Где зарождался этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Содержание

1. Где зарождался этикет.......................................................................................... 4
2. Особенности профессионального общения юриста...........................................4

3. Этапы процесса делового общения юриста........................................................5

4. Коммуникативные умения, необходимые юристу ............................................7
5. Понятие об этикете................................................................................................10
6. Хорошие манеры...................................................................................................11
7. Вежливость............................................................................................................12
8. Тактичность и чуткость........................................................................................12
9. Скромность.............................................................................................................13
10. Происхождение профессиональной этики........................................................14
11. Профессионализм, как нравственная черта личности......................................14
12. Культурный облик руководителя........................................................................16
13. Беседы с посетителями и подчинёнными..........................................................17
14. Этика приёма посетителей и подчинённых.......................................................18
15. Общение без слов..................................................................................................19
Заключение..................................................................................................................20
Список использованной литературы.............................................

Работа состоит из  1 файл

Где зарождался этикет.docx

— 58.27 Кб (Скачать документ)

При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало  два типа нравственности:

хищнически - грабительскую  капиталистическую

коллективистски - свободительскую рабочего класса,

распространявшуюся и  на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия  имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых  оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают  сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение  к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные  отношения, которые возникают в  области непосредственного соприкосновения  интересов профессиональных групп  друг с другом и обществом.

Профессиональная этика  не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Просто к некоторым  видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с  правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь  о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей  этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной  регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности  труда этих профессиональных групп  усложняют моральные отношения  и к ним прибавляется новый  элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих  элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот.

Безответственное отношение  работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете и к деградации самой личности.

В данный момент в России выявляется необходимость выработки  нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о  моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее  большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его  деловой характеристики, отношения  к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный  профессионализм опирается на такие  моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим  коллегам, ответственность за результаты своего труда. 

 

12. Культурный облик руководителя

Ныне к руководителю –  особенно большие требования. Но руководителями не рождаются. Их выдвигает и воспитывает  жизнь. Их избирает трудовой коллектив. Или, в основном, назначают «сверху». У нас пока не перевёлся авторитарный стиль в демократический. Хотя мы желаемое выдаём за действительное. Ибо  факты жизни, как в зеркале, отражают нашу кривизну мыслей, «фантазию». Так  что, до демократии нам ещё далеко. Но, тем не менее, нельзя отменить высокую  требовательность к командирам производства, от рядового командира или служащего  до руководителя бригады, колхозом, научной  группой или министром, академиком, которые работают в окружении  людей, для общения с которыми требуется их внутренняя культура и  её проявление – этикет.

Чтобы понять человека, мало деловитости, логики или конкретного  совета. Нужны сердечность, искренность, доброжелательность. Когда их нет  – холодно людям возле того человека. Искусству руководства  способствуют также вежливость, корректность в обращении, обязательность и пунктуальность.  

 

13. Беседы с посетителями и подчинёнными

Все вышеперечисленное касается и приёма посетителей, и ответа на письма, и обещания помочь.

Важную роль играет и культура речи. Недопустимы фамильярность, «тыкание», сквернословие. Такое обращение вызывает стойкую личную антипатию и обиду на того или иного «представителя власти».

То же самое касается и  трудовой сферы. На производстве, где  человек проводит большую часть  жизни, большое значение для людей  имеет уровень культуры руководителей, призванных организовать, сплотить и  направить в нужное русло работу коллектива. Приятно и интересно  работать под руководством человека доброжелательного, уважающего своих  подчинённых, проявляющего культуру и  такт в общении с ними.

В коллективе, возглавляемом  таким руководителем, создаётся  атмосфера благоприятствующая раскрытию  творческих возможностей каждого сотрудника, благотворно сказывающаяся на их производительности труда и здоровье.

И, наоборот, своим поведение, основанным на неуважении к людям, иной руководитель способствует созданию на предприятии или в учреждении тяжёлой, напряжённой обстановки, ведущей  к срыву заданий и хроническому эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это со временем отрицательно влияет на их здоровье и снижает производительность труда. Гуманность, корректность, такт в общении с людьми, тем более  с людьми подчинёнными по службе (конечно, в сочетании с необходимой  требовательностью), должны быть неотъемлемыми  качествами того, кому доверено руководить другими людьми.

 

14. Этика приёма посетителей и подчинённых

Какова же должна быть культура общения руководителя с подчинёнными?

Если театр начинается с вешалки, то можно сказать, что  любое учреждение для их посетителей  начинается с проходной, с приёмной. И оттого, насколько хорошо функционируют  эти заведения производственного  аппарата, новые люди судят о культуре работы, культуре руководителя предприятия.

Везде ли есть указатели  помещений, таблички с указанием  времени приёма? Конечно жизнь  не стоит на месте, и может случиться  так, что человек вынужден отсутствовать  в выделенное для приёма время. Тогда  это должно быть чётко объяснено  ожидающим людям, и после извинения  нужно назвать новое время  встречи.

Секретарь обязан заранее  оповестить назначенных на приём  людей, сообщив им другое время или  переадресовав их к компетентным людям. Нередко большинство вопросов может решить заместитель руководителя учреждения.

Некоторые руководители приспособились принимать нескольких посетителей, рассчитывая, что тогда люди не будут  тянуть время, видя около себя других ожидающих. Это замаскированное  неуважение к нуждам людей, которые  не всегда могут в присутствии  посторонних полностью изложить своё дело, особенно, если оно личного  свойства (беда, семейные отношения  и т.д.). Тогда и присутствующим неудобно быть свидетелями интимного  разговора. Нередко приём посетителей  прерывается для решения неотложных дел, телефонных разговоров.

