Шпаргалка по "Рынку ценных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:42, шпаргалка

Описание

Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по "Рынку ценных бумаг"

Работа состоит из  1 файл

РЦБ.docx

— 244.20 Кб (Скачать документ)

В соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» листинг – это включение ценных бумаг в котировальный список.

Котировальный список – это список ценных бумаг, допущенных для торговли профессиональным организатором рынка.

Листинг акций и листинг облигаций. Листингу подвергаются любые ценные бумаги, которые обращаются на фондовой бирже. В этом смысле нет различия между листингом акций и листингом облигаций. Однако по своей сути листинг нацелен именно на акции, а не на облигации. Это связано с тем, что:

основным видом ценных бумаг, которые  обращаются на фондовых биржах, являются акции, а не облигации. По имеющимся  статистическим данным биржевой оборот облигаций составляет обычно не более 10 % их общего оборота. Облигация по сути есть предмет внебиржевого рынка, так как ее купля-продажа часто требует гораздо большего времени, чем купля-продажа акции, с точки зрения согласования позиций сторон сделки. В случае купли-продажи акции вопрос обычно упирается в уровень текущей рыночной цены, а при покупке (продаже) облигации имеют значение размер накопленного купонного дохода, наличие или отсутствие оферты (права на досрочное погашение у продавца или покупателя) и др.; • облигация в гораздо меньшей степени является предметом спекулятивной торговли по сравнению с акцией в силу особенностей ее рыночного ценообразования. Рыночная цена акции зависит сразу от двух переменных величин: дивиденда и рыночной процентной ставки, а рыночная цена облигации основывается обычно на одной переменной величине – рыночной процентной ставке. Таким образом, хотя юридически листинг относится и к акциям, и к облигациям, но в экономическом плане процедура листинга как разновидности рыночного ранжирования ценных бумаг есть неотъемлемая составная часть вторичного рынка именно акций, а не облигаций. Рынок облигаций вполне может существовать и без их листинга, а вот рынок акций без листинга существовать не может. Его нельзя заменить процедурой рейтинга, которая характерна именно для облигаций и, наоборот, малоприменима для рыночного ранжирования акций.

 
57. РАНЖИРОВАНИЕ ДРУГИХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИСТИНГА

Если ранжирование акций и облигаций  на рынке закреплено отработанными  процедурами листинга и рейтинга, то для всех остальных видов ценных бумаг никаких специальных (специализированных) процедур ранжирования нет, поскольку  все они в большинстве своем  не являются такими же массовыми и  обращающимися ценными бумагами, как акции и облигации.

Надежность остальных видов  ценных бумаг в случае их купли-продажи  проверяется уже самими заинтересованными  сторонами самыми разнообразными способами, среди которых важнейшим является наличие у эмитента бумаги соответствующего кредитного рейтинга. Если говорить о  векселях, то здесь, кроме того, важным показателем их надежности обычно считается  наличие у векселя многочисленных индоссаментов (передаточных надписей), которые свидетельствуют о том, что многие участники рынка доверяют обязательствам векселедателя.

Организация листинга. Включение ценных бумаг в котировальный список есть целая процедура, которая определяется правилами, устанавливаемыми каждым организатором торговли на рынке ценных бумаг, обычно соответствующей фондовой биржей.

Каждая фондовая биржа или внебиржевая  система организованной торговли осуществляет свой листинг ценных бумаг, которые  она допускает к обращению.

Результатом листинга ценной бумаги является:

допуск ценных бумаг соответствующей  компании на фондовую биржу или на другой организованный рынок ценных бумаг;

получение акциями и/или облигациями  компании публичной котировки, т. е. официально регистрируемого биржей (или внебиржевым организатором рынка) курса (цены) этой ценной бумаги.

Листинг ценных бумаг компании дает ей следующие важные преимущества на рынке:

увеличение доверия со стороны  участников рынка;

общественную известность, а то и определенную популярность;

получение доступа к сравнительно дешевым и потенциально неограниченным источникам финансирования;

способствует росту капитализации  компании, т. е. росту цен на ее акции;

повышает оборачиваемость (ликвидность) ее ценных бумаг;

позволяет получить те или иные налоговые  льготы в соответствии с имеющимся  в стране налоговым законодательством.

Коммерческая организация, претендующая на получение листинга на фондовой бирже, обязана удовлетворять предъявляемым  к ней и ее ценным бумагам определенным требованиям. К ним относятся:

наличие истории существования  компании;

известность в стране и в мире;

место, занимаемое в соответствующей  сфере экономики;

минимальные размеры активов и  чистой прибыли за несколько лет;

размеры акций, находящихся в свободном  обращении;

численность акционеров и др.

