Особенности творческой деятельности журналиста-новостника в современной интернет-газете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание

Каждый новый день нашего века получает долю ускорения во всех аспектах жизни: создаются новые двигатели, позволяющие разогнать самолеты уже далеко за сверхзвуковую скорость, путешествие, к примеру, из Санкт-Петербурга в Москву по земле не превышает трех с половиной часов, появляются новые компьютерные процессоры, выполняющие миллиарды операций в секунду. Не исключением составляет и скорости потоков информации.

Содержание

Введение
1.Особенности новостного сообщения в современных СМИ
2. Место и роль интернет-газеты в современном информационном поле
3. Особенности новостного сообщения в интернет-издании
4. Особенности творческой деятельности журналиста по подготовке и выпуску новостного материала в интернет-газете
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

КурС.docx

— 35.25 Кб (Скачать документ)

Интересным вопросом в  функционировании Интернет-издания  является правомочия на существование  такого вида СМИ. С одной стороны, в Федеральном законе «О средствах  массовой информации» сказано, что  «под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» ФЗ №2124-1 от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», гл. 1, ст. 2.. С другой стороны, законодательство настолько несовершенно, что порой суду, при слушании дел, довольно тяжело доказать, что та или иная web-страница относится именно к «иным формам распространения периодической печати». Поэтому, те из изданий, которые хотят показать свою авторитетность, практически добровольно, а из выше сказанного стало ясно, что заставить их никто не может, получают регистрацию. Как правило, регистрационный номер указывается в нижней части каждой из страниц сайта (пример: «Newsinfo.ru» зарегистрировано Министерством Печати как средство массовой информации "Лента "в Центре", регистрационный номер ЭЛ № 77-6583 от 22 октября 2002 года http://www.newsinfo.ru/).

Еще одна из особенностей Интернет-СМИ - огромный обхват аудитории. Благодаря  использованию новых цифровых технологий, сотрудничеству и взаимодействию сайтов различной направленности между  собой, любой пользователь Интернет, заинтересованный в получении необходимой  ему информации может переключить  свое внимание на какую-нибудь противоположную  информацию и перейти абсолютно  на другую страницу. Это возможно благодаря  так называемой «раскрутки» сайтов - когда рекламу-ссылку одно (баннеры) распространяют на огромном числе других интернет-страничек. Поэтому можно  говорить о том, что аудитория  Интернет-СМИ, освещающего самые  разнообразные темы, может быть ограничена лишь аудиторией Интернета.

Основную массу пользователей  Интернета в России составляют жители Москвы (75%). Большинство (85%) живет в  промышленных городах и научных  центрах (Петербург - 12%, Урал - 12%, Поволжье - 10%, Западная Сибирь -8%) Система средств  массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. - С.228.. Кроме всего прочего, сюда стоит добавить малую развитость Интернет-технологий в странах СНГ. Так, практически все пользователи глобальной сети на Украине, в Белоруссии являются активными пользователями российского сегмента Интернета - Рунета. Большинство пользователей сети мужчины - 53%. Аудитория моложе, чем  у потребителей «традиционных» СМИ: в возрасте от 16 до 19 лет - 16%; от 20 до 24 лет - 21%; от 24 до 34 лет - 29%; от 35 до 44 лет - 20%; от 45 до 55 лет - 12%. И лишь 2% пользователей  относятся к возрастной группе людей  после 55 лет. Кроме всего прочего  стоит учитывать, что большинство  пользователей - имеют высшее образование  Система средств массовой информации России. М., Аспектпресс, 2003. - С.227.. Именно из этого следует делать вывод  на какую аудиторию рассчитывать подаваемые материалы.

Кроме всего вышеизложенного  нельзя упустить из вида тот факт, что  с развитием Интернет-технологий, трудоемкость и материальная затратность  для создания СМИ значительно  уменьшилась. Теперь, если грубо оценивать  ситуация, для создания своего средства массовой информации практически достаточно одного желания. Так, для выпуска  маломальской газеты достаточно 2-3 человек: журналиста и программиста. Если брать  по минимуму, то для их работы не надо даже снимать помещения - достаточно персонального компьютера дома. Правда стоит сказать, что конечно такое  издание может быть узконаправленным, весьма ограниченную аудиторию, а представленные материалы будут носить предпочтительно  аналитический характер.

Нельзя не сказать и  возможности оперативно обновлять  полосы Интернет-издания. Причем для  этого не надо, как в случае с  «классической» прессой подготавливать весь номер к выходу - достаточно ставить свежий материал, на место  наиболее устаревшего или наименее пользующегося популярностью у  читателей. Для оперативности подачи информации многие издания идут на круглосуточный режим работы. Так, к  примеру, в медиа-холдинге «Правда. Ру», существует свой корпункт во Владивостоке, который наполняет сайты холдинга, когда в другой половине России - ночь.