Это также создаёт неудобства и мешает сосредоточенной беседе, проникновению в суть дела. Конечно, как и любого человека, у руководителя может быть испорченное настроение, плохое самочувствие. Хороший руководитель сделает так, что это не отразится  на делах, на людях, не покажет дурного  характера.

Вежливость в обращении  с подчинёнными играет роль своего рода архимедова рычага. Она может  многократно умножить энергию коллектива. Журналист Михаил Кольцов восхищался высоким уровнем командования на «Челюскине»: руководить экспедицией  во время таких событий, которые  она переживала, ни разу не повысив  голоса, ни разу не издав приказа  за номером, - это было торжеством авторитета главы коллектива, проявление продуманной  системы управления, пригодной для  различных обстоятельств. Большим  авторитетом пользуется тот начальник, который старается создать в  коллективе такую обстановку, когда  каждый работник чувствует себя непосредственным помощником «шефа».

Это совсем не означает, что  отношения между сотрудниками могут  быть запанибратскими, однако и начальнический строгий окрик далеко не лучшее средство общения с подчинёнными.

Характеристика хорошего начальника:

хороший начальник помнит, как зовут его подчинённых  по имени и отчеству;

всегда здоровается со всеми;

не срывает гнев на других, если виноват сам;

не повышает голоса при  разговоре;

не напоминает подчинённому многократно о сделанных им ошибках;

признаёт свои ошибки;

он умеет оценить хорошую  шутку;

посмеяться вместе со всеми, однако, не над слабостями подчинённого;

доверяет своим сотрудникам;

дорожит их временем;

не отвлекает от основных занятий непрерывными пустяковыми  поручениями;

руководитель по мере возможности  откликается на просьбы личного  характера;

не стараясь потом выставить  своё участие, как неоценимую услугу;

обращаясь к подчинённому с деловым поручением, делает это  в вежливой форме;

достаточно терпим к отдельным  недостаткам своих подчинённых;

принимает их во внимание в  повседневной работе.

Хотя воспитанные люди кланяются друг другу одновременно, входя в отдел, он здоровается  первым. Сотрудники отвечают, но не встают. В своём кабинете руководитель может  не вставать, если входит сотрудница. Если предстоит большой разговор, предлагает сесть.

Руководителю нестоит:

при беседе с сотрудником (посетителем) руководителю нестоит просматривать бумаги, не относящиеся к делу;

долго говорить по телефону (что делают многие руководители, особенно школ);

проявлять различные признаки нетерпения, например, «барабанить» пальцами по столу.

Тем не менее, беседа затягивается, руководитель может сигнализировать  её окончание, поднявшись со стула.

15. Общение без слов

К.С.Станиславский утверждал: «Люди общаются с помощью органов  своих пяти чувств, с помощью видимых  и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие ».

Порой происходит казус: мы говорим правильные слова, но нам  не доверяют. Это происходит тогда, когда наша мимика, пластика, поза, которую  мы принимаем в момент общения  не соответствует тому, о чём мы говорим. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в  регулировании различных видов  трудовой деятельности. Это связано  со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно  к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика  общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь  и вновь самостоятельно. Но новые  разработки должны опираться на моральный  запас, созданный предшествующими  поколениями.

Сегодня, когда имеет место  опережающее развитие технических  аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для  стабилизации общества необходимы этические  знания.

Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в  способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и  тысяче мелочей: в умении уважительно  спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер  лежит забота о том, чтобы человек  не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь  не мешать друг другу. Воспитывать в  себе нужно не столько манеры, сколько  то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Становление человека как  личности реализуется в процессе его активной общественно-полезной деятельности. Она не только выступает  в роли фундаментального условия  совершенствования его природных  данных, но и способствует его утверждению  среди людей. Об этом писал французский  философ К. Гельвеций: «Общество  признаёт и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле…».

Главной сферой проявления человеком своих деловых и  личностных качеств является трудовой коллектив. В трудовой морали выделяется профессиональная этика. Она определяет этические принципы и нормы поведения  людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности.

Обязательным условием выполнения профессионального долга руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным  ожиданиям – притязаниям, профессиональному  мнению подчинённых.

Особое место имеет  справедливая материальная и моральная  оценка личного вклада каждого работника, каждого трудового коллектива в  общее дело развития производственной экономики.

Проявлением профессиональной порядочности руководителя, показателем  оправдания доверия людей является единство слова и дела. Руководитель постоянно находится перед моральным  выбором, в результате которого его  нравственное реноме не должно быть поколеблено  ни в глазах людей, ни перед своей  совестью. Совершенствование производственного  управления невозможно без овладения  механизмами нравственной регуляции. В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования  поведения людей. Принимаются деятельные меры по улучшению правовых механизмов регулирования поступков людей  в производственных условиях. Но данные механизмы регулирования поведения  срабатывают тогда, когда наилучшим  образом проявляются такие нравственные качества людей, как совесть, профессиональная честь и долг, нравственная ответственность  за свои поступки и дела других. В  этой связи актуальной проблемой  управленческой этики является обеспечение  возвышенности моральных целей  и мотивов у членов трудового  коллектива.

Информация о работе Где зарождался этикет