Лингвистический разбор текста публицистического стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание

Целую неделю ко мне приставали друзья и коллеги. А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит? Выглядит он замечательно. Обаятельный. Умный. Сексапильный. В общем Виктор Логинов показался мне гораздо интереснее, чем его герой - Гена Букин. Спасибо телеканалу ТНТ - в честь своего десятилетнего юбилея они пригласили в Ульяновск одного из самых популярных персонажей - и актёров - нашего бытия. А «ДЗ» с удовольствием с ним пообщалось.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 38.11 Кб (Скачать документ)

К морфологическим особенностям публицистического стиля относятся частое употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие (личность, алчность, аннулирование, сотрудничество, доверие), с лексиколизованными префиксами меж-, все-, обще-, сверх-, с интернациональными суффиксами и префиксами -изм-, -ист-, -ация, анти-, контр-, де-, Употребительны слова, образованные путём сложения (общественно-политический, социально-экономический), формы страдательных причастий прошедшего времени (ознаменован, изготовлен).

Для синтаксиса публицистического  стиля характерны эллиптические конструкции, номинативные предложения (особенно в заголовках), сегментированные конструкции, присоединительные и парцеллированные конструкции; синтаксис отражает тенденцию к разговорности.

Поскольку публицистический стиль используется преимущественно  в средствах массовой информации, в газетах, журналах, например, можно  встретить следующие жанры: репортаж, очерк, отзыв, статья, фельетон, заметка  и другие.

Выбранная для анализа  статья Ольги Савельевой “Гена Букин: “Дети - это наше бессмертие” написана в форме интервью – довольно популярного жанра журналистики, и относится к публицистическому стилю.

Интервью – это предназначенная  для печати (для передачи по радио, телевидению) беседа в форме вопросов и ответов журналиста с каким-нибудь лицом.

Интервью, как правило, состоит  из трех частей: вступления (журналист  представляет человека, у которого будет брать интервью), основной части (непосредственно вопросов и  ответов) и заключения (журналист просит гостя рассказать о планах на будущее, желает ему успехов, высказывает пожелания на скорую новую встречу).

В анализируемом тексте также можно выделить эти три части, присущие, как правило, любому тексту:

1. Вступление подготавливает  читателя к основной информации, оно интригует и заинтересовывает. Для этого журналист использует  прием – опора на личный опыт. Вступление в газете располагается отдельно от самого интервью, своеобразной врезкой, - это является особенностью публицистического стиля и, в частности, оформления газетной или журнальной полосы. (Целую неделю ко мне приставали друзья и коллеги. А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит? Выглядит он замечательно. Обаятельный. Умный. Сексапильный. В общем Виктор Логинов показался мне гораздо интереснее, чем его герой - Гена Букин. Спасибо телеканалу ТНТ - в честь своего десятилетнего юбилея они пригласили в Ульяновск одного из самых популярных персонажей - и актёров - нашего бытия. А «ДЗ» с удовольствием с ним пообщалось.)

2. Основная часть - непосредственно  интервью - вопросы журналиста, адресованные актеру, и ответы гостя.

(- Господи, вы такой стройный!

- Телевизор прибавляет 7 килограмм - научно доказанный  факт.

- Не могу не  спросить - вы с детства хотели  стать артистом?

- В детстве хотел стать  милиционером. Обожал «Дядю Степу». Любимые фильмы - «Рождённая революцией»,  «Место встречи изменить нельзя»  и «Государственная граница». Смотрел  взахлеб.

- Знаю, что работали  в Екатеринбургском театре. И  как же попали в сериал «Счастливы вместе»?

- История забавная. Я существовал  достаточно интересно и весело  в городе Екатеринбурге. Был ведущим молодым артистом в местном театре, работал ведущим на радио. И вдруг однажды в автомобиле зазвонил телефон. Телефон принадлежал моей спутнице, которая ненадолго вышла из машины. Я не отвечаю на чужие звонки. А он все звонит и звонит. Ну взял. Оказывается, Катю приглашают на кастинг в московский сериал. Говорю: «А нужны ли вам молодые люди?». «А вы кто?». «Виктор Логинов». «Не-е. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе». Это я в себе культивировал образ уральского мачо.)

3. Заключением в нашем  тексте являются последние два  вопроса журналиста и два ответа актера. Ольга Савельева интересуется у гостя, что зрителям ждать в ближайшее время: в каких работах они смогут увидеть любимого актера. Последний вопрос с многоточием на конце – это своеобразный повод для новой встречи, символ того, что разговор не окончен, что журналисту было приятно общаться с гостем и он с нетерпением будет ждать новой встречи.

