Специфика и особенности радиожурналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание

Работа состоит из двух глав. В первой главе на определенных примерах мы подробно рассмотрим выразительные средства радиожурналистики, а именно формообразующие и стилеобразующие средства радиожурналистики. Вторая глава расскажет нам об особенностях контакта радио и аудитории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Выразительные средства радиожурналистики……………………5
1.1 Формообразующие средства радиожурналистики………………………….5
1.2 Стилеобразующие средства радиожурналистики…………………………10
Глава 2 Казахстанские радиостанции ………………………………………16
2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях ……………...16
2.2Радиостанция Tengri FM……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая РЖ.docx

— 63.12 Кб (Скачать документ)

            Существовала очень четко разработанная режиссерская партитура, где было указано, на какой минуте журналист начнет интервьюировать своего гостя, на какой секунде вступит сидящий в этой же студии оркестр, и в какой момент для пущей убедительности шумовики запустят имитатор полярного ветра... Все это репетировалось, иногда даже с участием главного героя, подлинного полярника, и шло в эфир, создавая весьма эффектную звуковую картину очередного подвига советского человека и демонстрируя достижения отечественного радиовещания. Но это была, скорее, имитация монтажа, а принципиально новый период развития радиожурналистики начался с массовым внедрением звукозаписи.

            Звукозапись как техническое средство использовалась радиовещанием еще с конца 20-х годов. Например, в 1929 году в эфире звучала в записи на кинопленку речь заместителя Председателя СНК РСФСР А.М. Лежавы о роли радио и кино в социалистическом строительстве. В 1931 году была организована по типу киностудии фабрика «Радиофильм» специально для подготовки передач, фиксированных предварительно на кинопленке. Название фабрики стало обозначением разновидности радиосообщений, которые представляли собой «тот же звуковой кинофильм, но на ленте радиофильма отсутствовали кинокадры. Это обыкновенная стандартная кинопленка с нанесенной на ней сбоку фонограммой – фотографией звука».

           Внедрение магнитофонной записи означало переход от непосредственного («живого») вещания к фиксированному, что открывало перед радиожурналистикой новые возможности. Предварительная фиксация радиосообщения на магнитофонной пленке изменяла его эстетическую природу, придавая ему качественно новые характеристики.

           Прежде всего это касается отражения времени и пространства в структуре радиосообщения. Продолжительность прямого репортажа – так большинство исследователей называют репортаж с места события, совпадающий по времени с моментом самого события и идущий непосредственно в эфир, – буквально равна тому отрезку времени, который это событие или его часть занимает в реальной действительности. В репортаже, фиксированном на пленке, существует возможность выключить слушателя из реального течения времени монтажной сменой звуковых картин, прессуя время или растягивая его в сознании слушателя. Точно так же монтажная смена звуковых картин способна выключить слушателя и из реального пространства, ибо возможные при монтаже радиосообщения, фиксированного на пленке, переброски места действия создают в восприятии слушателя некое условное пространство, не ограниченное рамками какой-либо конкретной территории.

          Монтаж есть прежде всего выражение идеологических и эстетических позиций автора, метод его художественного мышления, творческого осмысления действительности. В этой связи следует заметить, что суть того или иного жизненного эпизода, запечатленного на магнитофонной пленке, может существенно изменяться в зависимости от монтажного контекста.

           В практике современного вещания завершающая часть работы над радиосообщением часто проходит в аппаратной и представляет собой процесс творческого осмысления и обработки звукозаписей, произведенных на этапах, предшествующих окончательному монтажу. Отсюда и та драматургическая роль, которую неизбежно выполняет монтаж, особенно в передачах, где предварительная сценарная разработка представляет собой в основном конспект содержания. Чаще всего так бывает при подготовке информационно-публицистических радиосообщений. При этом заранее задуманная журналистом форма часто меняется под воздействием требований, которые выдвигает логика монтажа и звуковая совместимость отдельных эпизодов – форма и функция взаимообусловливают друг друга, – и в таком изменении первоначального журналистского замысла проявляется диалектичность, присущая процессу осмысления действительности.

            Монтаж как способ художественной организации фактического материала используется и в прямом эфире – в передачах, которые посвящены ныне главным образом массовым торжествам по тому или иному поводу или, напротив, событиям трагического характера, затрагивающим интересы широких слоев населения. Вот как строилась радиопрограмма о захоронении останков российского императора Николая II летом 1998 года:

11.30–11.35. Репортаж  из Петропавловской крепости. Толпа  людей на подступах к собору.

