Своеобразие жанров в интернет- Журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:

1.Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
2.Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
3.Выявить жанровые особенности веб-публикаций.
4.Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.

Содержание

Введение

Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики

1.1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы

1.2. Типология жанров в науке о журналистике

Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций

2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

2.2 Специфика сетевых средств массовой информации

2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий

(на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)

2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и сетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала»

Заключение

Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по жур.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

     Важнейшие требования, предъявляемые к информационному  сообщению:

  • оперативность;
  • релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
  • декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
  • очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
  • краткость информации.

     «В  периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.»4. Основным функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей. Структура этого жанра состоит из трех элементов: заголовок - Лид – зачин – подробности.

     Принципы  построения расширенной информации имеют такие же требования, как  и в заметке. Однако здесь необходимо позаботиться о соразмерности различных  частей, так как в подобного  рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно – наличие событийного  ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.

     По  своей природе репортаж имеет синтетический характер. . Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Основная задача журналиста в репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.

     Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

  1. Аналитические жанры.

     Объект  аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений  и тенденций. К аналитическим  жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое  интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые  моменты основной проблемы и выбрать  метод предъявления фактологических  данных. Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать  их в контексте той проблемы, которую  журналист пытается рассмотреть. Поэтому  при структурной организации  статьи главная роль отводится следующим  моментам:

  • выдвижению основного тезиса для доказательства;
  • построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

     Расширение  жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных  российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией. Среди композиционных узлов комментария выделяют: 1) ввод в проблему 2) Постановка проблемы 3) Столкновение тезиса и антитезиса 4)Рекомендация 5)Образный ориентир.

  1. Художественные жанры.

     Функция художественной публицистики - в раскрытии  типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального  материала. . Жанры образной журналистики создают психологически достоверную  картину действительности. Принято  считать, что тексту СМИ чужд психологизм  при изображении внутреннего  мира личности. «Восприятие произведения во многом определяется убедительностью  личности повествователя (включая психологическую  достоверность его собственных  чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в  тексте мощный психологический фон  для восприятия идей, заложенных в  материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и  противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты  ситуаций. Удачно найденный образ  продлевает жизнь журналистского текста – так, как это происходит с  художественными произведениями»5. Название жанра фельетон происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие. Автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне.

     Жанр  этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого  таланта и постоянного совершенствования  своего мастерства. Фельетон, как и  другие художественно-публицистические жанры, очень «чуток» к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность  быть замеченным читателем. 
 

     ГЛАВА 2 Жанровая структура  сетевых публикаций

      2.1 Интернет как новое  информационное пространство. Роль компьютерных  сетей в распространении  газетно-журнальной  периодики.

     Интернет- это глобальное СМИ, которое дает возможность иметь практически  неограниченный доступ ко всем источникам информации и при этом делать индивидуальный выбор. Появлению глобальной сети мы обязаны военным, которые разрабатывали системы передачи информации. В начале семидесятых годов отдел Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой сложности), занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в случае потери основных систем связи при ядерном взрыве, произведенном Советским Союзом. В американской компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу компьютеров с различными оперативными системами. С развитием Интернета эволюционировали и каналы связи. Информацию стали передавать по телефонной линии, оптоволоконным сетям, а позже стали пользоваться и беспроводной связью.

     «Количество компьютеров в сети может значительно  колебаться. На начальном уровне между  собой могут быть соединены компьютеры какой-либо одной рабочей группы. Сеть этой рабочей группы может входить  в сеть отдела, а затем в сеть всей компании. Сеть компаний может  быть соединена с сетями других компаний».6

     Internet – это термин, используемый для описания взаимосвязи между множеством компьютерных сетей, которая позволяет им общаться друг с другом. «Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Чаще всего текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам»7. Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Крупнейшие информационно поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru). Однако электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными функционирующими в сетях.  

     2.2 Специфика сетевых  средств массовой  информации

     Основу  сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических  изданий – сетевые газеты и  журналы. Есть несколько десятков серьезных  сетевых газет и журналов, выпускающихся  на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. Так почему же возрастает спрос  именно на такие издания? Чем сетевая  газета отличается от обычной?

            Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

     В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным  ресурсам. В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:  текст, фото, звук, видеосюжеты, анимация. Еще одна тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну.

     Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст. Обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.

     В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

  • произвольное обновление: по мере подготовки материала;
  • Обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно
  • Перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

     В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения. К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое. «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощущать, что конечный продукт принадлежит ему»8.

     Тексты  в онлайн-СМИ не должны быть настолько  длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул мышкой в кнопку «назад». Возможность  создания гиперссылок в любом  месте статьи дает журналисту при  работе с планом содержания возможности  аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения. 

     2.3 Характеристика жанровой  структуры массовых  Веб – изданий

     (на  примере он-лайн  газет Ytro.ru и Lenta.ru)

     В типологии жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. Сегодня  Интернет-журналистика по популярности у аудитории составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям. Что  касается печатных СМИ, то он он-лайн издания  вскоре и вовсе вытиснут с рынка  информации своего «бумажного аналога». «Цифровые газеты все заметнее теснят на рынке традиционную прессу и шаг  за шагом отвоевывают у них  аудиторию. Рост популярности электронных  газет приводит к тому, что их бумажные собратья постепенно вымирают из-за оттока читателей и денежных средств»9. Первые русские Интернет-издания появились еще в 80-х годах двадцатого века. Второй период развития Рунета можно отнести к 1999 – начало 2000 года. Именно в этот период было разработано и открыто большинство Интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы Рунета.   Третий – с начала 2000 года. Этот период так называемого «инвестиционного бума». Формальной датой начала четвертого периода можно считать 8 сентября 2000 года, когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего период, - «поле.ру». Для этого период преобладают следующие черты: сохранение новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типа. Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновения в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Центральным органов Еже- движения, призванным реализовать идеологию последнего, стала «ЕЖЕковская правда» (www.ezhe.com/pravda). Как обозначено в подзаголовке, «ежедневная газета Содружества on-line периодических изданий». С 5 июня 1998 года газета обновляется в он-лайн режиме, что фактически превратило её в дайжест сетевых изданий. В это же время возникает одни из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее. Основная масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Информационная заметка в интернет – газете подчинена всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда?  Тематика заметок достаточно обширна: политика, экономика, технологии, общество, преступность, масс-медия, кино, музыка, авто, оружие и так далее.  Кроем того, всемирная паутина с легкостью позволяет «завязать диалог» с читателем по средством форумов и чатов. Так на портале «Лентра.ру» обозреватель говорит о том, что «Израиль занимает лидирующие позиции в разработке беспилотных летательных аппаратов» и дает обзор лучшим образцам этой индустрии.   Создатели интернет-газеты «Лента.ру» выступили авторами нового жанра он-лайн публикаций: лентапедии. Лентапедия – это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция. В отличии от своих печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий.

Информация о работе Своеобразие жанров в интернет- Журналистике