Благодаря всему этому, интерактивная  журналистика создает поле безудержной  информационной активности и инициативы, которая, с одной стороны, необычайно полезна и весома, но с другой - создает опасность возникновения  в информационном поле шумов, не имеющих  отношения к целям информирования и информационного регулирования. Поэтому, сегодняшний процесс развития интерактивной журналистики адекватно  связан с процессом выработки  механизмов регулирования и саморегулирования  информационной деятельности, взаимодействия институциональных и внеинституциональных источников информации. СМИ - это институт, но сегодня есть множество лиц  и организаций, которые являются внеинституциональными источниками  информации. И если не будет найден способ поглащения информационных шумов, то этим займутся другие. Известно, что  в Интернете есть уже специалисты, которые занимаются этой деятельностью  и делают это далеко не бескорыстно  не только в коммерческом, но и в  политическом отношении. Скажем, в МИД  России есть специальное подразделение, которое занимается просеиванием информационных потоков в Интернете и блокированием  тех, что способны повлиять на какие-либо правовые и криминальные процессы в  стране Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная  журналистика: путь в будущее//От книги  до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век  информация и общество//МГУ, 2000. - С. 86..Если еще возникнет и такая ситуация, когда помимо внеинституциональных субъектов некоторые субъекты институциональные  в силу своих корпоративных интересов  будут вторгаться в процессы информационного  обмена, это станет очень серьезной  проблемой Горохов В.М. Гринберг Т.Э. Интерактивная журналистика: путь в будущее//От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия//21 век информация и общество//МГУ, 2000. - С. 86..

Итак, в современном информационном поле Интернет-газета при минимальных, затратах теоретически может воздействовать на всю аудиторию пользователей  Интернета. Кроме того, благодаря  использованию современных технологий, Интернет-издание является наиболее оперативным СМИ. Из-за ограниченности контроля властей над глобальной сетью, на первое место в работе, как журналиста, так и редактора  становится их профессиональная этика.

3. Особенности новостного сообщения в инетернет-издании

Как уже было сказано выше, сообщения информационных агентств могут рассматриваться в качестве разновидности текстовых материалов, аналогичных тем, которые публикуются  в периодической печати - газетах  и журналах - или звучат в теле- и радиоэфире. Более того, информационное наполнение как газетных полос, так  и теле- и радиопрограмм формируется  главным образом на основе именно этих сообщений Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004. - С. 3.. Не исключением составляют и интернет-издания. Кроме того, Интернет-газета может  давать «неинформационные» материалы, то есть преподносить не какой-то «голый»  факт, а дополнять его, обыгрывать.

Как мне стало известно от выпускающего редактора Интернет-газеты «Newsinfo.ru» Ирины Гусаковой, процесс  написания материала для новости  не превышает 10 минут, а выхода его  в свет - 15. Отсюда можно и отталкиваться, о чем и как сообщает автор  в своем материале.

Как правило, 50% новостной  заметки, выходящей на ленту среднестатистического  Интернет-издания составляет сам  факт, сведения о котором журналист  получил по средствам информационных агентств. Чем заполняется остальные 50?

Сразу стоит сказать, что  до 5% - гиперссылки на материалы по этой же теме, которые уже размещались  в издании.

Остальные 45% могут быть использованы на усмотрение автора. Во-первых, автор  может дать предысторию события, рассказать о причинах, которые повлияли на такой ход действий. Во-вторых, новостник может провести и параллели  с тем фактом, который хорошо известен. В-третьих, не исключено размещение комментария какого-либо официального или авторитетного лица. И конечно, в-четвертых, при наличии времени, все эти три позиции можно  объединить. Правда стоит отметить, что здесь я написал самые  характерные для новостных лент примеры.

Так, скажем Интернет-издание  Би-би-си, под новостными материалами  позволяет журналисту добавить долю аналитики, которая может, зачастую, значительно превысить описание самого факта.

Какие минусы проявляются  из-за таких особенностей новости. Прежде всего, стоит сказать, что большинство  среднестатистических Интернет-изданий  Рунета, как правило, пользуются лентами  одних информационных агентств, чаще всего - «Интерфакс», РИА «Новости»  и «ИТАР-ТАСС». Отсюда и получается, что из-за частой несознательности журналистов-новостников, в Рунете с разницей в минуты появляется сотни  одинаковых информационных сообщений, ничем друг от друга не отличающихся. Поэтому, наиболее популярные из новостных  лент становятся те, которые не только оперативно и правдиво выдают информацию, но и наиболее широко ее раскрывают, используя при этом самые различные  источники.

И так, особенностью новости, публикуемой на новостной ленте  Интернет-газеты, является: ее основа, базирующаяся на факте, переданном по каналам информационного агентства; оперативная подготовка этой новости  для выхода в свет с использованием и обработкой информации полученной от других источников.

