Заметка. Специфика жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение специфических особенностей жанра «заметка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику информационных жанров
рассмотреть жанровые и структурные виды заметок
проанализировать жанр «заметка» в сахалинской печати, на примере газеты «Советский Сахалин».

Содержание

Введение……………………………………………….………………….3

1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения жанра «заметки» и его специфических черт

1.1 Общая характеристика информационных жанров…………………...5

1.2 Специфические особенности жанра «заметка»………………………9

1.3 Жанровые и структурные виды заметок…………………………….20

2 ГЛАВА. Анализ заметок в островной газете «Советский Сахалин»

2.1 Характеристика заметок в газете «Советский Сахалин»…………..28

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Тематическая  всеобщность – это еще одна существенная черта хроникальной заметки, которая непосредственным образом сказывается на широчайшем диапазоне словоупотребления, с одной стороны, а с другой - на лексической пестроте языка хроники. И в этом нет ничего удивительного. Ведь хроникерам приходится писать на любые темы, используя для этого соответствующую лексику. Впрочем, мы можем отметить общие подходы в литературной работе хроникера.

     Язык  хроники, как правило, относят к  книжно-письменной речи. Поэтому хроникальная заметка отличается от других газетных материалов определенным налетом официальности. Но это не говорит о том, что подобно рода заметки нужно писать сухим и стандартным языком. Выразительность  письма может быть достигнута здесь за счет лаконизма и динамизма изложения, а также точности словоупотребления. «Фразеология, точнее многочисленные клеше, выполняют в хроникальной заметке функцию готовых элементов стиля, особо освещенных традицией правил»9. К достоинствам стиля можно отнести и коммуникативную ясность, которая означает недвусмысленность высказываний, отсутствие всякой авторской интерпретации и оценки, можно, благодаря именно этим качествам хроникальная заметка представляется многим обезличенным сообщением. Действительно, это единственный жанр журналистики, в котором с формальной точки зрения автора якобы отсутствует. Делается это для того, чтобы сознательно сделать из хроникальной заметки максимально объективное сообщение. Поэтому все внимание хроникера должно быть сконцентрировано не на собственной персоне (как например, в репортаже, где автор занимает центральное положение), a на изложении сути события. В этой связи главная авторская забота заключается в компоновке фактов, в выделении главных аспектов события, в выявлении его главных действующих лиц, в отсечении случайных и не значимых деталей, в оттачивании языкового стиля и др.

     Второй  тип – это расширенная заметка, в которой базовый факт (исходное явление) каким-либо образом комментируется. Текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Для расширенной информации оперативность менее важна; здесь внимание заостряется на необычности и занимательности. Расширенная информация приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцепт с результатов на обстоятельства.

     Появление расширенной информации или заметки в прессе должно быть обусловлено информационным или оперативно-информационным поводом. Должна быть ясна мотивировка обращения автора к той или иной теме. Общеизвестный факт представляет собой как бы событийный толчок к тому, чтобы о нем узнали читатели, зрители, слушатели. В заметке может и не быть прямого временного указания. Чаще всего оно связывается в таком случае с каким-то более общим явлением. Содержание такой заметки уже включает в себя не только описание конкретного события, ставшего предметом выступления в прессе, но и связь этого описания с иной информацией, с, возможно, уже известной аудитории мыслью. Соответственно логическая структура подобного рода заметки выглядит более сложной.

     Часто основная «несущая часть» этой структуры  представляет собой эпизод обоснования общего суждения конкретным фактом. То есть факт, который становится известен журналисту, «подается» им аудитории как очередной аргумент в пользу какой-то общеизвестной истины. В этом случае автор не только описывает сам факт, но и напоминает аудитории о существовании такой истины, в той или иной форме излагая ее в тексте. При этом общезначимое суждение может высказываться либо в начале заметки, либо в конце ее. В первом случае факт выступает в качестве аргумента по отношению к высказанному в начале общему утверждению. Во втором случае факт выступает в качестве посылки по отношению к последующей общей мысли автора, которая как бы вытекает из этого факта.

     Как написать заметку без ошибок:

     1.       Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры (Например, «25 октября в библиотеке СахГУ состоялось открытие фотовыставки «Мой Сахалин») – совершать стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры.

     2.       Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и  т.п. – пишется всегда перед  фамилией.

     3.       Заметка не должна содержать  более шести цифр, так как человеческий  мозг может усвоить, запомнить  только это небольшое число  цифр, остальные в большинстве случаев останутся неусвоенными. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ  заметок в островной  газете «Советский  Сахалин» 

     2.1 Характеристика заметок  в газете «Советский  Сахалин» 

     Рождению  заметки предшествует определение  информационного повода в освещении того или иного события. В одном случае само событие содержит этот информационный повод (например, открытие завода СПГ), в другом – это может быть кем-то специально организованное мероприятие (допустим, презентация книги), в третьем – сам журналист приметил в жизни какое-либо новое явление, в четвертом - заметка пишется по поводу какой-то знаменательной календарной даты и т. д. Иными словами, именно благодаря наличию или отсутствию информационного повода решается вопрос о подготовке заметки в печать.

     «Информационный повод – это первый сигнал о значимости и интересности события. Без него действительно очень трудно распознать новое событие, понять и его внутренний смысл, и актуальность».10

     Информационный  повод - это своеобразное послание журналисту с приглашением его на событие. Ведь только по поводу чего-то люди что-то предпринимают в своей жизни: играют свадьбу; намечают торжественное собрание, когда собираются наградить правительственными наградами ветеранов труда, и т. д. Есть повод – есть событие, нет повода – нет ни события, ни информации, ни новости.

