Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:30, автореферат

Описание

Актуальность диссертации связана со сменой приоритетов в современных российских СМИ. Новая речевая тактика общения с читателями обусловила отказ от стереотипного мышления, риторического многословия и сухого языка. В современной газете отражается творческий настрой авторов, их стремление к обновлению языковых средств, поиску новых приёмов и способов привлечения читательского внимания, выражению модально-оценочных характеристик, и это представляется нам недостаточно изученным на материале политического газетного текста в лингвометодическом аспекте. Актуальность данного диссертационного исследования поддерживается и тем, что чтение газетного текста является обязательным аспектом в преподавании РКИ.

Работа состоит из  1 файл

07chokoyu.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)
="justify">   В газете заголовок занимает самую  сильную, акцентируемую позицию, это  то, на что читатель сразу обращает внимание. Являясь составной частью газеты, заголовок выполняет следующие  языковые функции: информативную (передает информацию о тексте), прагматическую (оказывает воздействие на интеллект и эмоции адресата – получателя информации). В современном газетном заголовке прагматическая функция является важнейшей. Прагматическая направленность газетного заголовка мотирована его ролью посредника между читателем и автором текста.

   В параграфе «Эволюция газетно-публицистического  стиля на рубеже веков» мы рассмотрели  категории автора и адресата, а  также лингвостилистические изменения  в современных газетных текстах. При этом отметили, что на рубеже XX-XXI веков одна из главных особенностей современного газетно-публицистического стиля заключается в стремлении найти своего конкретного адресата, повысить диалогичность газетных текстов и диалогическое взаимодействие автора и читателя. Используя новые возможности диалога, выдвинутые сегодняшней общественной ситуацией, журналист стал более сознательно устанавливать контакт с читателем, настраиваться на его возможность восприятия, создавать «диалогическое взаимодействие» (Лазуткина, 1994, с.35).

   Как известно, ранее адресат рассматривался как пассивный объект управления (что вытекало из предписанной газете функции быть «коллективным организатором, коллективным агитатором и коллективным пропагандистом»), а  сегодня же адресат — «суверенная» личность, способная самостоятельно разобраться в предложенной ей информации. В прежней публицистике адресат — это чаще всего идейно однородная масса, сегодня под этим понимается весьма разнородная масса людей с разными интересами, информационными запросами и взглядами. В постсоветскую эпоху сформировался и новый тип адресанта: не носителя бюрократического авторитета, а творческой личности. Если ранее языковая компетенция журналиста определялась способностью манипулировать предварительно отобранным набором словесных формул, то сегодня публицист — «свободно (нередко радикально) мыслящий человек, выступающий от собственного имени, защищающий идеалы прогресса, демократии, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи, лишенной по возможности штампов, особенно штампов предшествующего периода» (Солганик, 2002, с.50).

   Активный  процесс в современной публицистике характеризуется включением   в  газетный  язык «иностилевых» элементов. Процесс «экспансии» разговорной речи вплоть до просторечия и нелитературных языковых средств приобрел поистине небывалые масштабы и интенсивность. По существу, изменилась стилевая норма публицистической речи, она сдвигается в сторону разговорности, раскованности и свободы. Разговорные средства всех языковых уровней используются в самых различных жанрах, существенно изменяя общий лингвостилистический облик публицистики, происходит общее снижение её стиля. Слова и выражения литературного языка находятся рядом с нелитературными выражениями, повышается частотность употребления во всех сферах общения таких разрядов функционально ограниченных лексических единиц, как слова просторечные и жаргонные; конструкции, принадлежащие книжной речи, смешиваются с теми, которые характерны для разговорной речи; письменный стиль мало отличается от устного стиля и т.п. Приведем примеры: «Зато «кубышка» Стабфонда в следующем году должна вырасти почти на два триллиона […]» (АиФ, 12.07.2006); «Нацпроект “Бабки России”» (АиФ, 09.08.2006).

   Ещё одна яркая черта современного языкового развития – использование иноязычных заимствований. Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из английского языка) вызвано социальной ситуацией - открытостью современного общества для международных контактов: консенсус, приватизация, презентация, менеджер, маркетинг, рейтинг, имидж, саммит и др. Приведем примеры: «Во-вторых, резон для дальневосточного вояжа состоит в двусторонних встречах с лидерами ведущих держав» (МН, 17.11.2006); «У него [В.Путина] фактически нет сильных “спарринг-партнёров”» (АиФ, 30.08.2006).