11.35–11.43. Репортаж  с аэродрома, где приземляется  самолет Президента Российской  Федерации.

11.44–11.50. Петропавловская  крепость. Интервью с иностранными  гостями, собирающимися на похороны.

11.50–11.55. Улицы  Санкт-Петербурга, репортаж о проезде  президентского кортежа.

11.55–12.05. Репортаж  с улицы Екатеринбурга. Выступление  историка, который занимался поисками  захоронении императора Николая Второго и членов его семьи.

12.05–12.15. Репортаж  с улиц Санкт-Петербурга о том,  как президент едет на похороны.

12.15–12.22. Выступление  одного из членов императорской  фамилии.

12.15–12.23. Репортаж  из Москвы, из зала Дворянского  собрания.

12.25–12.30. Репортаж  из подмосковного села, где установлен  памятник Николаю II. Выступление  скульптора – автора памятника.

12.30–12.35. Репортаж  из Петропавловской крепости  о прибытии президента и начале  церемонии... и т.д.

          Таким образом, радиослушатель знал, что в данную минуту конкретно происходит на площади Петропавловской крепости и вместе с тем совершал радиопутешествие по стране.

          В данном случае мы имеем дело с традиционным, наиболее простым и, очевидно, потому и наиболее часто встречающимся в практике видом монтажа – параллельным монтажом, где объединение событий различных по времени и месту происходит главным образом в зависимости от желания автора; звуковые фрагменты сами по себе не имеют директивной власти с точки зрения последовательности их включения в ткань радиосообщения.

            Параллельный акустический монтаж не требует четко выстроенной звуковой монтажной фразы. В отличие от него последовательный монтаж как раз и заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения. Аналогом радийной звуковой монтажной фразы в кинематографе следует считать такую структурную единицу, как эпизод.

          На радио звуковая монтажная фраза всегда равнозначна завершенному сценарному эпизоду. Составляющие ее звуковые элементы могут самостоятельно нести сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности сформировать у слушателя полное представление о событии, завершенном в своем драматургическом развитии; такую функцию они способны выполнить лишь в сочетании друг с другом. Будучи же завершенной, звуковая монтажная фраза вызывает у слушателя комплекс ассоциаций, позволяющих ему представить зрительно событие, о котором идет речь, смена ассоциаций тем самым означает для него переход к новому эпизоду действия.

         При последовательном акустическом монтаже особое значение приобретает смысловой и звуковой контрапункт, ассоциативным ходом возбуждающий фантазию, чувства и разум слушателя.

        Метод акустического коллажа (т.е. соединение разнофактур-ных звуковых элементов), завоевавший прочные позиции в радиожурналистике с середины 60-х годов, оказался одним из самых современных и мощных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя, ибо создавал максимально благоприятные условия для возбуждения широкого круга ассоциаций в его воображении. Коллаж пришел в радиожурналистику из театра и кинематографии, где он означал «причудливое переплетение лозунгов, цитат, портретов, газетных вырезок, фотографий, рабочих моментов съемки, подражаний телеинтервью и собственно игровых сцен... с целью синтетического осмысления действительности».

          Отражение всех указанных компонентов в звуке вне визуального ряда могло бы привести к звуковому хаосу и фонетической бессмыслице, если бы речь шла о фактографическом отражении материальных явлений, а не о создании обобщенного (выраставшего иногда до символа) социально-философского представления о целом комплексе явлений, нашедших отражение в конкретном событии. Эта новая единая реальность, возникшая в результате акустического коллажа, является целостным выражением философских, эстетических и этических воззрений коммуникатора.

         Разнообразие способов изложения отдельных элементов коллажа, безусловно, не имеет пределов, ибо речь идет не о готовой математической формуле, а о творческом постижении внутренних духовных и художественных ресурсов фактического материала, запечатленного в звуке. Актуальность любого фактического материала лишена непрерывности во времени, она возникает из потребностей общества, и то, что ранее казалось безвозвратно непригодным, часто возвращается в качестве необходимого художественного и идеологического аргумента.

          Таким образом, вопрос целесообразности использования того или иного звукового или текстового элемента в радиопередаче – это всегда вопрос его концептуальной транскрипции, т.е., иначе говоря, он всегда обусловлен журналистской задачей.