     Можно сказать, что информационный повод – это призыв к действию. Поэтому профессионалы говорят, что легче всего писать по поводу чего-то. Сложнее всего сидеть в редакции и самому придумывать поводы к написанию заметок.

     Есть  еще ряд причин, по которым заметки  не могут попасть на страницы газеты. Наличие или отсутствие свободного места на газетной полосе во многом предопределяет не только объем заметки, но и ее структуру. Если для хроникальной информации в газетах, как правило, отводится специальная рубрика, то для заметок может быть выделена целая новостная полоса. Впрочем, и в этом случае борьба за выход на полосу не ослабевает. Любая  заметка может быть вытеснена более актуальной информацией или же подвергнута редакторскому сокращению и сведена до размеров хроникального сообщения. С учетом этих факторов и готовятся заметки в печать.

     Тип издания во многом определяет тематику новостных материалов. Например, в  бульварных изданиях, как правило, публикуются  скандальные новости. Журналисты этих газет в своих материалах могут использовать непроверенный материал, слухи. Для массовых изданий характерным является поиск и размещение сенсационных и развлекательных материалов, поданных в популярной и доступной форме. Для качественных изданий главными критериями в отборе информации выступают, как уже говорилось: актуальность, объективность, достоверность и общественная значимость.

     Прежде  чем начать анализ газеты « Советский  Сахалин» укажем виды газет. Газеты делятся:

  • по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);
  • по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные. Выделяются также детские и молодёжные газеты;
  • по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние) и еженедельные;
  • по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками.

     Теперь  на основе теоретической части мы проанализируем заметки из газеты «  Советский Сахалин». Но для начала расскажем немного о самой  газете.

     «Советский  Сахалин» – это общественно-политическая газета Сахалина и Курил. Издается с 1 мая 1925 года, т.е. в этом году газете исполнилось 84 года. Учредителем и издателем газеты является ООО «Редакция газеты «Советский Сахалин». Редакция расположена по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69 а. Газета зарегистрирована Дальневосточным региональным управлением Госкомпечати России. Газета выходит 178 раз в году. Тираж колеблется от 8 до 10 тысяч экземпляров. Кстати, следует упомянуть и о том, что газета имеет и интернет-версию: www.sovsakh.ru.

     Исходя из того, что газета общественно-политическая, можно легко догадаться какие материалы будут в ней расположены. В основном, они будут рассказывать читателям о каких-то социально значимых событиях и явлениях, а также о том, что происходит в мире политики.

     Заметка, которую мы рассмотрим первой вышла в №64, за 19 мая 2009 года. Название данной заметки: «Теперь дело за рекордами», с небольшим подзаголовком «Праздник в спортивной школе».

     «В  Южно-Сахалинске состоялась церемония  открытия нового здания детско-юношеской школы олимпийского резерва горнолыжного спорта. Располагается новая СДЮСШОР за мини-футбольным полем у начала гондольно-кресельной дороги на «Горный воздух».

     За  годы существования школы в ней  подготовлено 23 мастера спорта СССР и России, а воспитанник СДЮШОР Дмитрий Ульянов – неоднократный чемпион страны, участник Олимпиады в Турине. В новой школе под руководством десяти тренеров-преподавателей будут заниматься около пятисот юных спортсменов, с апреля уже ведется набор ребятишек.

     Как сообщил директор школы Дмитрий Быков, теперь и у тренеров, и у учащихся есть все условия для плодотворной работы и занятий, включая тренажерный зал и душевые. Уже в начале лета на базе новой школы должен открыться спортивно-оздоровительный лагерь».

     Как видим, данная заметка написана по очень конкретному поводу: праздник в спортивной школе – открылось новое здание детско-юношеской школы олимпийского резерва горнолыжного спорта, т.е. данный материал носит событийный характер. Данная заметка построена по принципу «перевернутой пирамиды». Уже в лиде в сжатой форме дана суть состоявшегося события – это, так сказать, «верхушка айсберга». Затем расположены менее значимые факты (сколько тренеров будут преподавать и сколько учеников будут учиться, сколько мастеров спорта было выпущено за все годы существования школы и т.д.). Как элемент достоверности, корреспондент вводит в текст слова директора школы в косвенной форме. Исходя из этого, мы можем понять, что корреспондент действительно присутствовал при открытии здания и, возможно, даже лично поговорил с директором.

     Данный  материал соответствует требованиям, предъявляемым информационным жанрам, в частности заметке: оперативность; достоверность; объективность; декодируемость; очищенность сущностной информации от «шумов»; краткость информации.

     Следующая заметка, которую мы рассмотрим называется «И молодо, и зелено» с подзаголовком «Фестиваль»за 29 апреля 2009 года.

     «В Южно-Сахалинске прошел молодежный экологический фестиваль «Зеленый калейдоскоп», организованный экоцентром «Родник».

     В фестивале приняло участие около 500 человек. Торжественное открытие состоялось в ДК железнодорожников, а затем были конкурсы, экологические игры, обмен опытом, «кругосветки», которые проводились в областной научной библиотеке, гимназии № 1 им. А. Пушкина, на «Горном воздухе»…Программа фестиваля была столь обширной, что многие участники высказывались за то, чтобы проводить слет «зеленых» не три, а пять дней.

     Первое  место по итогам всех конкурсов жюри единогласно присудило новичкам – экологической группе «Экстрим» дома детского творчества г. Шахтерска. Победители получили командные путевки для участия в летней региональной программе дальневосточных эколагерей «Родник –2009» на юге Сахалина. Между прочим, у ребят из Шахтерска большие планы по озеленению родного города, да и другие участники фестиваля заботятся об охране природы не только на словах».

Информация о работе Заметка. Специфика жанра