Где зарождался этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Содержание

1. Где зарождался этикет.......................................................................................... 4
2. Особенности профессионального общения юриста...........................................4

3. Этапы процесса делового общения юриста........................................................5

4. Коммуникативные умения, необходимые юристу ............................................7
5. Понятие об этикете................................................................................................10
6. Хорошие манеры...................................................................................................11
7. Вежливость............................................................................................................12
8. Тактичность и чуткость........................................................................................12
9. Скромность.............................................................................................................13
10. Происхождение профессиональной этики........................................................14
11. Профессионализм, как нравственная черта личности......................................14
12. Культурный облик руководителя........................................................................16
13. Беседы с посетителями и подчинёнными..........................................................17
14. Этика приёма посетителей и подчинённых.......................................................18
15. Общение без слов..................................................................................................19
Заключение..................................................................................................................20
Список использованной литературы.............................................

Работа состоит из  1 файл

Где зарождался этикет.docx

— 58.27 Кб (Скачать документ)

содержание

Введение

1. Где зарождался этикет.......................................................................................... 4

2. Особенности профессионального  общения юриста...........................................4 
 
3. Этапы процесса делового общения юриста........................................................5 
 
4. Коммуникативные умения, необходимые юристу ............................................7

5. Понятие об этикете................................................................................................10

6. Хорошие манеры...................................................................................................11

7. Вежливость............................................................................................................12

8. Тактичность и чуткость........................................................................................12

9. Скромность.............................................................................................................13

10. Происхождение профессиональной этики........................................................14

11. Профессионализм, как нравственная черта личности......................................14

12. Культурный облик руководителя........................................................................16

13. Беседы с посетителями и подчинёнными..........................................................17

14. Этика приёма посетителей и подчинённых.......................................................18

15. Общение без слов..................................................................................................19

Заключение..................................................................................................................20

Список использованной литературы........................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.  
 
Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий. 
 
Кроме того, общение — это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению. 
 
В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Где зарождался этикет

Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета  назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и  прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек  переходил от феодальных нравов к  духу нового времени и этот переход  начался в Италии раньше чем в  других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза  более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в  другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силой. Франция была порабощена и  опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали  всех ученых самыми ничтожными из людей. В то время как вся остальная  Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались  еще в полной силе, Италия была страной  новой культуры. Эта страна и заслуживает  по справедливости быть названной родиной  этикета.

 

1. В основе делового  контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не  личные интересы и не собственные  амбиции. Несмотря на кажущуюся  банальность, именно этот принцип  нарушается чаще всего, ибо  далеко не каждый и не всегда  находит в себе способность  поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие  с интересами дела. 
 
2. Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как: 
 
- обостренная совесть; 
 
- стремление сохранить незапятнанной свою честь и утвердить собственное достоинство; 
 
- умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса; 
 
- моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами; 
 
- обязательность, точность, верность своему слову. 
 
3. Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро. 
 
4. Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость). 
 
В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.  
 
Содержание общения носит конкретно-исторический характер, оно определяется целями и задачами деятельности, уровнем культуры и нравственности юриста. 
 
2. Особенности профессионального общения юриста

 
Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся  ко всем направлениям их деятельности. Среди них: 
 
1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели; 
 
2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения; 
 
3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции — правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции — свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях; 
 
4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации: 
 
— защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок; 
 
— усиление активности участников общения; 
 
5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии; 
 
— повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; 
 
— доминирование отрицательных эмоциональных состояний; 
 
6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения. 
3.Этапы процесса делового общения юриста 
Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов. 
 
Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения  
 
1. Установление контакта — достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт — начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают или близки. 
 
Психологическое содержание контакта — процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов. 
 
Структура психологического контакта включает несколько элементов. 
 
1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа — сбор информации о партнере по общению. 
 
В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям: 
 
- общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.); 
 
- ближайшее социальное окружение; 
 
- образ жизни; 
 
- склонности, интересы, привычки; 
 
- манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы; 
 
- привычные и запретные темы общения. 
 
В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми. 
 
На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований: 
 
- начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие; 
 
- необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него; 
 
-ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения. 
 
2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения. 
 
3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа — снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением. 
 
4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера. 
 
5) Устранение помех в общении. Помехи могут возникать в результате: 
 
- формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника — мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера — сменить стиль поведения); 
 
- непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый — обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй — снять конфликт); 
 
- психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение. 
 
6) Стимулирование интереса к продолжению общения. 
 
2. Информационный обмен — передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями. 
 
3. Побуждение партнера к активному обмену информацией. 
 
4. Координация общения — согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению. 
 
5. Установление взаимопонимания — понимание смысла сообщаемой информации. Но главное — понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д. 
 
6. Эмоциональное воздействие — побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения. 
 
7. Установление отношений — определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок. 
 
8. Регуляция поведения партнера — изменение поведения (намерений, решений, установок, представлений партнера в контексте взаимодействия. 
 
Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения. 
 
Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.  
 
Коммуникативная компетентность — это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми — коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении. 
 
Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки. 
 
 
4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ 
Речевые умения — связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое. 
 
2. Социально-психологические умения — связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению. 
 
3. Психологические умения — связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения. 
 
4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание. 
 
5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения). 
 
6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога — с личностью или группой; на уровне полилога — с массой или группой; на уровне межгруппового диалога. 
 
Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.  
 
Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение? 
 
1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки. 
 
2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов: 
 
- достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению; 
 
- наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению; 
 
- особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.; 
 
- особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях; 
 
- интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека. 
 
У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний. 
 
3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией. 
 
4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность — попустительством, капризность — излишней уступчивостью. 
 
Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение — это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений. 

4.Нравственность – общественное явление.

Состоит из двух уровней: отношение  и сознания. Эффективное руководство  немыслимо без знания руководителем  такой общественной науки, как этика. И. Кант говорил, что этика является трамплином, который позволяет людям  подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и  видеть в других личностях тоже личность. Философ-материалист П.Гольбах резюмировал, что этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Этика – древняя наука. Возникла как составная часть  философии в период становления  рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёл один из её основателей  древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно  воздержаться[2].

Объект изучения этики: нравственные явления в самых разнообразных  формах их существования. Различают  теоретическую этику и нормативную  этику. Первая занимается изучением  вопросов происхождения и сущности морали, выяснением её места в системе  общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного  сознания. Вторая: своим предметом  имеет все то, что позволяет  ответить на вопрос: как должен поступать  человек исходя из принципов и  норм морали. Оба направления представляют собой отрасль научного знания, предметом  которой является учение о морали, о законах её развития, экономических, социальных и психологических механизмах её функционирования.

5. Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует  обычаи практически всех народов  от древности до наших дней. В  основе своей эти правила поведения  являются всеобщими, поскольку они  соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных  социально - политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов  этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет –  строго регламентируемый порядок  и формы обхождения, установленные  при дворах монархов;

-дипломатический этикет  – правила поведения дипломатов  и других официальных лиц при  контактах с друг другом на  различных дипломатических приемах,  визитах, переговорах;

-воинский этикет –  свод общепринятых в армии  правил, норм и манер поведения  военнослужащих во всех сферах  их деятельности;

-общегражданский этикет  – совокупность правил, традиций  и условностей, соблюдаемых гражданами  при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в  том, что соблюдению правил этикета  дипломатами придается большее  значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий  жизни человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться  общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие  от норм морали являются условными, они  носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Умение правильно вести  себя в обществе имеет очень большое  значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный  и воспитанный человек ведет  себя в соответствии с нормами  этикета не только на официальных  церемониях, но и дома. Подлинная  вежливость, в основе которой лежит  доброжелательность, обуславливается  актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при  тех или иных обстоятельствах. Такой  человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с  двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома, с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Информация о работе Где зарождался этикет