетики, чем аналитики, графики чем живописцы. В графике мирискусников рисунок часто следует заранее сочиненному узору, а цветовое пятно обводится контуром, чтобы максимально подчеркнуть его «синтетический», декоративный характер. Отсюда рассудочность, ирония, игра, декоративизм. Рисунок, живопись и даже скульптура подчинялись декоративно-графическому началу. Это объясняет и тяготение к синтезу различных видов и жанров искусства: соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или «исторического этюда»; включение живописи, скульптуры, рельефа в архитектуру, стремление использовать новые материалы, «выход» в книжную графику и музыкальный театр. Однако стремление к «художественному синтезу», вообще характерное для периода модерна, которое, казалось бы, должно было привести к созданию «большого стиля», самым парадоксальным образом стало причиной ограниченности творчества мирискусников. Эти художники «снижали понятие живописного толкованием его как декоративного ощущения действительности... тут и заключалось противоречие, приведшее к глубоко кризисному, быстрому размельчанию столь яркого и энергичного направления... От интенсивнейшей деятельности блестящей эпохи осталось очень много красивых произведений... Но совсем не появилось произведений всецело значимых...»1

На биографии Бенуа, как одного из организаторов и  вдохновителей объединения, а впоследствии журнала «Мир искусства» остановимся  поподробнее.

Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был  одновременно выдающимся историком  русского и западноевропейского  искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой его характера следовало бы назвать  всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей  деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей  мысли Бенуа всегда оставался  художником. Современники видели в  нем живое воплощение духа артистизма.

Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича  Бенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.

Художественные вкусы  и взгляды молодого Бенуа формировались  в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Решение стать художником созрело  у него очень рано; но после недолгого  пребывания в Академии художеств принесшего только разочарование, Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.

Ежедневные упорные  занятия, постоянная тренировка в рисовании  с натуры, упражнение фантазии в  работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории  искусств дали художнику уверенное  мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в  Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя  по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции. Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского «Общества акварелистов».

Годом позже он дебютировал  как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве  в книге Мутера «История живописи в XIX веке», издававшейся в Мюнхене. (Русские переводы очерка Бенуа были опубликованы в том же году в журналах «Артист» и «Русский художественный архив».) О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства.

Информация о работе Журнал «Мир Искусств» как новый тип русского журнала