Стилистические особенности информационных жанров в СМИ: заметка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:43, реферат

Описание

Стиль – это разновидность литературного языка, которая функционирует в определенной сфере общественной деятельности, для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Существует несколько стилей: официально-деловой, научный, стиль массовой коммуникации (информационно-публицистический стиль), литературно-художественный, а также разговорно-бытовой.

Работа состоит из  1 файл

Стилистические особенности информационных жанров в СМИ.docx

— 29.52 Кб (Скачать документ)

    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

    им. М.В. ЛОМОНОСОВА 

    Факультет журналистики

 

    Кафедра стилистики русского языка

 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

         

    Стилистические  особенности информационных жанров в СМИ:

    заметка

 
 
 
 
 
 

    Студентки

    3-го  курса д/о, гр. 307

    Орловой В.В.

 

      Преподаватель:

    Клушина Н.И.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

       Стиль – это разновидность литературного  языка, которая функционирует в  определенной сфере общественной деятельности, для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Существует несколько стилей: официально-деловой, научный, стиль массовой коммуникации (информационно-публицистический стиль),  литературно-художественный, а также разговорно-бытовой.

       В нашей работе необходимо подробнее  рассмотреть информационно-публицистический стиль. Это стиль газет, радио, телевидения, рекламы, ораторской речи. Одной из задач информационно-публицистического стиля является  передача читателю необходимой информации. Однако основная задача данного стиля: воздействие на общественное сознание через средства массовой информации (ее можно назвать лингвистическим термином «экспрессивная функция»). Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читателя).

     Информационно- публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи и функционируют в разных условиях. К информационно-публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи. Лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, реклама – все это тоже жанры массовой коммуникации. Устная форма речи также используется в этом стиле – публичные выступления на общественно-политические темы.

     Важная  особенность стиля исходит из его задач. Журналист должен соблюдать языковые стандарты, присущие жанру, в котором он работает; но при этом он имеет свободу языкового творчества и может, экспрессивно подчеркивая и выделяя основную мысль текста, давать прямую оценку факту. Таким образом, проявляется важная категория текста – образ автора, который имеет свои особенности. С одной стороны, это человек, выражающий коллективные оценки и мнения; с другой, автор – частное лицо. Еще одна особенность публицистического стиля – социальная оценочность – оценки описываемых событий со стороны общества.

     В данной работе необходимо проанализировать с точки зрения стилистики такой  информационный газетный жанр, как  заметка. Для этого нужно дать определение этого жанра, рассмотреть его стилистические особенности и показать их, используя конкретные примеры.

ЧТО ТАКОЕ ЗАМЕТКА?

     Заметку считают исходным информационным жанром, а также самым простым из них. Это короткое сообщение о каком-либо актуальном событии или происшествии. Этот жанр относится к информационной корреспонденции. Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию, общественно значимую, заслуживающую внимания. Новизна и краткость – две основные составляющие заметки.

     Информационная  заметка должна обязательно отвечать на шесть вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой  причине совершил действие. Однако это признаки так называемой расширенной заметки, обыкновенная же заметка отвечает, как правило, на три вопроса: что, где, когда. При создании заметки можно выбрать мягкий и жесткий варианты подачи. Жесткий вариант подачи факта - подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Автор «спрессовывает» событие, описывая его максимально емко. По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой должны последовать развернутые репортажи или аналитические материалы. Журналист в таких заметках анонсирует свои будущие журналистские расследования. В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Здесь важно переключение с итога на деталь события. Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Краткое сообщение может быть направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации.

     На  страницах современной периодической  печати появляется несколько подтипов заметок. Существует событийная заметка - Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. В качестве предмета отображения в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности. Еще один тип – мини-обозрение - представляет собой фактологическую заметку, предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Заметка-анонс и заметка-рецензия – еще одни подвиды исследуемого жанра.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕТКИ

     Информационная  заметка отличается небольшим объемом, поэтому ее отличает краткость, четкость и лаконичность изложения материала. Стилеобразующими признаками данного жанра являются: наличие факта, новизна информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность. На особенности коммуникативной ситуации, в которой автор реализует свое намерение, влияют следующие факторы: содержание сообщения является центральным компонентом коммуникативной ситуации; из-за частой повторяемости ситуации заметка отличается однотипностью структуры; автор выступает как официальное лицо и его оценка происшедшего практически отсутствует; аудитория, т.е. читатель, мыслится обобщенно (даже в узкоспециализированных газетах).

     Важно отметить, что заметки рассказывают о различных сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной. От этого зависит лексический состав и стилевое разнообразие текста. Для материалов, посвященных политики и экономике, например, характерно использование элементов официально-делового стиля, для материалов, посвященных каким-либо событиям в науке - соответственно, научного стиля и т.д. В газете «Коммерсантъ» (№193, 14 октября 2011 г.) в заметке «Юлии Тимошенко напомнили о долге перед Россией» было использовано несколько слов и выражений, относящихся к официально-деловому стилю: «В отношении Юлии Тимошенко было возбуждено уголовное дело...», «...дело, в котором фигурирует госпожа Тимошенко...», «речь идет о растрате государственных средств». Все эти выражения относятся к документальному подстилю, характерному для гражданского и уголовного.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

     Для исследуемого жанра характерно использование  нейтральной лексики, наличие имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии – в зависимости от того, что обусловлено темой.