4. Особенности творческой деятельности журналиста по подготовке и выпуска новостного материала в интернет-газете

«Что же такое творчество?» - именно такой вопрос ставит на первой же странице своего учебника «Основы  творческой деятельности журналиста»  кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ Лазутина Галина Викторовна. На этот вопрос она  отвечает так: «Считается общепризнанным, что понятием «творчество» обозначается способность человека создавать  новое - то, чего не было» Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., Аспектпресс, 2004. - С. 9.. С другой стороны, как я уже понял, журналист-новостник - компилирует некоторые факты, собираемые им из разных источников. Так неужели  именно компиляция и я вляется  творческой частью новостника? Оказывается, что не совсем так.

Для начала стоит сказать, что входит в обязанности журналиста-новостника среднестатистического Интернет-издания. В первую очередь оперативно подготавливать и выпускать в свет информационные материалы, объем которых составляет от 600 до 1500 знаков. В этом материале  должен быть осуществлен грамотный  рерайт (от англ. «rewrite» - «переписать», «переписанный»). Но рерайт - это не просто компиляция, наполнение текста другими фактами. Рерайт может стать  полным переосмыслением информации, полученной с информационного агентства, наполнением материала именно теми фактами, которые могут преподнести эту новость не просто с другой стороны, а раскрыть ее глубинный смысл, читаемый между строк. Именно поэтому написание новостного материала, т.е. всю творческую деятельность новостника по созданию одного конкретного материала, можно назвать именно рерайтом, и использовать его как узкопрофессиональный термин.

Какие технические средства необходимы для выполнения такой  и задачи и как строится работа редакции по наполнению информационной ленты.

Стоит сказать, что наполнение новостной ленты осуществляется благодаря непрерывному дежурству. Я упоминал о том, что корпункты  редакции могут находиться в различных  регионах, для обеспечения круглосуточного  потока новостей. Кроме того, дежурство  на ленте может осуществляться не одним журналистом, а несколькими. В этом случае один может анализировать  ленты информагентств, другой - искать интересную информацию на сайтах органов  власти, фирм, иностранных СМИ и  т.д. Если речь идет о специализированном издании, скажем спортивном, то там  заранее создается график мероприятий, которые надо осветить. Для простых  обозревательских изданий, как правило, такой график не нужен.

При понимании сути работы новостника, становится ясно, какими техническими средствами он должен быть обеспечен. Прежде всего - персональный компьютер  с непрерывным доступом к высокоскоростному  Интернету. На компьютере для работы достаточно иметь следующее программное  обеспечение: Microsoft Office Word - для написания  и обработки текстов, Photoshop - для  обработки фотографий и картинок, icq (или аналогичные программы: icq, qip и т.д.) - для поддержания постоянной связи с редакторами или другими  новостниками, находящимися на дежурстве. Конечно, главной программой становится Интернет-браузер. Он обеспечивает не только доступ в Интернет, к лентам новостных агентств, но позволяет  непосредственно журналисту осуществлять выпуск материала в свет, анализировать, благодаря специальным Интернет-сайтам типа Liveinternet, Rambler's TOP 100, «Рейтинг @mail.ru», читаемость тех или иных материалов, размещенных журналистом и следить  за читаемостью сайта в целом. Благодаря использованию портала  «Яndex-новости» журналист может проанализировать самые популярные у читателей  новости на данный момент времени. Необходим  новостнику и телефон, желательно подключенный к компьютеру через специальное  устройство, позволяющее записывать разговор в память ПК. Естественно, для более оперативного получения  комментария по телефону, в редакции создается специальная база данных, куда гут входить номера не только людей, авторитетных в том или  ином вопросе, но и политиков, государственных  и культурных деятелей. Не ушли в  историю и простая ручка с  листком бумаги, на которой можно  оперативно делать какие-либо пометки.

И так, как строится работа. Очередной дежурный-новостник прибывает  на работу. Ему дается около 10-15 минут  на подготовку: готовятся технические  средства, анализируется вся новостная  лента издания с момента его  последнего дежурства. После этого  и начинается творческий процесс.

На ленте новостей информационного  агентства выбирается новость. При  ее прочтении необходимо в первую очередь уловить основную, поскольку, как правило, в подаваемой информации содержится много лишнего. Рассмотрим пример.

«Симферополь. 10 мая. ИНТЕРФАКС-МОСКВА - Мэр столицы Юрий Лужков примет участие в праздничных мероприятиях, посвященных 225-летию Черноморского  флота России в Севастополе в  воскресенье, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе мэра столицы в  субботу.

"11 мая в 9:00 в Севастополе  начнется парад кораблей Черноморского  флота. На этом мероприятии  будет присутствовать мэр столицы  Юрий Лужков и делегация правительства  Москвы, которые прибыли для этого  праздника на Украину в субботу  вечером", - сказал собеседник  агентства. Он рассказал, что  торжественный парад продлится  до 10:00, после чего начнется водно-спортивный  праздник.

Информация о работе Особенности творческой деятельности журналиста-новостника в современной интернет-газете