 

Глава 2. Казахстанские радиостанции

2.1Казахстанские эфирные радиостанции в социальных сетях

 

История образования  казахстанского радио

Первая радиостанция на территории Казахстана появилась  в 1912 году. Это Форт-Александровская  радиостанция. В 1920 году на территории Казахстана действовало несколько  радиостанций - в Урде, Кустанае, Оренбурге, Павлодаре, Алматы, Гурьеве, Усиле, Актюбинске. Наравне с развитием радиовещания происходил процесс подготовки работников для радио. С 1 июля 1920 года в Семипалатинске открыты шестимесячные курсы по подготовке радиоработников.

Казахское радио  образовалось в 1921 году. Важной акцией, способствовавшей развитию радиовещания стало образование в 1924 году акционерного общества "Радиопередача". С открытием "Радиопередачи" вещание получило централизацию и координацию. Любители радио объединились в Общество Друзей Радио (ОДР). Благодаря ОДР в Оренбурге, Акмоле, Семипалатинске, Урде, Кустанае, некоторых селах был ускорен процесс радиофикации. В период, когда начали действовать первые радиостанции, вещание было нефиксированным, было распространено коллективное прослушивание передач.

Радиожурналистика на современном этапе имеет 2 направления - информационную и музыкальную. Ученые установили, что объем информации, принимаемый и передаваемый человеком при помощи слуха и голоса - в три раза больше, чем при помощи глаз! А потребность человека в информации очень велика. Меняется время, а вместе с ним и сама журналистика, и в области радиовещания происходят глобальные перемены. Современная жизнь не приемлет выражения взглядов одной точки зрения. Многолетняя государственная монополия на эфир исчезла. [1]

Появление суверенного  государства и переход на рыночную экономику существенно изменил  взгляд на мир как общества в целом, так и каждого индивида. Таким  образом, в начале 1992 года в Казахстане, как и в других странах СНГ появились десятки новых СМИ, являющихся по форме частного предпринимательства. Большинство радиостанций основное время уделяют трансляции музыки. Слушатели стали отдавать предпочтение кратким и лаконичным новостным блокам и музыке.

 

Социальные  сети для эфирных радиостанций –  это хорошая возможность замерить, насколько аудитория принимает  формат радио, привлечь новых слушателей, и, наконец, с помощью пользователей  создать новый уникальный контент. Мы исследовали, в каких социальных сетях и как продвигались казахстанские  эфирные радиостанции в 2009 году. Сравнивали количество участников сообществ, активность группы, и то, чем авторы привлекают пользователей. Данные на начало декабря 2009 года.

 

1. Больше всего пользователей - 2116 (и это пока рекорд среди сообществ казахстанских телекомпаний и телепередач) группа ВКонтакте с очень длинным и позитивным названием Любящие всем сердцем и душою "Energy FM" потому что это самая лучшая радиостанция и работают там самые клевые люди.... Одно из важных достоинств группы – это музыка, здесь 274 аудиозаписи. Уважения заслуживает и то, как авторы группы быстро реагируют на просьбы «Нравится песня, вчера в 7.10 утра играла». Через три часа был подробный ответ. Благодарные пользователи активно участвуют в обсуждении формата радио и его программ. Кстати о программах. ВКонтакте есть группы отдельных проектов Energy FM. Хочется выделить группу Рустам Оспанов - "Гравитация" и "Невесомость", которая объединяет 841 участника. Группа активно используется для анонсирования программы и музыкальных событий. Ведет группу сам Рустам Оспанов, который находится на постоянной связи с пользователями.

 

2. Сообщество  Радио "WEST FM 103,8" Актау каласыв Моем Мире собрало 645 участников. Пользователи сообщества каждую неделю голосуют за песни любимых исполнителей, а результаты становятся частью эфирных программ. Это пример user generated content (содержания, созданного пользователями), к которому, по мнению аналитиков, должны стремиться традиционные СМИ, чтобы снизить свои затраты и быть актуальными для пользователей. В сообществе очень большой альбом, где можно найти фотографии казахстанских звезд. Правда, сам альбом не очень удобный, в нем уже 53 фотографии, которые никак не структурированы.

 

3. Карагандинская  радиостанция «Наше радио» в  своей группе ВКонтакте собрала 475 участников. Здесь постоянный опрос «Лучшая новинка месяца», который позволяет держать связь с радиослушателями, и замерять их настроение. Кроме этого в группе игры и более 100 роковых композиций.

Информация о работе Специфика и особенности радиожурналистики