 
58. РЕЙТИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Рейтинговые организации появились  в начале XX в. на американском фондовом рынке. Впоследствии они возникли в других развитых странах и от рейтинга лишь ценных бумаг трансформировались в кредитный рейтинг вообще.

Наиболее известными мировыми рейтинговыми агентствами являются: Standart & Poor• s Corporation (S & Р), Moody• s Investors Service (Moody• s).

Рейтинговая оценка, даваемая ими, как  правило, очень близка. Согласно рейтингу все долговые ценные бумаги подразделяются на две группы:

облигации инвестиционного уровня качества. В эту группу включаются облигации, по которым имеется возможность  погасить заем, а возможность выплаты  процентного дохода оценивается  от высшей надежности до возможности  невыплаты в установленные сроки. Сюда включаются облигации с рейтингом: ААА (Ааа), АА (Аа), А, ВВВ (Ввв);

спекулятивные бумаги. В данную группу включаются ценные бумаги, имеющие  разное качество с точки зрения возврата самого долга одновременно с выплатой процентного дохода. К спекулятивным  ценным бумагам (их еще называют высокорисковыми  или «мусорными» облигациями) относятся  облигации с рейтингом: ВВ (Вв), В, ССС (Ссс), СС (Сс), С, Д.

Конкретные методики рейтинговых  оценок различаются по рейтинговым  агентствам и являются их коммерческой тайной.

Рейтинги ценных бумаг и эмитентов  постоянно уточняются и пересматриваются в связи с изменениями в  их экономическом положении и  рыночной ситуации.

Рейтинговые организации представляют собой коммерческие организации, которые работают на прибыльной основе за счет продажи своих услуг участникам рынка. Эмитент, желающий выйти со своими ценными бумагами на фондовый рынок, должен получить свой рейтинг. Для этого он обращается в рейтинговое агентство, оплачивает его услуги и предоставляет ему всю необходимую информацию для проведения рейтинга.

В общем случае рейтинг – это  обязательность для эмитента, но не обязанность рейтинговой организации. Однако в последние годы ведущие  рейтинговые агентства в ряде случаев самостоятельно проводят оценку кредитоспособности тех или иных компаний и государств.

Рейтинговые организации существуют в большинстве стран с развитым фондовым рынком. Национальные рейтинговые  агентства имеют определенные преимущества перед международными компаниями такого рода, поскольку могут более точно  учитывать в рейтинговой оценке национальные особенности рынка.

 
59. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТОРГОВЛИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Формы организации процесса торговли ценными  бумагами.

Биржевая торговля ценными бумагами – это торговля ценными бумагами, которая организуется профессиональным участником рынка ценных бумаг, называемым фондовой биржей (или просто биржей). Это централизованная торговля ценными бумагами, характеризующаяся объединением ее участников в одном месте, в одно время и торгующих по единым правилам.

Внебиржевая торговля ценными бумагами – это торговля ценными бумагами между участниками рынка, осуществляемая в отсутствие единого организатора рынка. Это децентрализованная форма торговли ценными бумагами. Внебиржевая торговля еще называется «уличным» рынком, торговлей «с прилавка».

Взаимозависимость форм организации торговли. Исторически торговля ценными бумагами развивалась в направлении от неорганизованных к организованным формам. С течением времени вырабатывались общеупотребимые правила торговли ценными бумагами и появились участники рынка, которые специализировались на торговле имеющимися в данное время ценными бумагами. Эти профессиональные участники постепенно пришли к пониманию того, что их коммерческие дела пойдут лучше, если они объединятся в некие торговые сообщества, которые получили название биржа.

Однако любой организованный в  форме биржи рынок не в состоянии  охватить всю торговлю ценными бумагами по самым разным причинам, например:

наличие физических ограничений, свойственных любому обособленному рынку:

функциональная ограниченность.

экономическая ограниченность (целесообразность).

На практике всегда имеются обстоятельства, вследствие которых рынок ценных бумаг представляет собой сосуществование  его биржевого и внебиржевого сегментов (частей, рынков).

Однако современный внебиржевой  рынок ценных бумаг не является антиподом  биржевого рынка в смысле их противопоставления как стихийного (неорганизованного) и организованного рынков. Организованность внебиржевого рынка обеспечивается, с одной стороны, необходимостью соблюдения всеми участниками рынка  ценных бумаг имеющегося в данной стране законодательства, которое в  своей основе вообще не делит рынок  ценных бумаг на указанные части, а только особо выделяет его биржевой сегмент. С другой стороны, поскольку  речь идет о едином рынке, постольку  и внебиржевые участники рынка  в основном придерживаются общерыночных правил хозяйственного оборота на данном рынке.

