Заметка. Специфика жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение специфических особенностей жанра «заметка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику информационных жанров
рассмотреть жанровые и структурные виды заметок
проанализировать жанр «заметка» в сахалинской печати, на примере газеты «Советский Сахалин».

Содержание

Введение……………………………………………….………………….3

1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения жанра «заметки» и его специфических черт

1.1 Общая характеристика информационных жанров…………………...5

1.2 Специфические особенности жанра «заметка»………………………9

1.3 Жанровые и структурные виды заметок…………………………….20

2 ГЛАВА. Анализ заметок в островной газете «Советский Сахалин»

2.1 Характеристика заметок в газете «Советский Сахалин»…………..28

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

       «Суммирующий» лид можно построить по-разному; он бывает простым и комбинированным. В нем происходит фокусирование события, коррекция по отношению к главной новости. Проблема в том, как выбрать главное.

     Заход «кто». Подчеркивает масштаб личности или ракурс интересов читателей (ответственное лицо, эксперт, свидетель). Его особенно часто применяют в отношении видных людей, хорошо известных предполагаемой аудитории. (Безотносительно к сути новости, этот лид по частоте употребления опережает все остальные). Он необходим и в случае особого интереса к центральной фигуре происшествия (убийца, поджигатель, человек, совершивший поступок, имевший важные последствия).

     В формулировке «кто» могут быть как уважительный, так и ироничный варианты (Наши парни...), иной раз очень существен эпитет, возможна разная интонация (например, при употреблении слов «господа», «господин»...).

     Часто называется не имя, но профессию или социальный статус.

     Заход «что» подчеркивает важность события безотносительно к тому, кого это событие касается (предполагается, что очень многих). Кроме того, заход «что» очень хорошо концентрирует внимание на результате (Миллион подписей...). Его применяют, когда речь идет о конкретном важном событии (Переговоры на высшем уровне будут продолжены...).

     Заход «кто» или «что» можно дополнить придаточными описательными и разъяснительными предложениями и причастными оборотами. Часто употребляются комбинированные заходы «что — почему» или «что — как», особенно при сообщении о драматических ситуациях, трагедиях.

     Комбинированный заход — вполне допустимый вариант репортерского (или редакционного) комментария к событию.

     Заход «как» незаменим при описании драматических ситуаций. Хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия. Очень часто он используется в спортивной информации, где так важен «эффект преодоления». Возможен и скрыто-комментарийный вариант, подчеркивание характерных, говорящих обстоятельств.

     Ответы  на вопросы «когда?» и «где?» могут быть даны подробно или в виде самой краткой ссылки на исходные данные. (12 сентября. После дебатов...). Сегодня краткий вариант не столь част в употреблении, как в журналистике прежних лет. Особенно заметно сократилось число заходов со слов «вчера» и «сегодня» — журналисты заботятся о том, чтобы их новости отличались от других, прежде всего, своими первыми фразами.

     Заход «когда». Так часто начинаются «новости на завтра» – анонсирующие сообщения: где и когда состоится матч, состязание, выставка, заседание. (Двадцать шестого мая ровно в полдень произойдет открытие нового корпуса СахГУ…). Злоупотребление этим заходом, обращение к нему без особой надобности заметно на страницах газет, не слишком заботящихся о структуре репортерских сообщений. Относительный смысл имеет только частое употребление слов-определителей времени: «вчера» и «сегодня», «недавно», «на прошлой неделе» и т. п. Однако следует помнить, что в большинстве случаев может оказаться целесообразным какой-либо иной заход.

     Исходя из задач, поставленных перед журналистом при написании заметки, можно дать другую классификацию типов лида:

  1. Резюме – краткое изображение события или его результатов. 
  2. Единичный – вычленяет один важный аспект.
  3. Драматический – подчеркивающий остроту ситуации.
  4. Аналитический – в нем присутствуют как минимум два противоположных тезиса.
  5. Затяжной (очерковый) – обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.
  6. Цитатный – основанный на высказывании определенного лица.
  7. Вопросительный – предыстория или абзац-связка, которая связывает факт с тем, что происходит.
  8. Ситуационный – предыстория или абзац-связка, которая связывает факты с тем, что происходило ранее.
    1. Жанровые и структурные виды заметок

Жанровые  виды( по Тертычному А.А.).

     Та  или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована.

     Событийная  заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

     Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).

     При всей близости к объявлению анонс является самостоятельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) между анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается, прежде всего, в том, что объявления выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило.

     Аннотация. Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего – это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий («Мир книг» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.

     Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.

     Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек. Наличие подобного названия заметки важно как для самого журналиста, так и для аудитории. Журналисту знание того, что ему необходимо подготовить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помогает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой рубрикой публикации.

     Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству (по теме). Могут быть найдены и какие-то иные основания для выбора совокупности обозреваемых феноменов.

     Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель досконально выявить взаимосвязи, существующие между отобранными им для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых феноменов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель – сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.

     Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю предлагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

     Главной основой для выделения мини-истории  в качестве самостоятельного жанра  выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная  на взаимоотношениях людей.

     Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.

     Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. Анализ печатных изданий показывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще всего выступают специалисты из разных сфер деятельности. Именно они владеют наиболее ценной информацией в указанном отношении.

Структурные виды

     О структуре заметки (независимо от ее жанровой разновидности) можно говорить в разных отношениях. Один из наиболее общих планов – это рассуждение  о структуре заметки с точки  зрения особенностей использования  в ней так называемого базового факта, т.е. того факта, который, собственно говоря, и стал причиной подготовки заметки. Исходя из этого положения, можно выделить два основных ее структурных типа.

     Структура заметки первого типа представляет собой последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? Данный вид заметки носит название хроникальная заметка представляет собой лаконичный ответ на обозначенные выше вопросы. Поэтому по объему она представляет небольшое сообщение от двух до пятнадцати строк. В газетах хроникальная заметка представлена в различных подборках. Это могут быть как тематические рубрики («Спортивная хроника», «Криминальная хроника», «Политическая хроника», «Культурная хроника» и т. д.), так и нетематические («Хроника дня», «Хроника недели», «На ход ноги» и т. д.). Работа по отбору информации для той иной новостной рубрики идет в течение всего дня - вплоть до подписания номера в печать. И обусловлено это отслеживанием событий по их значимости.

     Подготовка  хроникальной заметки в печать не представляет особого труда. Здесь не нужно задумываться ни о замысле произведения, ни о его структуре, ни о заголовочном комплексе и т. п. Главное - коротко и деловито рассказать о новом факте, не давая никаких подробностей и комментариев.

     Аналитический подход в подготовке новостных рубрик требуется при отборе фактов. В данном случае репортеру необходимо не только распознать в потоке информации наиболее важные и актуальные новости, но и оценить их значимость и прагматическую ценность для читательской аудитории. Чутье на новые факты - это особый репортерский дар. Помимо этого от хроникера требуются такие профессиональные качества, как умение ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно реагировать на все изменения в информационной картине дня, работать с опережающей события информацией. К последнему блоку сведений отнесем пресс-релизы, различного рода анонсирующие материалы, афиши, программки, приглашения и т. п., т. е. все то, что потенциально может заинтересовать журналиста в качестве предстоящего события.

     В силу того, что в поле зрения хроникера могут оказаться события из различных областей жизни, он должен обладать широким кругозором и быть хорошо информированным человеком.

Информация о работе Заметка. Специфика жанра