   Жесточайшая конкуренция, борьба между СМИ за аудиторию породили и негативные языковые процессы: огрубление речи, нарушение этических норм общения, общечеловеческих нравственных норм и др.

   Во  второй главе «Средства выражения оценки в современном политическом газетном тексте» были изучены главные характеристики понятий «оценка», «экспрессивность» и «эмоциональность». Также были выявлены основные средства выражения оценки в современном газетном тексте.

   Категория оценки с позиции лингвистики рассматривается в узком и широком смысле. В первом случае имеется в виду различение по признаку «хорошо/плохо», во втором – различение по ряду других свойств («большой/маленький», «узкий/широкий» и т.д.). В работе мы приняли широкое   понимание   оценки,   при   котором   учитывается   не   только   её аксиологическая природа, но и рациональный и эмоциональный факторы, влияющие на её выбор субъектом при оценивании того или иного объекта.

   С нашей точки зрения, И.В. Арнольд  даёт наиболее полное определение экспрессивности  и эмоциональности: «Под экспрессивностью мы понимаем такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим развитием эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным» (Арнольд, 1975, с.11). Таким образом, экспрессивность и эмоциональность являются отдельными самостоятельными явлениями, которые соотносятся между собой как часть и целое.

   В данном диссертационном исследовании мы выделили экспрессивность и эмоциональность в качестве одной из отличительных черт газетного текста.

   Анализ  языкового материала показал, что  в текстах современных газет  происходит качественное и количественное накопление новых экспрессивных и эмоциональных средств и приемов, используемых затем широко, особенно в «жёлтой прессе», а именно: активно функционируют тропы и фигуры речи, остроумные каламбуры, окказионализмы, формируется адресованность по типу ты-обращений, оригинально трансформируются фразеологизмы, аллюзии, пародии. Чрезвычайно экспрессивен синтаксис, здесь часто используются парцелляция, эллипсис, вставные конструкции и др. Весьма оригинальны некоторые заголовки. Отличительной чертой «жёлтой» прессы, ее рекламным «оружием» становятся игры со смыслами. Цель языковой игры — привлечение внимания читателя с помощью языковой шутки, юмора, остроты. Важной чертой в современных публицистических текстах является частота использования прецедентных текстов, а также их деформирование с помощью приёмов цитирования, аллюзий, парафраз, пародий, которые способствуют формированию у читателя дополнительных ассоциаций. Ирония стала ведущей чертой языка современных СМИ, так как приблизительно все эмоционально-экспрессивные средства передают газетному тексту ироническую оценку.

   Экспрессивные средства оценки нацелены на глубину  восприятия и потому требуют большей  читательской активности, сотворчества. Читателю самому предоставляется возможность  «вывести» оценку. Можно утверждать, что общая методологическая посылка  современной газеты состоит в стремлении призвать читателя к совместному размышлению. Тенденция к антропоцентричности приводит к определенной диалектике функций языка в газете: функция сообщения начинает конкурировать с функцией общения.

   Мы  ограничили свое исследование рассмотрением двух актуальных для языка современной газеты явлений – использование метафор и прецедентных единиц, так как мы считаем, что они являются более типичными для современного политического газетного текста и наиболее трудными для восприятия иностранцами, в частности, румынами. Дело в том, что те изменения, которые произошли в языке современных СМИ за последние годы, привели к новому осмыслению уже привычных метафор и прецедентных языковых единиц, к использованию новых, отражающих новые явления в социальной и политической жизни страны. Понимание этих языковых явлений вызывает большие трудности у иностранцев при чтении российских газет.  Третья глава «Роль метафоры и прецедентных единиц в современном политическом газетном тексте» посвящена анализу метафоры и прецедентных языковых единиц в современном политическом газетном тексте. Мы решили рассмотреть их в одной главе по следующим причинам:

  1. они очень активно употребляются в современном газетном тексте;
  2. они характеризуются высокой экспрессивностью и эмоциональностью;
  3. эти языковые явления очень часто пересекаются: метафоры становятся

прецедентными единицами.   

   В диссертации мы рассмотрели метафору с позиции современных направлений в лингвистике, в частности, когнитивного подхода. Согласно этому подходу метафора рассматривается как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны: «Понятийная система человека упорядочивается и определяется метафорически. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека» (Лакофф, Джонсон, 1990, с.390). 