Развитие компьютеризированных форм торговли ценными бумагами ведет  к стиранию различий между биржевым и внебиржевым рынками, превращает рынок ценных бумаг в единый организованный рынок, в котором снимаются как  границы биржевого рынка, так  и децентрализованный характер внебиржевого рынка.

 
60. КОТИРОВКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Котировка ценной бумаги – это доступная для всех участников рынка информация о рыночной цене ценной бумаги. На современном рынке цена акции задается в абсолютном выражении в национальной валюте, например, в рублях и копейках за одну акцию. Цена облигации выражается в относительной величине, обычно в процентах от ее номинала.

Следует различать следующие виды котировки:

преддоговорная котировка – это существование рыночной цены ценной бумаги в качестве цен предложения на покупку и продажу: • цена покупателя, или цена предложения на покупку, или текущая котировка по запросу, или бид (bid) – это цена, которую предлагает маркет-мейкер в качестве покупателя; • цена продавца, или цена предложения на продажу, или текущая котировка по предложению, или аск (ask), офер (offer) – это цена, которую предлагает маркет-мейкер в качестве продавца; по этой цене клиент может купить ценную бумагу (но может предложить и меньшую цену). Разница между ценами продавца и покупателя называется спрэдом;

последоговорная котировка, или курс, ценной бумаги – это рыночная цена ценной бумаги в соответствии с заключенной по ней сделкой.

Преддоговорная котировка ценной бумаги имеет своей целью создание условий для достижения договоренности между продавцом и покупателем  ценной бумаги по поводу установления ее рыночной цены. Чем меньше спрэд, тем быстрее при прочих равных условиях продавец и покупатель могут  прийти к соглашению об уровне рыночной цены.

Практика рынка выработала три метода статистической фиксации курса ценной бумаги:

Усредненный метод представляет собой тот или иной способ определения средней рыночной цены всех заключенных по данной ценной бумаге сделок за установленный промежуток времени (обычно за рабочий день). Средняя цена может рассчитываться по формуле простой или взвешенной средней арифметической. Этот метод применяется обычно лишь для соответствующих научных или аналитических целей. Для непосредственных участников рынка он может представлять интерес лишь в качестве одного из способов расчета цены в техническом анализе, или когда на рынке заключается очень мало сделок, и тогда средняя рыночная цена может представлять собой полезную информацию.

Предельный метод состоит в том, что биржа из всего огромного множества рыночных цен по данной ценной бумаге выделяет лишь предельные для нее рыночные цены за торговый день: • цену на момент открытия рынка, или цену открытия; • цену на момент закрытия рынка, или цену закрытия; • минимальную цену за день; максимальную цену за день.

Указанные четыре вида рыночной цены по каждой торгуемой ценной бумаге используются всеми участниками  рынка в качестве основы для индивидуального  анализа и принятия последующих  решений на рынке ценных бумаг. Эти  цены лежат в основе всех расчетов, которые производятся в рамках фундаментального и технического анализов, о которых  будет сказано в дальнейшем.

Индексный метод – это метод, имеющий целью расчет того или иного фондового индекса на основе рыночных цен ценных бумаг.

 
61. ОСНОВНЫЕ РОССИЙСКИЕ ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ

На российском фондовом рынке наиболее цитируемыми являются два фондовых индекса:

индекс РТС (индекс фондовой биржи  «Российская торговая система»). Рассчитывается по методу средней арифметической взвешенной:

J = 100 J0Σ Цi Кi / Σ Цi0 Кi0,

где J – значение индекса для данного (отчетного) момента времени; J0 – значение индекса для начального момента времени; Ц – цена 1-й акции, входящей в состав ценных бумаг, составляющих индекс, на данный момент времени; Ц0 – цена i-й акции на базовую дату; Кi – количество i-й акции, находящееся в обращении на данный момент времени; Кi0 – количество i-й акции, находившееся в обращении на базовую дату (замена компаний и сплит (деление акций) учитываются особым образом);

2) сводный фондовый индекс (СФИ) ММВБ (фондовый индекс Московской межбанковской валютной биржи) также рассчитывается по методу средней арифметической взвешенной.

Фондовые индексы используются для получения общей картины  состояния фондового рынка, прежде всего рынка акций и облигаций, поскольку по своей сути они выполняют две функции:

Информация о работе Шпаргалка по "Рынку ценных бумаг"