     Широкое употребление терминов оправдано функционально: они придают заметке нужную точность и ясность изложения. Кроме того, с использованием терминологии связан и определенный стилистический колорит – строгость и точность, выдержанность и лаконизм речи. ( «Российская газета» №42, 27 октября – 2 ноября 2011г.: «За незаконно установленных «лежачих полицейских» будут штрафовать»). Все это придает тексту информативную насыщенность и избавляет от оценочности. Как было уже отмечено, употребление слов-терминов зависит от темы. Журналист при этом должен хорошо разбираться в той области, о которой он пишет, и точное знать значение тех терминов, которые он употребляет. Всегда нужно выверять значение таких слов, чтобы не допустить ошибок.

     Для заметок иногда характерно смешение стилей. Официальность заметки создается словами, относящимися к официально-деловому стилю, канцеляризмами. Можно привести пример из еженедельной газеты «Аргументы и факты» (№43, 26 октября – 1 ноября 2011 г.) Вот отрывок из заметки под названием «Дальний Восток. Ближе, дешевле» в рубрике «Экономика»: «Скидки компании на такие перелеты – ответ профессионалов на государственную программу по субсидированию авиаперевозок для жителей отдаленных регионов нашей страны». Слово субсидирование относится к официально-деловому стилю, к нему же можно отнести и устоявшееся в официально-деловом стиле выражение «государственная программа по субсидированию».

     Экспрессивная лексика, несмотря на отсутствие оценочности, оперативность и жесткость в тексте, – еще одна особенность заметки. В плане употребления эмоционально окрашенной лексики характерна строгая закрепленность слов за определенными контекстами, лексика делится по качеству окраски на  положительную и отрицательную (положительный – негативный, эффективный – бесперспективный). Особенностью экспрессивной лексики является стандартизированный характер ее употребления. Для выражения эмоциональной оценки служит просторечная и разговорная лексика. Часто подобные слова употребляются в заголовках заметок, чтобы их прочитали в первую очередь. Заметка в газете «АиФ» (№35, 31 августа – 6 сентября), посвященная принятию проекта по стимулированию экономической активности, называется «Как Москва «сделает» Лондон». Нетрудно заметить, что слово «сделает» употреблено здесь в переносном значении, и означает «одержит победу, обгонит в развитии». Обычно данное слово употребляется в устной речи и относится к разговорной лексике.

     Существует  группа эпитетов, имеющих закрепленный жанром заметки характер: горячий прием, впечатляющие события, бескрайние просторы и др. Достаточно часто журналист, создавая текст в этом жанре, пользуется фразеологизмами. Как правило, фразеологизмы лишены экспрессивной окраски. Для чего же используются фразеологизмы в заметке? Безусловно, для более емкого и при этом краткого выражения мысли автора. Заметка вообще включает в себя большое количество устойчивых оборотов, в том числе и фразеологию разных стилей. В газете «Коммерсантъ» (№193, 14 октября 2011 г.) в заметке «Россияне с нетерпением ждут второй волны» есть такая фраза: «Опрос об ожиданиях россиян второй волны кризиса в сентябре 2011 года проводил исследовательский холдинг «Ромир». «Вторая волна кризиса» - из-за частого употребления это выражение превратилось в устойчивое. Подобные фразы уже давно стали так называемыми «штампами» и нежелательны в употреблении, хотя зачастую это неизбежно. Наличие таких устойчивых оборотов очень нередко, что позволяет говорить об отсутствии индивидуального стиля у автора. Но место для творчества в заметке остается – в возможности варьировать и комбинировать речевые формы.

     Если  говорить о частях речи, которые  преимущественно используются в  заметках, то можно отметить преобладание именных частей речи, особенно существительных. Также распространены в заметках глаголы и глагольные формы. (Это обусловлено задачей заметки – показать событие, то есть рассказать о том, что произошло). Среди существительных особенно употребительны имена собственные. Именно они усиливают достоверность факта, отвечая на вопросы: Кто? Где? Когда? Достаточно часто употребляются отглагольные существительные. Может быть и много числительных, выполняющих ту же функцию, что и имена собственные.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ 

     Для заметки характерно использование предложений с однородными членами, с обособленными членами предложения. Лаконичность подразумевает использование простых предложений, особенно в начале заметки. Ведь, как известно, заметка строится «пирамидой», и самые основные факты располагаются именно в первых строчках, дальнейший же материал поясняет событие.

     Для заметки характерно использование вводных и вставных конструкций, это делается для того, чтобы представить обстановку, обстоятельства действия. Очень часто используются однотипные конструкции для отсылки к источнику: в «Российской газете» (№42, 27 октября – 2 ноября 2011г.) «По данным ГУП  «Гормост»...»; «По словам мэра Москвы Сергея Собянина...». Деепричастные и причастные обороты, конструкции с отглагольными существительными, сложные предложения – все это обосновано стремлением вместить значительный объем информации в небольшую по объему форму. При этом синтаксический строй обязательно прозрачен, ясен. Этому помогает использование однотипных структур.

     Иногда  авторы заметок вводят в текст предложения составные именные сказуемые. Но типичным является наличие простого глагольного сказуемого, выраженного глаголами с разными значениями: протекания действия, состояния, времени. «Российская газета» (№42, 27 октября – 2 ноября 2011г.), сообщая о похоронах Каддафи, использует множество глаголов: похоронили, расстреляли (протекание действия), опасаются (состояние).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе работы было рассмотрено определение  функционального стиля в целом  и информационно-публицистического  в частности. Мы выяснили, что данный стиль используется в средствах  массовой информации и осуществляет информационную функцию и функцию  воздействия. В связи с этим в  жанрах информационно-публицистического  стиля наблюдается сочетание  строгой объективности и авторской  оценочности, зачастую скрытой – образа автора.

Информация о работе Стилистические особенности информационных жанров в СМИ: заметка