Имидж РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы - Каждая страна стремится к тому, чтобы о ней знали как можно больше, и чтобы информация эта была позитивной и играла на пользу всем социальным и общественным группам населения, способствовала уважению государства другими странами. Ввиду высокой активности России на мировой арене важно знать, как выглядит образ страны внутри, и изнутри государства полагаясь на результаты СМИ, поскольку именно СМИ в наибольшей степени определяют то, как воспринимает внешнюю политику РФ международная общественность.
Задачи:
1) Обозначить способы продвижения имиджа государства.
2)Показать то, какой образ России создают зарубежные СМИ (Франция, Англия)
3) Выявить особенности позиционировании России в мире.

Содержание

Введение
Часть 1. Имидж государства. Актуальность понятия и особенности формирования
Часть 2. Проблемы репутации Российской Федерации
Часть 3. Современный имидж РФ возможности и целесообразность его оптимизации.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

      Для достижения стабильного позитивного позиционирования себя на международной арене, проводимые государством имиджевые кампании должны иметь чёткое стратегическое планирование. PR-проекты, направленные на поддержание (изменение) внешнего восприятия страны, должны быть идейно-наполненными, соответствовать стратегическим целям внешней политики государства.

        Для продвижения имиджа страны  в сознание мировой общественности, для благоприятной интеграции  страны в глобальное мировое  сообщество необходимы совместные  профессиональные усилия социологов, экономистов, политологов, специалистов по связям с общественностью, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, журналистов и других профессионалов. Такая совместная работа должна проводиться при активном участии органов государственной власти, СМИ, дипломатических служб, культурных организаций, спортивных учреждений, и рассматриваться в качестве приоритетной задачи.

      В основе имиджа государства должен лежать единый идейно-смысловой проект его  развития (для обеспечения предсказуемости действий государства), должно чётко прослеживаться следование национальной идее и стратегическим целям.

        Образ государства должен быть  конкретным, политически стабильным (для развития международного  бизнеса и привлечения прямых  иностранных инвестиций), в то же время при необходимости гибким и адаптивным. Он должен подвергаться своевременной коррекции в связи с изменениями социально-политической ситуации, несоответствием сложившегося имиджа реальности, а также возникающими угрозами снижения своего авторитета на международной арене.

      Существует  необходимость усиления информационного  потенциала государства, активно и  целенаправленно взаимодействуя со средствами массовой информации, разъясняя  зарубежной аудитории цели и основные направления государственной политики, а также эффективно противодействуя негативному информационному воздействию массмедиа.

      Часть 2.

      Проблемы  репутации Российской Федерации

 

      Внешнеполитический  имидж России на постсоветском этапе  ее истории отражает серьезные противоречия, имеющие место в общественно-политической реальности нашей страны. Основное противоречие в ее внешнеполитическом образе, пожалуй, состоит в противостоянии двух имиджевых позиций.

      С одной стороны, постсоветская Россия является правопреемником и продолжателем (политическим, экономическим, культурным, геополитическим ) Советского Союза, что объективно ведет к сохранению в структуре имиджа некоторых элементов, которые были свойственны имиджу СССР 2* Следствием этого является сохранение в международной политике семантики Холодной войны, тем более что Россия воспринимается как государство, претендующее на восстановление своей сверхдержавной роли. Укреплению этого стереотипа, не лишенного своих оснований (но, не исключено, не предрешенного будущей историей), способствуют ядерный потенциал. Статус сверхдержавы достался России в наследство от СССР, как и мощное ядерное оружие стратегического назначения.

      С другой стороны, нельзя не признать, что  в ходе перестройки Россия качественно  изменилась. 

        Как следствие и имидж страны  претерпел качественные изменения, экономика и общество стали более открытыми для внешнего мира, диалог между Россией и Западом приобрел новые черты. Курс В. В. Путина на стабилизацию общественно-политического процесса позволил повысить сбалансированность экономики, укрепить вертикаль власти, преодолеть некоторые конфликт за рубежом. С одной стороны это повысило международный рейтинг страны, новую динамику приобрели двусторонние отношения с целым рядом стран Евросоюза, возросли инвестиции зарубежных стран в российскую экономику. С другой стороны, на Западе многие обеспокоились усилением России, в структуре ее имиджа появились черты авторитарности, нарушения прав человека, подавления свободы бизнеса, оппозиции, малых народов. Наращиванию подобной тональности в оценках способствовала, слабость гражданского общества, бюрократизация восстанавливаемой «вертикали власти» и коррумпированность органов власти.

