Смысловая специфика собирательных существительных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ собирательных существительных с точки зрения их смысловых функций.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
§ 1. Особенности собирательных существительных ……………………..4
§ 2. Граница категории собирательных существительных ………………7
§ 3. Степень индивидности …………………………………………………9
§ 4. Оценивание собирательных имен существительных ………………..10
§ 5. Имена существительные на –ств(о), на -ье и –ня …………………….13
Заключение …………………………………………………………………..16
Список использованной литературы ……………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Алина РАО.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………. 3

§ 1. Особенности собирательных существительных ……………………..4

§ 2. Граница категории собирательных существительных ………………7

§ 3. Степень индивидности …………………………………………………9

§ 4. Оценивание  собирательных имен существительных ………………..10

§ 5. Имена существительные на –ств(о), на -ье и –ня …………………….13

Заключение …………………………………………………………………..16

Список использованной литературы ……………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию собирательных имен существительных. Наша курсовая работа актуальна, потому что имена существительные собирательные исследуются во многих работах по русской грамматике и лексикологии. Тем не менее в литературе отсутствует достаточно полное функциональное описание собирательных имен (противопоставляемых именам конкретным), которое позволяло бы объяснить семантические причины употребления их в речи. При подобном подходе открываются возможности и для более широкого рассмотрения данных имен в школьном курсе русского языка.

Целью курсовой работы является анализ собирательных существительных с точки зрения их смысловых функций.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • выявить особенности собирательных имен существительных;
  • выявить границы категории собирательных существительных.

Объектом  нашей курсовой работы является смысловая специфика собирательных имен существительных.

Практическая  значимость работы заключается в том, что фрагменты курсовой работы можно использовать на уроках русского языка в школах.

Курсовая работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

§ 1. Особенности  собирательных существительных

Собирательные существительные обозначают совокупность лиц, живых существ или предметов в виде некоего целого, например: крестьянство, студенчество, старостат, детвора, листва.

 Грамматически собирательные существительные характеризуются тем, что изменяются как существительные неодушевленные. Как правило, собирательные существительные имеют только формы единственного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. В качестве количественного определения при собирательных существительных могут быть использованы лишь отдельные неопределённо-количественные наименования типа много, немного, мало и др. Например: немного листвы, много мошкары, мало родни и т.д. Нередко собирательные существительные оказываются соотносительными с существительными единичными (студент – студенчество, профессор – профессора, листок – листва, бедняк – беднота и др.)

С точки зрения морфемной структуры собирательные  существительные чаще всего представлены словами с суффиксами -ств- ( дворянство, начальство, учительство ), -еств- ( купечество, человечество ), -от- ( беднота ), -в-( листва ), - еж- ( молодежь ), -ур- ( аппаратура, агентура ), -ник- ( ельник ), -j- ( воронье, тряпьё, офицерьё ), -н- (солдатня, ребятня ), -вор- ( детвора ).

Реформатский  А.А. и другие лингвисты в качестве собирательных выделяют только те существительные, которые имеют тройственный соотносительный ряд однокоренных слов, состоящий из ед. ч. и мн. ч. собственно конкретных существительных и образованного от них собирательного существительного.

 

 

Единственное  число

Множественное число

Собирательное существительное

собственно  конкретных существительных

 

староста

старосты

старостат

лист

листья

листва

Студент

студенты

студенчество


При этом чаще всего  поддерживается семантическая корреляция, а в значение собирательного существительного дополнительно включается лишь сема совокупности, объединения лиц, живых существ, предметов, например: крестьянин – крестьяне – крестьянство. Но в некоторых случаях происходит семантическое приращение, например: деканат – это не совокупность деканов, а декан и работники деканата (заместители, секретари и т. п.).

Ряд лингвистов отмечает, что  собирательные существительные  через свои формальные (словообразовательные) признаки, «разграничивают» классы людей, животных, растений и вещей, что имеет  исторические корни (В.И. Дегтярев, Д.И. Руденко и др.).

Суффиксы - j(о)-, -ня- в словах, офицерьё, вороньё, тряпьё, солдатня, передавая отрицательные характеристики, как бы уничтожают целостность единиц, уподобляя их сплошной массе.