(- В каких новых ролях мы вас увидим?

- Не буду рассказывать  ни-ко-гда! Я не суеверен. Просто - если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

- Самое дорогое  в вашей жизни...

- Дети. Все остальное приходит  и уходит. Дети - это наше бессмертие.)

Таким образом, интервью имеет трехчастную структуру.

Как уже было сказано выше, основными функциями публицистического стиля являются информативная и воздействующая. Данный текст действительно несет интересную информацию – приезд известного актера Виктора Логинова, сыгравшего роль Гены Букина в сериале “Счастливы вместе”, в Ульяновск на празднование десятилетнего юбилея телеканала ТНТ. Это важное событие для города состоялось в ноябре этого года, поэтому его не могли пропустить средства массовой информации. А поскольку этот актер действительно многими любим, данную статью ждали многочисленные поклонники. Следовательно, статья рассчитана на массового читателя.

Таким образом, статья Ольги Савельевой “Гена Букин: “Дети - это наше бессмертие” действительно выполняет функции, свойственные публицистическому стилю.

Теперь обратимся  к особенностям данного текста

Свойственное подобным текстам  авторское “я” проявляется во всей статье. Поскольку журналист  беседует с известным человеком, он задает те вопросы, которые, прежде всего, интересны ему самому. Об этом говорят, например, глаголы 1 лица настоящего времени (- Знаю, что работали в Екатеринбургском театре. И как же попали в сериал «Счастливы вместе»? - Буквально два дня назад видела, как вы вылетели из шоу «Звёзды на льду». У вас был слегка разочарованный был вид...), личные местоимения (- Мне кажется, вам нравится купаться в вашей популярности. Дочки моей коллеги два часа караулили вас у гостиницы... - Мне нравятся шармовитые мужчины.)

В экспрессивных целях  используются следующие композиционные логико-стилистические формы и приёмы, характерные для публицистического стиля.

Во-первых, яркий и часто  используемый в газетных статьях тип заголовка, когда сначала пишется имя героя статьи, а затем цитируется яркая фраза, сказанная им (“Гена Букин: “Дети - это наше бессмертие”).

Во-вторых, вводный эпизод - это так называемая вставка в начале текста, привлекающая внимание читателя (Целую неделю ко мне приставали друзья и коллеги. А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит? Выглядит он замечательно. Обаятельный. Умный. Сексапильный. В общем Виктор Логинов показался мне гораздо интереснее, чем его герой - Гена Букин. Спасибо телеканалу ТНТ - в честь своего десятилетнего юбилея они пригласили в Ульяновск одного из самых популярных персонажей - и актёров - нашего бытия. А «ДЗ» с удовольствием с ним пообщалось).

Для публицистического стиля  характерны стандартные, клишированные  средства языка, есть они в анализируемом  тексте (научно доказанный факт; культивировали в себе образ мачо; и как же попали в сериал; когда вы впервые увидели...).

Кроме того, в тексте присутствуют и экспрессивные, выразительные, эмоционально воздействующие на аудиторию средства языка (мачо; Он такой тёплый, намного теплее янтаря. Обаятельный. Умный. Сексапильный.).

Здесь также используются элементы других стилей, например, разговорного стиля, а именно:

  1. общение в непринужденной, неофициальной обстановке (- Простите, опоздал, - извинился Виктор. - Господи, вы такой стройный!);
  2. люди видят друг друга во время разговора (это понятно, ведь перед нами текст интервью, и люди, беседуя, естественно, видят друг друга);
  3. ограничен состав книжных слов, много разговорных слов и выражений (Не-е. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе. Состояние колбасное. Елки на носу. Нет права жить в негативе. Его энергетика прямо всасывает. 7 килограмм. Смотрел взахлеб.);
  4. большое количество междометий, частиц (- Ну- у... - Ну да, забавный такой...);
  5. неполные, короткие предложения, незаконченные фразы (Обаятельный. Умный. Сексапильный. Я не суеверен. Дети. В 8 утра — самолет. - Ну-у...);
  6. богатство интонаций (- Ну- у... Не-е. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе. Можно сойти с ума!).
  7. наличие выразительных средствах языка, например эпитетов (бешеный режим...), сравнений (При этом друг друга видим больше, чем свои семьи. Если бы у нас возникали конфликтные ситуации, мы бы, как пауки в банке, давно бы съели друг друга. Он такой тёплый, намного теплее янтаря.), умолчания, которое используется в ситуациях, когда собеседник или читатель сам догадывается о продолжении мысли говорящего (- Ну-у...).

