Телевидение как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором.
Актуальность избранной мною темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.Основная часть…………………………………………………………….5
1.1. Понятие эффективности средств массовой коммуникации………5
1.2. Понятие телевидения……………………………………………….8
1.2.1. Телевидение, как средство массовой коммуникации……...8
1.2.2. Функции телевидения………………………………………..10
1.2.3. Анализ аудитории телевидения ………………………….....15
1.3. Анализ воздействия телевидения…………………………………19
1.3.1. Телевидение: сущность, специфика………………………..19
1.3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения…….22
2. Практическая часть……………………………………………………....27
2.1. Возможности телевидения на примере Рязанских телеканалов...27
2.1.2. Тенденции развития рязанского телевизионного поля……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Телевидение как средство.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, эффект очевидности. У зрителя создается  впечатление, что он видит событие  непосредственно собственными глазами, а соответственно, что так и обстоит дело как показано по телевизору. Ведь когда мы в чем-то уверенны, мы говорим «это же очевидно», мы доверяем своим глазам больше, чем другим органам чувств. Данный феномен был описан еще У. Липпманом как «феномен фотографии»: «фотографические снимки» кажутся нам более реальными, поскольку мы думаем, что они достигают нас, минуя всякое человеческое посредничество».

     В-третьих, выразительность телевизионных  образов. Основная цель телевидения  состоит в привлечении внимания зрителей, с тем, чтобы в дальнейшем привлечь рекламодателей. Эта цель достигается разными методами воздействия на эмоции и чувства человека, так как эмоциональная составляющая больше всего поддается воздействию. Например, с помощью правильно подобранной, сбалансированной цветовой гаммы. Цвет влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, апеллируя к чувствам, а не к логике человека.

     В-четвертых, впечатление неангажированности тележурналистов. Если в телевизионной программе  обсуждается какая-либо проблема, то обязательно разделение обсуждающих проблему на противоборствующие стороны, с тем чтобы создать эффект нейтральности тележурналистов. Новости же являются «чисто информационной программой».

     В-пятых, «уход от реальности». Телевидение  может перенести человека в любую  точку мира, с «эффектом включенности» в происходящее, предоставляет человеку переживать те эмоции, которых он лишен в повседневной жизни.

     По  мнению, П. Бурдье, телевидение представляет собой особое социальное поле, связанное  со специфической культурной практикой – производством и распространением информации.

     «Социальное поле – это исторически сложившееся  пространство игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с  собственными законами функционирования». В этом поле действуют индивиды – агенты. Агенты могут быть индивидуальными (журналисты, репортеры, ведущие, режиссеры) и институциональными (издательства, телеканалы, газеты и т. д.)

     Агенты  обладают капиталом, то есть определенными, характерными для данного поля, ресурсами, которые можно инвестировать и получить с них прибыль, придающим его владельцу силу и власть и позволяющим занять определенную позицию.

     Влиятельность того или иного органа информации в поле СМИ определяется объемом  и структурой его капиталов. Специфический капитал этого поля – капитал известности, за который постоянно идет борьба. Важно также обладание и другими видами капиталов: политическим, культурным и т. д. Особую роль в структуре капиталов играет экономический капитал, так как, в современных рыночных условиях все цели СМИ постепенно сдвигаются одной, главной – получение прибыли.

       Интересен подход И. А. Климова,  по мнению которого, телевидение  на сегодняшний день представляет  собой сложное социальное явление,  которое можно изучать в разных аспектах. Во–первых, как социальный институт – производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс – систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального знания, как способ накопления обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент повседневной жизни значительной части людей, которые удовлетворяет с помощью него свои индивидуальные потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения 

     В данном случае, для определения понятия  эффективности подходит трактовка  Б. А. Грушина: «…эффективность представляет собой меру, степень достижения целей  на базе использования тех или иных – больших или меньших – затрат, средств, ресурсов». Таким образом, оценка эффективности воздействия телевидения включает в себя:

     - выявление целей телевидения;

     - выявление механизмов воздействия  телевидения;

     - выявление степени достижения  целей телевидения.

     По  мнению французского социолога П. Бурдье, основные цели сегодняшнего телевидения, это получение быстрой прибыли, захват новых рынков, обращение к максимально широкому зрителю и читателю.

     Основным  ресурсом достижения данных целей, Бурдье считает капитал: экономический, политический, символический и т. д.

     Проанализируем конкретные механизмы воздействия, опираясь на мнение П.Бурдье:

     «Скрывать, показывая». Поиск сенсационного  и зрелищного заставляет телевизионщиков  искать сенсацию, там, где ее нет. Например, журналисту дана тема «городские окраины». Но в поисках зрелищности он будет искать убийства, конфликты, насилие и т.п., а не банальность повседневной жизни. Таким образом, телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности.

     «Круговорот информации». Выбор, предоставляемый  телевидением, является своего рода бессубъектным  выбором. Журналисты читают друг друга, общаются друг с другом – это  приводит к возникновению эффекта  закрытости, циркулирования информации. Чтобы измерить степень закрытости достаточно попытаться показать какой-нибудь неожиданный и неугодный сюжет.

     «Спешка и fast-thinking». В погоне за рейтингом  на телевидении стали появляться так называемые «медиатические интеллектуалы», представляющие собой завсегдатаев различных «интеллектуальных» телепрограмм. Это мыслители особого рода, способные думать на скорости «fast- thinking». Их появление обусловлено логикой построения программ: привязка к теме программы, ограниченное время и т. д.