Собирательные существительные могут передавать только оценку «много»:  листва, вишенье.

Оценку «важно» выражают собирательные существительные с суффиксами - ство- : студенчество, офицерство.

Имена типа детвора могут, не ощущаясь как нейтральные, с почти одинаковым успехом употребляться и в «положительных», и в

«отрицательных» (впрочем, умеренно отрицательных) контекстах, например:  Я люблю детвору. Во дворе толпилась надоедливая детвора .

Точка зрения о том, что собирательные существительные, употребляясь в форме одного числа, не подвергаются счёту, поэтому не могут иметь при себе количественных определителей, выраженных целыми числами,  дает узкое понимание термина «собирательные существительные». В широком понимании этого термина к ним, кроме перечисленных, относят имена существительные, в которых собирательность представлена как значение, не получившее соответствующего грамматического оформления. Такие существительные не входят в тройственный ряд; они могут иметь числовую парадигму и могут определяться числительными. Сюда относятся:

  1. имена существительные ед. ч. (преимущественно жен. р., реже – муж. р. и ср. р.), выражающие собирательность непосредственно лексическим значением ( толпа, стая, дичь, дробь, ветошь, зелень, нечисть, посуда, мелочь, рухлядь, войско, отряд, полк, мусор и т. п.). Слов того же корня, называющих отдельных представителей этой группы, нет;
  2. имена существительные со значением собирательности, имеющие форму только мн. ч.: финансы, хлопья и т. п.;
  3. некоторые существительные с приставкой со-: созвездие (как совокупность звезд), собрание (в значении «коллекция»), соцветие и т. п.

 

 

 

 

 

 

§ 2. Граница  категории собирательных существительных

Вопрос о  том, входят ли в категорию собирательности  только имена, лишенные формы множественного числа (студенчество, зверье, листва), или также существительные, обладающие полной числовой парадигмой (народ, коллектив, группа), окончательно не решено. Если рассматривать семантический инвариант категории как представлении множества в виде единицы, к собирательным следует относить имена обоих типов. Однако такое решение не кажется оправданным. Действительно, объекты, обозначаемые такими существительными, как народ, коллектив, представляются в языке как целостные и потому способны исчисляться. Имена типа народ употребляются в формах единственного и множественного числа, свободно сочетаются с числительными ( ср.: народы этих стран, вооруженные отряды, три студенческие группы). С другой стороны, денотаты имен (денотат имени — множество явлений действительности, вещей, действий, отношений, свойств, ситуаций, состояний, процессов и т. п., которые этим именем могут именоваться) студенчество, учительство и сходных с ними в языковом представлении являются неисчисляемыми: употребления типа «студенчества этих стран», «два учительства» невозможны. (Данные существительные, подобно другим неисчисляемым именам, могут вступать в сочетания только с неопределенно-количественными числительными, которые характеризуют множество в целом, через его наиболее общие количественные признаки, ср.: в нашем городе много студенчества.)

Для того чтобы определить общее в значении собирательных имен и тем самым установить границы категории собирательности как особого языкового класса, необходимо объяснить, почему множества людей, животных, растений и вещей, обозначаемые неисчисляемыми именами множеств, представляются языком так, как если бы они не имели отдельных элементов. Помимо имен типа студенчество, к разряду singularia tantum

 

относятся вещественные и абстрактные имена ( ср.: вода, воздух, ненависть, благородство) – названия объектов, которые в реальной действительности не распадаются на целостные единицы, лишены четких границ и не могут входить во множества сходных объектов.