      Как только Россия стала на путь стабилизации общественно-политического процесса (даже не выздоровления, а только стабилизации своего далеко не самого совершенного во многих отношениях состояния), Запад стал давать этому весьма негативные оценки, формировать соответствующие образы.

      По мере восстановления Россией статуса одной из ведущих держав мира происходит не только усиление "обличительной" тональности в западных трактовках новых тенденций российской политики или же процессов внутриполитического развития страны. Часть политической и интеллектуальной элиты Запада начинает болезненно реагировать на действия своих политиков и бизнесменов по отношению к России - особенно в тех случаях, когда они продиктованы соображениями реализма. Такая политика подвергается критике как недопустимое потворство отступлению официальных российских властей от принципов демократии и либеральной рыночной экономики.

      Это - отражение обостряющегося в сегодняшней  общественно-политической жизни Запада конфликта между ценностным и  прагматическим подходом к внешнеполитическим проблемам.

      Имидж России в международном контексте, с одной стороны, определяется характером отношения к России и россиянам со стороны граждан других стран мира; с другой стороны, он в высокой степени подвержен влиянию освещения проблем России зарубежными средствами массовой информации. 

      Коррупция является важнейшим фактором, негативно сказывающимся на имидже нашей страны в мире. По мнению М.Гастингса — автора статьи, опубликованной в британской газете “The Guardian”3*, “Россия находится в совершенно отчаянном положении: коррупция разъела все уровни общества. Одна из причин этого — маленькие зарплаты государственных служащих. И даже если Путин и не переводит деньги в какой-нибудь швейцарский банк, то он — явно один из крайне немногих власть предержащих, упускающих свой шанс”.

      Согласно  “Индексу восприятия коррупции” (Corruption Perception Index) — ежегодному рейтингу коррумпированности различных государств мира, который составляется международной организацией Трансперенси Интернешнл (Transparency International) методом экспертных опросов, показатели коррумпированности государств Восточной Европы и Центральной Азии достаточно высокие. Россия занимает 143-е место, ее обгоняют только страны Центральной Азии, Азербайджан и Белоруссия.4* И в этих условиях, очевидно, что для улучшения имиджа России и нормализации ее делового климата необходимы решительные и систематические анти - коррупционные действия.

      Существенным  фактором, негативно влияющим на имидж  России в мире, и, в частности, на ее позиционирование как динамично  развивающейся страны, является демографическая  ситуация. Основными причинами демографических проблем России с точки зрения иностранных СМИ выступают низкая рождаемость, высокая смертность, алкоголизм, наркомания, детские болезни, здоровье женщин и мужчин, миграционная ситуация. 

        В большинстве публикаций указывается  на то, что катастрофическая демографическая ситуация в России создается благодаря уникальному сочетанию разнообразных факторов, совпадения которых нельзя наблюдать ни в одной другой стране мира. В связи с этим во многих публикациях западной прессы в крайне резкой форме критикуются претензии России на мировое лидерство. По мнению журналиста британского издания “Daily Telegraph” Д.Блэра5*, “у государств, которые смогут оказывать реальное влияние на мировые события к концу XXI века, нет проблем с демографией. Низкий показатель средней продолжительности жизни, алкоголизм, а также тот вопиющий факт, что число абортов в России превышает количество новорожденных, — все это практически неизбежно влечет за собой упадок страны”.  

      Согласно  прогнозу Блэра, “мир в XXI веке поделят между собой Америка с 300 млн. жителей, Европейский союз с населением в 460 млн., а также Китай и Индия — страны, в каждой из которых живет более миллиарда людей. На этом фоне Россия выглядит неубедительно”.6*

      В статье “Демографический кризис —  реальная угроза”7* утверждается, что демографическая проблема является главным фактором, тормозящим экономическое развитие России: “снижается количество рабочих рук и производство становится менее эффективным”. К подобным выводам приходит и Всемирный Банк, который прогнозирует, что к 2050 г. каждый пятый житель России будет старше 65 лет. В очередной раз подчеркивается, что миграция не сможет стать выходом из сложившейся ситуации в связи с сильными националистическими настроениями в российском обществе. Интересен образ русского национального характера, описанный Д. Блэром с большой долей романтики. «Россиянин живет эмоциями. Его чувства, его мысли, его стремления должны иметь внешнее выражение. У него нет лицемерной половинчатости. Счастье – есть счастье, и, будучи таковым, должно иметь свое выражение в поведении. Неудача – есть неудача, и должна быть стоически принята. В своей дружбе, глубокой и непоколебимой, он не говорит о ней. Дружба – это одно из ярчайших качеств русского характера. Разговор бесполезен; поступки являются единственным выражением такой священной веры, как дружба. Щедрость в равной степени естественна для россиянина. Безгранична как степи и леса, широка как просторы страны щедрость россиянина. Безмерно его гостеприимство. И, в то же время, он ничего не знает о западноевропейской «сентиментальности». Он терпеть не может рыданий; терпеть не может слез. В нем нет места жалости к себе. Имея дело с россиянами, «сочувствующий» подход не срабатывает. У русских есть пословица – «Москва слезам не верит». Россиянин – осторожный мыслитель. Много времени уходит у него на то, чтобы принять решение, но приняв его однажды, он не изменит ею Россиянин – мечтатель, он правдив, идилличен в каждой своей мысли, материально и духовно.