     «Истинно  ложные или ложно истинные теледебаты». Мир постоянно приглашаемых на телевидение  – это замкнутый круг, где все  друг друга знают. Если в программу  и попадает «случайный человек», то на него действует много ограничителей. Первым и главным ограничителем выступает ведущий. Ведущий может перебивать выступающего, не дав ему до конца высказаться; он действует жестами, интонацией. В результате за всю передачу, которая длится 2 часа, независимому представителю было предоставлено пять минут, если сложить все его выступления. Очень важен состав студии, так как он способствует созданию впечатления демократического равновесия.

     Ориентация  на то, что интересно всем, получает наиболее полное выражение в таком  процессе массовой коммуникации, как  производство распространение новостей. Новости общезначимы по определению: это необходимый элемент того повседневного запаса знаний, которыми располагает любой член современного общества. Процесс производства новостей необходимо рассматривать как процесс конструирования реальности. Большая часть мира находится за пределами достижимости человека, поэтому он не в состоянии осуществить верификацию тех сведений, которые доходят до него через СМИ. Он не может их проверить, поэтому вынужден им доверять. Это дает СМИ и телевидению, в частности, неограниченные возможности по созданию в сознании людей «псевдо-картины» мира. В таком обществе простой гражданин не способен своим умом «дойти до самой сути» и спонтанно выработать отношение к происходящим где-то далеко событиям или же сложным и не затрагивающим его непосредственно общественным проблемам. Осознание этого факта позволяет понять, что новости вовсе не являются простым отражением того, что происходит на самом деле, а представляет собой особого рода конструкт, замещающий реальность. Именно поэтому они выступают в качестве базового элемента псевдо-окружения. Новости как конструкт являются товаром, их формирование осуществляется по законам спроса и предложения. Они должны отвечать тому упрощенному представлению о мире и тем стереотипным образам, которые имеются у главного покупателя новостей – среднего класса. Например, рассказывая о забастовке, журналисты мене всего озабочены выявлением причин забастовки. Вместо этого они сообщают о действиях забастовщиков, которые соответствуют сложившемуся у читателей стереотипному представлению о том, как должны вести себя люди в таких обстоятельствах, и затрагивают только те аспекты забастовки, которые нарушают рутину повседневной жизни (например, затрудняя проезд по городу).

     Телевидение не просто конструирует реальность в соответствии с ожиданиями публики, но сознательно манипулирует этими ожиданиями. Такая возможность у него имеется потому, что рядовой член общества готов уделить совсем немного своего времени и внимания происходящему в недоступном ему мире и плохо ориентируется в нем, что дает телевидению значительную свободу действий в контроле над тем ручейком информации, который достигает сознание обывателя. В этом случае используется целенаправленное преобразование информации. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам:

     Искажение информации варьирует от откровенной  лжи до частичных деформаций, таких  как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

     Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании –  сокрытии определенных тем. Гораздо  чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Так называемый «эффект привратника». В роли привратников выступают тележурналисты, которые отбирают «нужную» информацию.

     Способ  подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками «пустой» информации, которые осложняют для индивида поиски смысла воспринятой им информации. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

     «Построение повестки дня» («agenda-building») или привлечение  внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания. Телевидение выступает как бы основным «проблематизатором» общества.

     Момент  подачи информации играет также немаловажную роль. Самый известный прием –  показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время.

     Подпороговая  подача информации. Например, когда  подается материал, на который особенно необходимо обратить внимание телезрителей, может резко поменяться звуковой фон (если он присутствует). Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также слухового канала. Хорошо этот прием прослеживается, например, в увеличении громкости во время показа рекламы.

     Рассмотрев  набор механизмов влияния телевидения, можно сделать вывод о том, что телевидение обладает достаточно большим арсеналом средств для достижения своих целей и активно их использует. В результате телевидение достигает не только поставленных целей, но и формирует новую социальную структуру. В работе «Власть медиа» Д. Элтейд говорит о том, что телевидение изменяет базовую временную структуру повседневной жизни: оно входит в рутину повседневности и перестраивает ее в соответствии с собственным расписанием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Практическая часть 

     2.1. Возможности телевидения на примере Рязанских телеканалов 

     Сила  воздействия, доступность и простота получения информации, численность  потенциальной аудитории – все  эти показатели позволяют нам  утверждать, что главным источником информации для населения страны (и региона) является телевидение, с помощью которого жители воссоздают картину действительности.

     На  сегодняшний день рязанские телеканалы функционируют достаточно стабильно, процесс концентрации как государственных, так и частных СМИ фактически завершился. Появление новых компаний, особенно в условиях настоящего кризиса, представляется маловероятным. На наш взгляд, рязанский регион является довольно типичным примером развития регионального телевещания (в областном центре работает филиал ВГТРК, сетевые партнеры «Рен-ТВ» и СТС, коммерческие телекомпании, занимающиеся собственным программированием). Таким образом, информационное поле создают:  

     1. ГТРК «Ока» – областная государственная  телекомпания со смешанным типом  финансирования и сетевым программированием  (эфирные «окна» определяет ВГТРК).  

     2. ОГТРК «Край Рязанский» (эфирное  название «Рен - ТВ Рязань») –  областная государственная телекомпания  со смешанным типом финансирования  и смешанным типом программирования (учредитель – правительство  Рязанской области).  

     3. «СТС-Рязань» (эфирное название – «Либурна ТВ») – городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с сетевым программированием.  

Информация о работе Телевидение как средство массовой коммуникации