Совокупности, называемые такими существительными, как студенчество, формально представлены в языке как недискретные (непрерывные) и неисчисляемые. Однако подобная языковая  выраженность не соответствует действительной природе этих множеств и их восприятию человеком. Например, большое число имен рассматриваемого типа обозначает множество людей. Человек же является безусловно значимым объектом действительности. Элементы любого множества людей в нашем восприятии  физически отделены друг от друга, и каждый из них обычно ощущается как нечто индивидуальное. Поэтому семантика имен типа студенчество не может сводиться к семе множества, сочетающейся с семой недискретности. Не мотивированная реальными  свойствами денотатов, сема недискретности порождает дополнительное, отсутствующее у вещественных и абстрактных существительных значение. Для того чтобы доказать языковую реальность этого особого смысла, необходимо выяснить, каким образом обнаруживается в языке значимость индивидуального объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Степень индивидности

В современной лингвистике обосновано положение о том, что различия в степени индивидности объектов материального мира существенны для языка. Степень индивидности определяется тем, до какого предела – до вида или до отельного элемента – человек обычно устанавливает различия у единиц тех или иных классов. Лингвистически индивидность проявляется в том, можно ли дать собственное имя объекту, название которого входит в одну из основных классификационных групп словаря, - «Вещи», «Растения», «Животные» и «Люди». Собственные имена получают главным образом люди и, с меньшей степенью необходимости, животные. С другой стороны, вещи и растения лишь в очень немногочисленных случаях обозначаются с помощью собственных имен.

Степень индивидности объектов важна и для семантики множества. Так, каждый человек в человеческой оценке обладает существенными индивидуальными признаками, хотя конкретное содержание этих признаков нам часто неизвестно. (В то же время растения и вещи во множестве воспринимаются – если отвлечься от возможных профессиональных интересов – как «просто» отдельные единицы.) В лингвистическом плане именование  множества людей, осуществляющееся по принципам именования сплошной массы, становится основой для возникновения у имен признаковых, оценочных, то есть не чисто денотативных значений. Такие значения выражают отношение говорящего к множеству, обозначенному именем, каким-либо признакам этого множества. Намеренно неадекватное представление объектов позволяет семантически выделить те или иные их свойства.

 

 

 

§ 4. Оценивание  собирательных имен существительных

Характерно, что в языке существуют  другие типы единиц, которые передают оценку, противоположную непосредственно (формально) выраженной. К ним относятся прежде всего случаи так называемого мейозиса (иногда он определяется как «недооценка»). Мейозисом является, например, обозначение хорошего или отличного как «терпимого» ( в тех случаях, когда говорящий предполагает, что слушатель понимает неадекватность оценки); ср. также употребление выражения Он кое-что понимает в лингвистике применительно к учебному-языковеду и т. п. Подобные значения могут передаваться и с помощью лексико-грамматических средств языка, например уменьшительно-уничижительных суффиксов. В то же время следует иметь ввиду, что если мейозис представляет собой речевое средство выражения оценки, то имена типа студенчество являются узуальными, общеупотребительными оценочными единицами языка.

Оценочные свойства имен singularia tantum, обозначающих множества, наиболее очевидно проявляются в сфере номинации и людей. Оценка особого рода выражается, в частности, обозначениями множества на –ств(о). (В русском языке к ним относятся только имена человеческих существ.) Такие существительные ( а также некоторые другие, например, молодёжь) передают оценку «важно», с помощью которой оценивается то или иное – обычно выводимое из предложения или текста – свойство множества, обозначаемого именем, действие, осуществляемое этим множеством, или отношение, в которое оно входит. Семантические признаки такого рода реализуются, например, в следующих высказываниях:

Я из России выехал затем, чтобы не видеть офицерства и чиновничества, чтоб не видать всех этих Ноздревых Хлестаковых… (А. Герцен); Очутившись в первой линии, офицерство заметно подтянулось. (А. Игнатьев); Вот они, мерзавцы, предатели казачества. (М. Шолохов); За 27 лет работы в вузе отчетливо вижу, как изменилось

 

студенчество. Сейчас юноши и девушки выше ростом, демонстрируют отличный внешний вид. (Сов. спорт. – 1981. 20 авг.).

Существование оценки объектов по их значимости на уровне высказывания, где данное значение передают интонация и порядок слов, обосновывается во многих работах по актуальному членению предложения. Однако оценка «важно» как элемент семантики слова выделяется исследователями менее часто. Поэтому необходимо проанализировать некоторые языковые конструкции, в которых рассматриваемое значение выражено особо четко. К ним относятся, например, предложения типа Он представитель студенчества (учительства, дворянства).

Высказывание Он представитель студенчества может быть в тексте истолковано двояко:

Информация о работе Смысловая специфика собирательных существительных