С морфологической  и лексической точек зрения в вышеуказанном тексте можно отметить следующие особенности:

  1. употребление существительных с суффиксами -ость, -ие (личность, бессмертие);
  2. употребление слов, образованных путём сложения («мачообразной», гетеросексуальные, десятилетнего, односпальной);
  3. повторы (При этом друг друга видим больше, чем свои семьи. Если бы у нас возникали конфликтные ситуации, мы бы, как пауки в банке, давно бы съели друг друга. А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит?)
  4. большое количество глаголов настоящего, будущего и прошедшего времен (существовал, был, работал, зазвонил, принадлежал, вышла, не отвечаю, звонит, взял, оказывается, приглашают, говорю, попал, не устроил, дали, читал, не отпускали, понравился, пришел, позвонили, попробуйте, не выдержал, не пойдет, платите, попрощаемся, заявляют, вызовем, будете играть, прилетел, родился).
  5. Большое количество имен существительных (серии, в неделю, площадке, с утра до ночи, страницы текста, в апреле, съемки, у оригинала, года, телесериал, друг друга, семьи, ситуации, пауки в банке, в проекте, права, в негативе, на площадке).
  6. Употребление слов разных стилей ( - Господи, вы такой стройный! - А кто вам сказал, что Гена не мачо? Я не выдержал: ребята, так не пойдет. Либо платите мне 15 копеек за пробы, либо попрощаемся. - Так вы тщеславны или нет? - У шармовитого мужчины должен быть шикарный автомобиль... Здравствуйте. Можно ваши документы. Пройдемте со мной в машину. Превышаем? Штраф, пожалуйста. Увлекся, нарушил. Стесняюсь спросить - вы Букин? Ну да. А почему в документах Логинов написано? Ну так это на экране Букин. А-а... Не нарушайте, пожалуйста.)

С синтаксической точки зрения для этого текста характерны следующие присущие публицистическому стилю особенности:

  1. Номинативные предложения ( Виктор Логинов.).
  2. Присоединительные и парцеллированные конструкции (Выглядит он замечательно. Обаятельный. Умный. Сексапильный. )
  3. Предложения с однородными членами (- Регби. Хоккей. Футбол - болею за «Зенит».)
  4. Большое количество вопросительных предложений, свойственных текстам-интервью (А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит? - Знаю, что работали в Екатеринбургском театре. И как же попали в сериал «Счастливы вместе»?)
  5. Неполные и нераспространенные простые предложения (Смотрел взахлеб. В 8 утра - самолет. Да у меня же спектакли, елки на носу...).
  6. Цитирование (Гена Букин: «Дети - это наше бессмертие». Говорю: «А нужны ли вам молодые люди?». «А вы кто?». «Виктор Логинов». «Не-е. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе».).
  7. Параллелизм предложений, то есть одинаковое построение предложений, следующих друг за другом (А ты правда поговоришь с Геной Букиным? А привет передашь? А расскажешь, как он выглядит?)

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализируемый текст представляет собой статью Ольги Савельевой Гена Букин: «Дети - это наше бессмертие», опубликованную в газете «Дыхание Земли». А статья – жанр публицистического стиля.
  2. Данная статья сделана в форме интервью, а интервью - также жанр публицистики.
  3. Текст содержит в себе элементы разговорного стиля, поскольку перед нами интервью, которое предполагает общение двух и более людей в дружелюбной неофициальной обстановке.
  4. Как и любой текст, в том числе и публицистический, эта статья состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
  5. Анализируемый текст выполняет две основные функции публицистического стиля - информативную и воздействующую, потому что адресована широкому кругу читателей.
  6. Важной особенностью публицистического текста является диалогизация: автор вышеуказанного текста обращается к герою рассказа со своими мыслями, чувствами, оценками, поэтому в его изложении всегда проявляется авторское “я”.
  7. В тексте в экспрессивных целях используются не только собственно языковые, но и композиционные логико-стилистические формы и приёмы: необычный заголовок, вводный эпизод, цитирование.
  8. Для текста публицистического стиля характерно совмещение слов, относимых, к разным видам лексики, что можно наблюдать в предложенной статье.
  9. Использование вопросительных, неполных, простых нераспространенных предложений также характерно для публицистического стиля.
  10. Лексика анализируемого текста характерна для публицистического стиля.

Следовательно, данный текст принадлежит к публицистическому стилю (жанр – интервью).


Информация о работе Лингвистический разбор текста публицистического стиля