Карьера журналиста как этическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:40, реферат

Описание

Во многом негативное отношение к журналистам проистекает из стереотипов, которые сложились не в последнюю очередь по вине некоторых репортёров и обозревателей, многие из которых сделали головокружительную карьеру именно благодаря фактическому игнорированию норм профессиональной этики. Какие же это стереотипы?

Содержание

Введение 3
1.Самоуправление журналиста 4
2. Развитие журналистской карьеры Леонида Парфенова 6
2.1. Путь становления компетентного журналиста 6
2.2.Пример нарушение корпоративной этики. Что погубило "Намедни" 8
2.3.Корпоративная этика корпоративного государства 11
Заключение 13

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

  Филологический  факультет 

                                          Кафедра журналистики 
 
 
 

  Карьера журналиста как этическая проблема 
 
 
 
 

                                          Реферат

                                          Выполнила –

                                          Студентка ? курса

                                          Специальности «Журналистика»

                                          Заочного отделения

                                          Филологического факультета

                                          Шулепова Татьяна ?

                                          Проверила – 

                                          Черепанова Лариса Львовна 
 
 

 

   Оглавление

 

   Введение

  «Когда  человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - писал Сенека. Карьера как парусник: если управлять им, то достигнешь цели, а если отдаться воле ветра, то и результат непредсказуем.

  За последние  пятнадцать лет, иными словами, со времени  появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ «жёлтой прессы», «продажных журналистов» и просто «журналюг». Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей. Всё это напоминает сложные взаимоотношения народа и А.Б.Пугачевой: приму любят, но одновременно окружают довольно злобными сплетнями.

  Во многом негативное отношение к журналистам  проистекает из стереотипов, которые  сложились не в последнюю очередь по вине некоторых репортёров и обозревателей, многие из которых сделали головокружительную карьеру именно благодаря фактическому игнорированию норм профессиональной этики. Какие же это стереотипы?

  «Журналисты наглы и бесцеремонны». «Они продажны: за деньги размажут любого по асфальту». «Журналисты всё переврут и передёрнут». «Они вечно гоняются за жареными фактами, но чаще сами их и придумывают, рождая дешёвые сенсации».

  Перед журналистами захлопывают двери; от их телекамер  отворачиваются, закрывают ладонью объектив и собственные лица. И не всегда потому, что есть чего стесняться и что скрывать. Зачастую просто из недоверия. И тогда опять встаёт вопрос всё той же опороченной этики: что делать в этом случае? Не дать закрыть дверь, отвести руку и продолжать снимать? Рассмотрим эти многие другие вопросы в реферате.

 

   1.Самоуправление журналиста 

  Каждый  журналист постоянно чувствует  на себе посторонние взгляды. О результатах  его труда судят люди, знакомящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок совпадают с требованиями общества и с внутренней работой самовоспитания, которую приходится вести каждому человеку интеллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее достояние личности происходят без мучительного надрыва. Напротив, любая рассогласованность между критериями нравственного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом. В такой ситуации сложно прогнозировать, какие именно стереотипы поведения будут усвоены индивидом.

  Ни  один человек не способен действовать  разумно без хотя бы минимального знания о самом себе. Поэтому необходимым условием его жизнедеятельности служит самосознание - "осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни".

  В деятельности журналиста сознательное самоуправление собственными психическими процессами и поведением становится наиболее эффективным способом организации, регуляции и контроля. Ведь процесс его труда часто недоступен воздействию внешних регуляторов, а в той мере, в какой является творческим, вообще зависит не от них.

  Предельное  разнообразие условий журналистского труда, высочайший динамизм социальных процессов, с одной стороны, и  индивидуальный характер всех решений, принимаемых в процессе творчества, при жестком лимите времени, - с другой, требуют от журналиста сознательного самоуправления в каждом конкретном акте творчества. Если, согласно мнению некоторых исследователей, реакция журналиста на внешние воздействия определяется блоком правил и норм, который постоянно ориентирует его именно на самоуправление, то самоуправление понимается как суммарная характеристика процессов, обеспечивающих человеку оптимальное функционирование в условиях меняющейся среды.

  В структуре самоуправления обычно выделяется три процесса: самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным условиям подготовки материала, то функция самоконтроля - это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.

  “Когда  обгоняли крестьянина, впрягшегося, как  лошадь, в телегу с нехитрым скарбом, Халип потянулся к фотоаппарату и, несмотря на бурные мои протесты, всё же нажал на спуск. Тогда мы были по-своему оба правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом - только сняв его, и он был прав... Мне показалось тогда стыдным, безнравственным, невозможным снимать всё это, я бы не мог объяснить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был прав тогда”.

  Из  военных воспоминаний 1941 г. К. Симонова.

  "Снять"  расхождение между ними можно  путем саморегуляции, которая  заключается в корректировке  деятельности, уточнении программ  данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом ".

  Нравственный  смысл управления своей деятельностью  со стороны журналиста состоит не только в том, что его "фундаментальный  информационный блок" заключает  в себе моральные принципы и нормы, которые выступают в роли регуляторов его собственного поведения и критериев выносимых им оценок. Этот смысл ещё и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к людям, которые включены в неё, осознается им как его собственное, интимное нравственное отношение.

  Журналистика  предполагает в качестве обязательного  свойства тех, кто ею занимается, сознательное отношение к своей деятельности, т.е. способность представлять все  общественные последствия. То, ради чего человек, собственно говоря, и берется за перо. Уже в первой, импульсивной реакции на актуальную проблему безотчетно заключено и его намерение. А в замысле материала - цель, предвосхищающая результаты.

  Если  уровень сознательности личности зависит  от того, какое место в мотивах  её деятельности занимает понимание общественного долга, то применительно к журналисту это соотношение значительно усложняется. Двойственность, внутренняя противоречивость журналистской деятельности ставит автора перед парадоксом, который не разрешим таким формальным путем. Дело в том, что общественный долг может выступать перед журналистом одновременно в разных формах: как долг профессиональный и долг служебный, а те в свою очередь не всегда согласовываются друг с другом.

  Если, удовлетворяя интерес читателя в  правдивой информации, корреспондент своей публикацией помогает налаживать в обществе конструктивное сотрудничество, как того требует издатель, то конфликт между двумя формами общественного долга, понятно, не наступает.

  Но  такой конфликт вполне вероятен, если мнение издателя по обсуждаемой проблеме расходится с интересами массовой аудитории. Эта причина достаточно серьезна, и в каждом подобном случае журналист бывает вынужден принимать решение сам. Поэтому его сознательность не ограничивается сопоставлением предполагаемого эффекта публикации с общими представлениями о долге. Она требует от пишущего самостоятельного и столь же сознательного выбора критериев оценки: какой из видов долга больше отвечает гуманистической природе нравственности? Ведь "человечески хорошим может быть лишь то, что является осуществлением свободы".

  В тех случаях, когда мнение издателя подкреплено к тому же мощью его  политического авторитета, самостоятельный  выбор для журналиста бывает затруднен, а то и чреват тяжкими последствиями.

  Согласимся, что бывают ситуации, когда интересы политической целесообразности могут перевешивать неотъемлемое право читателя знать. Однако помимо причин объективного порядка основой конфликта между долгом профессиональным и служебным может стать и произвол издателя, и неверное понимание самим журналистом того или иного общественного предписания. Поэтому самокритичный анализ собственных исходных принципов становится обязательным показателем профессиональной пригодности журналиста. Иначе публикация способна вызвать эффект бумеранга.

  Самосознание, таким образом, представляет собой  основополагающий признак личности, формирующийся вместе с ее становлением. По Канту, индивид становится личностью  именно благодаря самосознанию, которое  позволяет подчинить свое "я" нравственному закону и таким образом обреет внутреннюю независимость от наличного бытия.

  Профессиональный  долг - вот тот внутренний закон, который должен предопределять поведение  журналиста. Его смысл в том, чтобы  правдивым словом помогать людям  ориентироваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате профессиональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга.

  Верность  сознательно выбранным принципам помогает ему выстоять в периоды социальных потрясений, не поддаться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профессиональное достоинство и избежать мук совести.

 

   2. Развитие журналистской карьеры Леонида Парфенова

  2.1. Путь становления  компетентного журналиста

  Известный российский журналист Леонид Парфенов - личность неординарная. Профессионал своего дела, творческая личность, отличный семьянин – этот список можно продолжать до бесконечности. Его журналистская деятельность разнообразна. От телевизионных проектов на злобу дня до выпуска собственных книг и создания телефильмов, посвященных известным личностям России: Пушкину, Гоголю, Брежневу... 

  Родился 26 января 1960 года в г. Череповце Вологодской области в семье инженера-металлурга. Брат живет в Санкт-Петербурге.

  В 1983 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова.

  Публиковался  в периодической центральной  печати (журнал "Огонек", газеты "Правда", "Советская культура"), в газете "Вологодский комсомолец".

  С 1983 года работал корреспондентом в газете "Вологодский комсомолец", затем на Вологодском областном телевидении. В 1985 году, работая на Вологодском ТВ, провел телеинтервью с опальным в то время музыкальным критиком Артемием Троицким . В интервью признавалось право рок-музыки на существование наряду с другими видами культуры. В статье писателя Василия Белова, появившейся после этого события в местной печати, статья была названа "идеологической провокацией против советского народа".

  В 1986 году был одним из организаторов рок-фестиваля  в Череповце.

  С 1986 года работал специальным корреспондентом  Главной редакции молодежных программ ЦТ Гостелерадио СССР. Работал в  программах "Мир и молодежь", "Пресс-клуб". В 1987 году вместе с Андреем Разбашем создал трехсерийный документальный фильм "Дети XX съезда", вышедший на экраны ЦТ только в 1988 году. В фильме автор выступает как исследователь эпохи "оттепели" и поколения "шестидесятников" (среди героев фильма - Егор Яковлев, Александр Бовин, Лен Карпинский и др.). Фильм был приобретен телекомпаниями девяти стран мира (на эти деньги Парфенов купил квартиру). С 1988 года работал на "Авторском телевидении" (ATV). С 1990 по 1991 год выпускал на ATV еженедельную авторскую программу неполитических новостей "Намедни". Вместе с тележурналистом Кирой Прошутинской в 1990 году вел репортаж с первого заседания Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Создал "блестящий", по мнению критиков, репортаж-интервью с публицистом и писателем Анатолием Стреляным.

Информация о работе Карьера журналиста как этическая проблема