Занятия спортом и развитие интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:46, реферат

Описание

В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ФК.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

Исходя из сказанного, основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются:

  • обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
  • развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
  • стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Средствами умственного  воспитания являются прежде всего физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам  умственного воспитания относят  специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими  упражнениями, разрешение которых требует  умственных действий (прием и переработка  информации, анализ, принятие решения  и т.п.).

К методам умственного  воспитания относят:

  • опрос по преподаваемому материалу;
  • наблюдение и сравнение;
  • анализ и обобщение изучаемого материала;
  • критическую оценку и анализ двигательных действий.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным может также проявляется как непосредственно так и опосредованно.

Непосредственная связь  заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается  прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и  т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Педагог  по физической культуре и спорту в  зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь  состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил  в процессе физического воспитания составляют необходимое условие  для нормального умственного  развития детей. Это отмечал еще  выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем  фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей  школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием  человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого  организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют  соответствующего развития физического». В результате осуществления оздоровительных  задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Физическая культура и развитие у детей ориентировки в пространстве

Одним из основных принципов  детской психологии является положение  о том, что различные психические  процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного  обучения и через организацию  его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка  представляет собой наиболее широкие  возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве как  важной составляющей пространственных представлений.  Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались такие известные педагоги-исследователи, как А. М. Леушина, М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,  А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, В. В. Данилова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и другие.

В повседневной жизни детей  существует множество ситуаций, дающих воспитателю возможность формировать  у дошкольников пространственные представления. Во время специально организованных физкультурных занятий также  используются специальные игровые  упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве. Однако, как отмечают многие исследователи и практики, не существует достаточно стройной системы  занятий по овладению детьми пространственных представлений на занятиях по физкультуре, не определены условия их формирования.

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре  первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном  теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и  т. д.). Она формируется еще в  младшем возрасте, но представляется  необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разнообразный практический опыт действования правой и левой рукой. Необходимо закрепить дифференцированный характер сначала таких действий, как держать ложку, карандаш, кисточку в правой руке; левой рукой придерживать тарелку, лист бумаги и т. п., а затем побуждать детей различать руки по названию и самостоятельно именовать. Важно закрепить связь между названием руки и характером действий, специфичных для каждой из них (что делает ребенок правой рукой и левой). На обучающих упражнениях следует сопоставлять обе руки по названию и характеру действий. Сравнение ускоряет процесс дифференцирования.

Основное же внимание в  старшем дошкольном возрасте уделяется  ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».  Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка  на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

Следует особое внимание обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствующее установлению полного соответствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого выполняются упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных. Третье условие — научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.

Музыкальное сопровождение  занятий по ФК и развитие интеллектуальных способностей

В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений  занятий, способный удовлетворить  разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и  в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Многие из них используются в обязательных и секционных занятиях со студентами

Немаловажную роль при этом играет то, что большинство из них предполагает использование музыкального сопровождения. Это не только повышает их эмоциональность, но и, при грамотном использовании  средств музыки, может содействовать  решению оздоровительных задач и даже развитию интеллектуальных способностей.

Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:

  • при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;
  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций;
  • при прослушивании мелодий происходит нормализация мозгового кровообращения;
  • негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;
  • энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
  • мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
  • музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;
  • музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
  • музыка изменяет восприятие времени;
  • музыка может улучшить память и обучаемость.

В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную  память, а также повышает показатели вербального и невербального  интеллекта.

Сегодня учёные разных стран  и различных отраслей знания –  от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.

Исследования, выполненные  в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальное развитие. Эффективность музыкального воздействия на человека, объясняется той связью, которая установилась в процессе филогенеза между музыкальным искусством и мозгом.

Как известно, левое полушарие  отвечает за логику, речь, классификацию, операции с числами, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазии, цветовые ощущения, пространственную ориентацию. Иными словами, левое полушарие – рациональное, а правое – творческое.

Как правило, в зависимости  от рода деятельности у нас доминирует какое-то одно из них. Например, при  учебе – левое, а при чтении художественной литературы или прослушивании музыки – правое. В то же время у гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности. Доказано, что синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности. И музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей. Доказано, что прослушивание специально подобранной музыки во время занятий или работы может существенно помочь достижению успешного результата.

Так в Калифорнийском университете был поставлен эксперимент, описанный в  бpитанском наyчном жypнале «Пpиpода». Группам давали одно и то же задание, связанное с пространственным воображением. Первая группа работала "под Моцарта", вторая – в полной тишине, а третья – под популярную музыку. Результат выполнения тестов оказался следующим: «м» – 62%, «т» – 14%, «п» – 11%. Тесты, проведенные в ряде американских университетов, также показали, что при прослушивании специально подобранной музыки обучение ускоряется в несколько раз, а качество запоминания улучшается на порядок.

Таким образом, можно с  уверенностью говорить, что включение  музыкального сопровождения в занятия  по физической культуре оказывает благотворное влияние на различные функции и системы нашего организма, в том числе и на развитие интеллектуальных способностей человека.

Заключение

В настоящей работе мною был раскрыт вопрос о влиянии занятий физической культурой и спортом на развитие интеллекта. С этой целью я рассмотрел основные подходы к проблеме интеллекта в психологии, дал краткую характеристику факторов, на основе которых определяется уровень интеллектуального развития, а также показал, как занятия физической культурой и спортом влияют на развития определенных способностей, связанных с интеллектуальным развитием индивида.

Еще в глубокой древности  врачи и философы считали, что  здоровым, причем как духовно, так и физически, быть невозможно без занятий физической культурой. Так, например, великий древнегреческий философ, Аристотель говорил, что мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой. Свои уроки он проводил, как известно, прогуливаясь вместе с учениками.

Известно, что возможности мобилизации физиологических резервов во время интенсивной физической нагрузки очень велики. Медицинские наблюдения показали, что под влиянием регулярных занятий бегом за счет активизации, обновления и увеличения состава лейкоцитов укрепляется иммунная система, увеличивается содержание в крови гемоглобина, что стимулирует кроветворение, а также нормализуется количество холестерина в крови, предотвращая, таким образом, развитие не только атеросклероза, но и рака. Однако, регулярные физические нагрузки оказывают влияние и на умственную активность. Так, например, длительная равномерная нагрузка в виде бега улучшает кровоснабжение мышечной ткани. Наиболее интенсивное увеличение количества капилляров происходит при этом в коре лобной доли головного мозга, способствуя тем самым значительному повышению умственной работоспособности. Кроме того, работа мышц во время длительных физических нагрузок создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий и поддерживающих его в превосходном рабочем состоянии.

Информация о работе Занятия спортом и развитие интеллекта