        Будучи мечтателем, он излишне доверчив. Он счастлив, когда его доверие оправдывают. Он не мстителен, но никогда не забывает несправедливости, вероломства или обмана. Трудно вернуть его доверие, однажды потеряв его. Свое отношение он может с большой осторожностью поменять, но у него останутся подозрения, что его, скорее его, снова попытаются обмануть»8*

      С Россией у представителей Запада ассоциируются все атрибуты зимы: меха, шубы, водка, чрезмерное потребление  которой также оправдывается  холодом. Широко распространены и такие  примитивные стереотипы, как: икра, тройки, самовары, золотые купола. Интересно, что даже в начале 90–х гг. прошлого века, когда все СМИ говорили о пустых магазинах и нехватке еды, а порой, и о голоде, один английский студент9*, который никогда не был в России, писал: «Что бы ни говорили, Россия для меня – это страна икры, мехов и снега». Что касается западных взглядов на российскую политику, то они поразительно стабильны. Их можно выразить одним словом – деспотизм. Деспотичной России обычно противопоставляется демократичный Запад. Это позволяет последнему лучше прочувствовать преимущества собственного государственного устройства. Основное препятствие в развитии экономики, по мнению западных обозревателей, заключается в национальном характере россиян, то есть в отсутствии индивидуализма, в общественном характере их сознания.

      Читая подобные материалы, зарубежная аудитория, очевидно, должна испытывать смешанные чувства по отношению к нашей стране. С одной стороны - сострадание к простым людям, не способным повлиять на ситуацию в стране, с другой стороны- негодование, ведь российское правительство бездействует.

      Стоит отметить, что зарубежные журналисты и эксперты не сковывают себя в  оценках происходящего в России.  И  такое отношение зарубежных СМИ можно заметить не только в оценках текущих событий в России.

      Нечто аналогичное можно отметить и  в отношении пересмотра итогов  Второй мировой войны, что, разумеется, не может улучшить имидж России, ассоциирующейся у всего мира как преемница СССР.

        Примером весьма вольного отношения к исторической правде в отношении хода Второй мировой войны является творчество британского историка Энтони Бивора, определенно вписывающееся в лекала информационно-психологической войны против России. 10*  Так, к примеру, в 2002 г. из-под пера Э. Бивора11* в свет вышла книга «Падение Берлина. 1945» и соответствующая рекламная статья в газете «The Daily Telegraph» под красноречивым названием «Войска Красной Армии насиловали даже русских женщин, которых они освобождали из лагерей». В связи с подобными оценками, даваемыми в респектабельном британском издании, посол России в Великобритании Григорий Карасин12 был вынужден направить в редакцию газеты письмо, в котором была высказана позиция России по отношению к произошедшему. Справедливости ради надо отметить, что в своих оценках и аргументации Э. Бивор использует приемы манипуляции (тенденциозный подбор фактов, искажение исторической реальности, подлог, ошибочные выводы, сделанные на основе небезусловных посылов и т.п.).

      Иными словами, происходит целенаправленная негативизация внешнего образа России, затрагивающая многие пласты истории и современности. По большей части зарубежные СМИ говорят о России лишь в свете самых отрицательных событий, будь то войны или какие-либо другие трагедии - это как раз является отражением концепции «близости к читателю». Людям интересно узнавать из газет, что где-то в мире людям живётся хуже и тяжелее. В мире мало стран, по отношению к которым действовало бы столько стереотипов и сложившихся представлений, как Россия. Достаточно припомнить только наиболее часто встречающиеся: русские - нецивилизованные, пьяные, закусывают водку икрой в невероятном количестве, к тому же они - мафиози или хищные олигархи (или одновременно и те, и те), и, пожалуй, самое впечатляющее: все русские – коммунисты. Конечно же, образованное население,  не верит в то, что по московским улицам гуляют медведи и что русские всегда носят в кармане бутылку водки. Тем не менее, Россия и россияне породили просто невероятное количество подобных образов и персонажей не только во литературе, но и в зарубежных СМИ. 

Информация о работе Имидж РФ