   В данной работе мы анализировали только политическую метафору, так как наша задача - исследовать эмоционально-экспрессивные  средства в политическом газетном тексте. Следует подчеркнуть, что «политической» принято считать любую метафору, присутствующую в политическом тексте, т.е. метафора может быть определена как политическая только при наличии соответствующего    тематического    окружения,    контекста. А.Н.Баранов и Ю.Н. Караулов дают следующее определение политической метафоры: «политическая метафора есть речевое воздействие с целью формирования у реципиента (чаще всего — у общества) либо положительного, либо отрицательного мнения о той или иной политической единице » (Баранов, Караулов, 1991, с.189).

   При характеристике современной российской политической метафоры прежде всего необходимо отметить сохранение и развитие целого ряда традиционных позитивных образов. Они акцентируют идею естественности и непрерывности развития жизни, близости и взаимосвязанности человека и природы. Эти образы также наглядно отражают причинно-следственные связи в природе, значимость физического и морального здоровья, крепких корней и другие фундаментальные для русского национального сознания ценности.

   Вместе  с тем исследование показало, что в последнее десятилетие получили развитие метафорические модели с концептуальными векторами жестокости, агрессивности и соперничества, отклонения от естественного порядка вещей (война, криминал, спорт, болезнь и др.).

   В нашей работе мы остановились на некоторых продуктивных метафорических моделях, характерных для современного русского политического текста. Мы представили тематические группы слов, которые в газетном тексте чаще других получают метафорическое переосмысление, определяемое состоянием общественного сознания в сферах политики. Итак, мы выделили следующие метафорические модели:

   1) война: «Премьер идёт в атаку» (АиФ, 01.02.2006); «Пришлось подключать "тяжелую артиллерию" в лице первого вице-премьера России Дмитрия Медведева» (МН, 17.11.2006);

   2) медицина: «Всё это было симптомами тяжелой политической болезни под названием “удержать власть любой ценой”, в том числе и ценой недееспособного управления страной» (МН, 27.01.2006); «Политика заражена тем же самым “вирусом неэффективности”» (АиФ, 01.03.2006);

   3) театр: «Но, пожалуй, самой неожиданной фигурой в предстоящем спектакле “выборы президента” может стать новоиспеченный депутат, он же банкир-миллиардер, экс-разведчик А. Лебедев» (АиФ, 13.04.2005); «Такого рода “политические гастроли”, не сомневается аграрник, наверняка не пройдут даром для региона…» (Нез.Г., 23.01.2007);

   4) спорт: «В. Путин поинтересовался и планами “европейских тяжеловесов” относительно Украины» (АиФ, 23.03.2005); «Хотя за лето, скорее всего, скамейку запасных [новых министров]  существенно расширят» (АиФ, 17.05.2006);

   5) техника: «И Рогозин с “Родиной” — клапан, через который этот пар выходит» (АиФ, 22.03.2006); «Общественного гнева это партия не боится, потому что у неё есть “огнетушитель”, наполненный нефтедолларами» (АиФ, 02.12.2005);

   6) человек: 

     а) родственные связи: «Путин должен стать отцом нации» (АиФ, 05.07.2006);

     б) супружеские и любовные отношения: «По мнению директора киевского Института глобальных стратегий В. Карасева, медовый месяц в отношениях России и Украины закончен» (АиФ, 02.02.2005); «Россия, по словам В. Путина, в течение последних 15 лет дарила Украине за политические поцелуи по 3-5 млрд. долларов в год» (АиФ, 08.02.2006);

     в) социальное положение человека; «А народ любит, когда царь [В. Путин] наказывает зарвавшихся бояр» (АиФ, 16.03.2005); 

     г) части человеческого тела: «На шее у народа и государства» (АиФ, 21.12. 2005);

   7) природа:

     а) мир животных: «”Чёрная пантера” [К. Райс] потакает “оранжевым” [В. Ющенко]» (АиФ, 21.12.2005);

     б) мир растений: «”Яблоко” обменяли на “кукурузу”» (политическая партия «Яблоко» не будет участвовать в выборах Законодательного собрания Санкт-Петербурга) (НГ, 12.02.2007);

     в) атмосферные явления и природные  реалии: «Вчера на безоблачные российско-азербайджанские отношения вдруг набежала туча» (КП, 23.12.2006);

   8) кухня: «Похоже, что наше гражданское общество ещё не смололо той сортовой муки, из которой можно испечь качественный пирог демократии. Одна из причин — низкий рейтинг демократических пекарей в глазах населения» (АиФ, 08.03.2006);

   9) цвета: «Оранжевая любовь или голубая война?» (об отношении между Россией и Украиной) (АиФ, 02.02.2005);

   10) одежда: «В минувшую субботу захлебнулась белорусская “джинсовая революция”» (АиФ, 29.03.2006);

Информация о работе Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте