Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:45, реферат

Описание

Ориентация на гласность и плюрализм, заявленная в 1985 г. в качестве доминанты новой политической линии властных струк¬тур СССР, объективно означала для журналистики возвращение ей права быть самой собой. Пресса вышла из-под гнета Коммуни¬стической партии и коммунистической идеологии. Свобода слова, свобода творческого самовыражения была не просто провозглаше¬на, а закреплена законодательно. Но она-то и оказалась первым серьезным испытанием профессионально-нравственной зрелости нашего журналистского корпуса. Обнаружилось, что в этом отношении наша журналистика отстала от многих стран. В упоении открывшимися творческими возможностями российские журналисты начали вы¬ходить за границы этического коридора, которым определяется свободное творческое пространство.

Содержание

1. Введение….……...……………………………………………….………..3
2. Правовые и профессионально этические регуляторы в журналистике…….………………………………………………………….4
2.1. М.В. Ломоносов об обязанностях журналистов и современность………………………………………………………………..4
2.2. Правовые регуляторы в журналистике………………………..9
2.3. Формирование профессионально этических регуляторов в журналистике……………………………………..…17
2.4. Корпоративный кодекс журналиста………………...….22
3. Заключение………………………...……………………………..…….26
4. Список использованной литературы………………...……....……...27

Работа состоит из  1 файл

Реферат СМИ.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

     Создатели программ должны соблюдать осторожность, чтобы охранять благополучие детей, которые принимают участие в передачах. Они должны тщательно рассматривать возможное влияние программы на любого ребенка, включая способ, которым осуществляется общение с ребенком и любое возможное воздействие на детскую аудиторию в момент вещания (глава 14).

Справедливость  по отношению к  интервьюируемому.

     Интервью  на Би-би-си должны проводиться в  хороших манерах и ее всей учтивостью. Они могут быть поисковыми, резкими, скептическими, вскрывать информацию по существу. Но они не могут быть обрывочными, с проявлениями невоспитанности или эмоциональных нападок на какие-либо аргументы интервьюируемого. В них не должно быть элементов агрессии, запугивания, грубости и какой угодно провокации. Интервьюируемому должен быть дан настоящий шанс для полного изложения его мнения по обсуждаемому вопросу (глава 23).

Уважение  ко всему спектру  наших зрителей в  Великобритании.

     Программы и службы Би-би-си должны быть обращены и адекватно воспринимаемы всеми нашими зрителями и слушателями во всех частях Великобритании (глава 19). Независимость от коммерческих интересов.

     Программы Би-би-си никогда не должны оставлять  впечатления, что они продвигают или популяризируют какие-либо изделия, услуги или компании. Любая ссылка на какие-либо изделия или услуги должна быть информационно оправданной и не содержать в себе никаких элементов рекламы (глава 25).10 
 
 

 2.4. Корпоративный кодекс журналиста

     Профессия справедлива и жестока. Здесь не спрячешься. Сразу видно, кто ты, что ты, чему служишь. Даже если захочешь притвориться — все равно твоя строчка тебя выдаст. И запомнится то, что запомнится, и останется то, чему суждено остаться. Хоть строчкой-мыслью, хоть общим портретом в памяти. Как говорил Назаретянин: «Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Существует  притча - Богатый журналист и Бедный журналист. Богатый работает в крупной газете. Имеет зарплату, которая Бедному и не снилась. У Бедного ее вообще нет - зарплаты. И вот Богатый удивленно спрашивает товарища: «Слушай, с чего ты всегда такой веселый? На гонорары-то нынче не проживешь...» На что Бедный отвечает: «А у меня никто над душой не стоит — потому и веселый. Я ничего не делаю поперек души. А вот почему ты всегда хмурый и подавленный? Потому что хозяева газеты поставили главным редактором непрофессионала, вообще не журналиста? И этот хмырь олигархический на планерках учит вас, профессионалов, как делать газету и что писать. И вы сидите молча, потому что на любое ваше слово получите ответ: «Не нравится — идите, мы никого не держим!» Так ведь?

     И Богатый признал, что так.11 Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым. Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии: « Иисус открыл совершенно гениальную вещь: познайте истину, и истина сделает вас свободными. Потому что если не быть свободными, не знать истины, а пребывать в заблуждении, то и самого Бога будешь воспринимать как небольшего начальника, Которому якобы нужно, чтобы мы хлопались перед Ним на колени и ощущали себя рабами. Альтернатива проста: или Его рабы, или рабы греха, но как ни поверни — рабы. А Иисус всех называл братьями или друзьями. Не верите? Почитайте. И почувствуйте разницу.

     Путаница  всегда наступает вне истины и вне свободы. Тогда можно спутать, казалось бы, очевидное: кому ты служишь - обществу или человеку, решившему, что он это общество приватизировал. Вне истины и свободы предательство друзей и близких можно воспринять как героизм, как личный подвиг!».12

     Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги. Однако корпорация, безусловно, заботится о точности, об  уравновешенном взгляде на людей и культуры: о том, чтобы программы не оскорбили вкусов и приличий и не пропагандировали антисоциальное и преступное поведение. Моральная опасность общества и ребенка, а также интересы всего спектра слушателей и зрителей действительно находятся в сфере контроля . Корпоративный кодекс в первую очередь стоит на страже общественных интересов. И даже защищая себя от политического или коммерческого влияния, журналисты делают это для того чтобы общество не было ущемлено в информационных правах .

     Американские профессиональные стандарты запрещают журналисту участие в политике, общественных кампаниях и демонстрациях, подписание петиций и т.д.? Чтобы не было «конфликта интересов», то есть конфликт доверия к СМИ как части общества. Внутренние же корпоративные кодексы многих изданий запрещают любое участие в политике и общественной жизни даже близких родственников журналистов (New York & Los Angeles Times, Washington Post). Все дело в том, что на Западе рекламные и PR-отделы пресс-служб государственных и политических учреждений не являются журналистами! То есть у них существует множество смежных специальностей, но у нас же все, кто что-то пишет, снимает, записывает на диктофон -  журналисты. Отсюда неразбериха, взаимные упреки и смешение профессиональных стилей и понятий ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение

     Журналистика  «задействована» в отношениях двух типов — моральных и государственно-правовых. Противоречия, возникающие между ними, неминуемо проявляются и в ней — в виде противоречивости ее обязанностей, вызывая потребность в регулятивных процессах внутрисистемного уровня. В ответ на такую потребность формируются механизмы саморегулирования журналистского сообщества, входящие в структуру профессиональной морали.

     Главное, для чего действительно нужны, на мой взгляд, кодексы, — это чтобы никто извне не посмел прикоснуться к нашей свободе, ибо наши усилия направлены не на самовыражение или получение барыша, а на реализацию высших общественных задач. Подобный тезис может стать элементом кодекса СМИ, но этого недостаточно. Ведь этот тезис нужно еще каждый час подтверждать в свежем номере газеты, на радио, телеэкране, на интернет-сайте. 

 

  1. Литература
  2. Авраамов Д.С.Профессиональная  этика журналиста. – 2-е М.: МГУ, 2003. - 264
  3. Баймухамедов С. Всем воздастся : об идеалах журналиста и журналистики // Журналист. – 2004. - №1. – 20-21 
  4. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989
  5. Гуляев А. Большая прополка на информационном поле// Журналист. – 2005. - №7. – С.14-15
  6. Дубнов В. Идеалы престижа // Новое время. – 2006. - №2. – С.23-25
  7. Законодательство и практика. 1996. № 2
  8. Кашин О. Этически неоднозначный поступок // Журналистика и медиарынок. – 2009. - №1.- С.30-32
  9. Чудакова М. Мне кажется, что многие журналисты уже знают, за сколько готовы продать свое перо: из встречи на выступлении в редакции журнала «Журналист» // Журналист. – 2008. - №9. – 59-61
  10. Симанчук И. «Рассуждения об обязанностях журналиста» или 7 заповедей Ломоносова // Журналист. – 2001. - №6. – с.47-48.

10. Фролова Т.И. Общение а производственно творческой деятельности журналиста // Вестн. Моск ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1985. № 6.

11. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист. –2000. – №6. с. 35-37. 
 
 
 

Информация о работе Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике