Занятия спортом и развитие интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:46, реферат

Описание

В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ФК.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

 

Введение

В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения  задач умственного воспитания. Это  обусловлено спецификой физического  воспитания, его содержательными  и процессуальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического  воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.

В данной работе будут рассмотрены  основные подходы к проблеме интеллекта в психологии, будет дана краткая  характеристика факторов, на основе которых определяется уровень интеллектуального развития, а также будет показано, как занятия физической культурой и спортом влияют на развития способностей, связанных с интеллектуальным развитием индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие представления об интеллекте

В психологии не существует общепринятого определения этого  термина, поскольку не существует и  общепринятой теории интеллекта. Психологи  до сих пор спорят о его природе. В настоящее время существует множество теорий интеллекта.

Одна из попыток упорядочить  информацию, накопленную в области  экспериментально-психологических  теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого  из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке  природы интеллекта: социокультурный, генетический, процессуально-деятельностный, образовательный, информационный, феноменологический, структурно-уровневый и регуляционный.

Но и эту схему можно  свернуть и провести еще более  общую классификацию существующих на данный момент подходов к проблеме интеллекта, это позволяет выявить  несколько кардинально различных  направлений. Так  Г. Айзенк выделяет 3 базовых концепции:

 

  • Интеллект как биологических феномен;
  • Интеллект как социокультурный феномен (Структурно-генетических подход)
  • Имплицитные теории интеллекта;
  • Психометрический интеллект (Факторно-аналитический подход).

 

А. Дружинин добавляет четвертый подход, выходящий за рамки чисто-научного, но без которого характеристика данного понятия не будет полной, — это обыденные характеристики интеллекта (имплицитные теории).

 

 

1. В содержание "биологический интеллект" включаются особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью. По мнению Г. Айзенка, биологический аспект является наиболее фундаментальным, и служит основой для психометрического и социального.

Основоположником психофизиологического  подхода к проблеме интеллекта был  Ф. Гальтон, который использовал для измерения интеллекта сенсорные показатели (время реакции, сенсорное различение и т.п.). Более поздние исследования английского психолога Барта еще более упрочили эту теорию. В его данных практически невозможно увидеть влияние среды на интеллект.

Важно заметить, что довольно сильным союзником концепции наследственности интеллекта во все времена являлся здравый смысл, ибо обыденные житейские наблюдения учили, что «яблоко от яблони недалеко падает».

 

2.  Социокультурная концепция рассматривает интеллект как некую общую способность индивидуума к адаптации, способность, определяющую успешность адаптации к новым условиям окружающей среды.

Определение интеллекта через  приспособительную деятельность находит  все больше сторонников. Для Ж. Пиаже, как уже говорилось выше, сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. Вернон отмечает, что интеллект соответствует общему уровню сложности и гибкости в схемах поведения личности, последовательно сформировавшихся в течение ее жизни

 

 

 

3. Масса исследований, проведенных за последние 30 лет, свидетельствуют, что «имплицитная теория личности» является не психологической метафорой, а реальностью, определяющей впечатления о другом человеке, субъективную оценку его личностных качеств. Психология способностей, хотят или не хотят того психологи-исследователи, опирается на обыденные представления, закрепившиеся в языковой культуре. Представления людей о своих и чужих способностях выражаются в обыденной речи и являются одной из важных составляющих индивидуального и группового сознания.

Р. Стернберг впервые предпринял попытку дать определение понятию «интеллект» на уровне описания обыденного поведения. В качестве метода он избрал факторный анализ суждений экспертов. В конечном счете, выделились три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), 2) способность решать проблемы, 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)

 

4. В современной психологии наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход. Общая идеология факторного подхода сводится к следующим основным предпосылкам:

 

1) полагается, что интеллект,  как  и другая психическая  реальность,  является латентным,  то есть, дан исследователю через множество проявлений в поведении и определяется успешностью выполнения различного рода задач;

2)множество поведенческих проявлений интеллекта (сочетаний "поведенческий акт - задача")  всегда  больше, чем множество свойств, то есть можно придумать много интеллектуальных задач для выявления всего лишь одного свойства;

 

 

3) интеллектуальные задачи объективно различаются по уровню трудности;

4) решение задачи может быть правильным или неправильным (или может как угодно близко приближаться к правильному).

 

Следствием этих  положений  является  принцип  квазиизмерительной процедуры: чем труднее задача, тем более высокий уровень развития интеллекта требуется для ее правильного решения.   На основании этого определялись такие задачи как изучение поведенческих проявлений интеллекта, а также конструирование задач, направленных на  диагностику интеллекта. При этом главный акцент смещался  на  интерпретацию содержания заданий: являются ли они новыми для субъекта и требуется или нет для их успешного решения проявление таких признаков интеллекта как автономные действия в умственном пространстве (в ментальном плане). Поведенческие проявления, на основании которых можно судить об уровне развития  интеллекта, получили в этом подходе название факторов.

Основоположником факторного подхода является Чарльз Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», G, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов.

В работах Е.Торндайка отрицалось наличие общей основы интеллектуальных действий. Согласно его идеям, каждый определенный интеллектуальный акт является  результатом взаимодействия множества отдельных факторов.  Последователем этой точки зрения был Л.Терстоун,  который  разработал мультифакторную модель интеллекта, позволяющую выделить несколько независимых "латентных"  факторов,  определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых. Первоначально Л.Терстоун выделил 12 факторов,  из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:     

V. Словесное понимание  - тестируется заданиями на понимание  текста, словесные аналогии,  вербальное  мышление,  интерпретацию пословиц  и т.д.     

W. Речевая беглость - измеряется  тестами на нахождение рифмы, называние слов опредленной категории и т.д.     

N. Числовой  фактор -  тестируется  заданиями на скорость и точность  арифметических вычислений.     

S. Пространственный  фактор -  делится  на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость  восприятия  пространственных отношений (восприятие  жестких геометрических фигур на плоскости). Второй связан с мысленным манипулированием  зрительными представлениями в трехмерном пространстве.     

М. Ассоциативная память - измеряется тестами на  механическое запоминание ассоциативных пар.     

Р. Скорость восприятия -  определяется по быстрому и точному  восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный ("восприятие клерка") и "образный" подфакторы.     

I. Индуктивный фактор - тестируется  заданиями на нахождение правила  и на завершение исследовательности (по типу теста Д. Равена). Установлен наименее точно.    

К числу наиболее распространенных факторно-аналитических моделей принадлежит и концепция американского психолога Реймонда Кэттела. Он выделил два вида интеллекта, соответствующих 2 выделенным им факторам: «текучий» и «кристаллизованный» интеллект. По Кэттелу, «текучий» интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности. А «кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам), в большой степени заимствованному из культурной среды. Кеттеллом также были выделены факторы операций, которые согласно исследованиям Е.Е. Кузьминой и Н.И. Милитанской соответствуют первичным факторам в классификации Л.Терстоуна.

Типичными и наиболее популярными  в литературе являются также модели Ф. Вернона и Д. Векслера.

Согласно первой модели, на вершине иерархии  располагается генеральный фактор  по Спирмену. На  следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности и практико-технические способности. На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление,  арифметическая  способность и т.д. и,  наконец,  внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.     

В отличие от модели Ф. Вернона модель Д. Векслера влючает в себя лишь три уровня:  1) уровень общего интеллекта;  2) уровень групповых фаторов,  а именно, - интеллекта действий и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов,  соответствующих отдельным субтестам.     

Данные модели интеллекта можно отнести к группе так  называемых априорных моделей. Априорная  модель, согласно В.Н.Дружинину, строится, исходя из некоторых априорных теоретических посылок,  а затем проверяется (верифицируется) в эмпирическом исследовании. Большинство таких моделей,  хотя и опираются на эмпирические  исследования, но вместе с тем несут следы умозрения, поскольку данные эмпирических работ интерпретируются порой весьма произвольно. Поэтому, несмотря на привлекательность этих моделей, по ряду пунктов они не выдерживает экспериментальной проверки.

 

Факторные модели интеллекта получили широкое распространение благодаря тестам,  в первую очередь, - тестам Д.Векслера, которые были созданы на ее основе. Справедливо поэтому удивительно точное определение психометрического интеллекта, которое дал известный американский психолог Э. Боринг: «Интеллект — это то, что измеряют тесты интеллекта». И как ни тавтологично и абсурдно оно не звучит на первый взгляд, именно это определение интеллекта является наиболее ценным для психологической науки, так как наиболее точно отражает содержание того явления, которое изучается с помощью тестов интеллекта и фиксируется в последующем понятием "интеллект".

 

Таким образом, мной были рассмотрены  основные подходы к пониманию  такого загадочного психологического субстрата как интеллект. При  этом в данном разделе я хотел  акцентировать внимание на факторах интеллекта (поведенческих проявлений), исходя из которых можно судить о развитии этой общей способности человека,. На основании этих факторов далее в работе и будет рассмотрен вопрос взаимодействия физического воспитания с умственным.

 

Физическая культура и развитие мышления

В содержании умственного  воспитания в процессе физического  воспитания можно различить две  стороны: образовательную и воспитательную.

Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое).

Воспроизводящее мышление заключается  в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).

 

 

Воспитательная  сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Информация о работе Занятия спортом и развитие интеллекта