Воспитание выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы: Заложить основу крепкого здоровья – укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность – приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

Содержание

Введение
1.Характеристика выносливости, как физического качества
2.Методика воспитания выносливости
2.1Методика воспитания специальных типов выносливости
3.Контрольные упражнения (тесты) для определения и оценки уровня развития выносливости
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

воспитание выносливости.docx

— 67.49 Кб (Скачать документ)

 

3. Контрольные упражнения (тесты) для определения и оценки уровня развития выносливости

 
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

На основе этого  критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

При прямом способе  испытуемому предлагают выполнять  какое-либо задание (например, бег) с  заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для  прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного  задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку  сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем  вычислить для каждого из них  заданную скорость и только после  этого приступать к тестированию.

В практике физического  воспитания в основном применяется  косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 минут или 12-минутный тест К.Купера.(5)

Идея теста состоит  в преодолении бегом или ходьбой  максимально возможной дистанции  за 12 минут работы. Выполняется тест на стадионе или на любой ровной и точно измеренной трассе. Перед  началом теста необходимо сделать  разминку. Старт может даваться индивидуально  или для группы. После 12 минут  работы дается команда к окончанию  бега и определяется пройденная дистанция, величина которой служит мерой выполненной  мышечной работы и характеризует  аэробные возможности человека.(1)

В спорте выносливость может измеряться и с помощью  других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим  тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ - тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного  спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и  т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительныепоказатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются.

Относительными  показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

 
Запас скорости Зс = tn-tk ,

где tn — время преодоления эталонного отрезка;

tk — лучшее время на этом отрезке.

Индекс  выносливости — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

 
Индекс выносливости = t — tk xn,

 
где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk — время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

п — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Коэффициент выносливости — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t:tk,

где t — время  преодоления всей дистанции;

tk — лучшее время на эталонном отрезке.

Точно так же поступают  и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей  выносливости используются и биомеханические  критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания  общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. (5)

Тест  оценки физической работоспособности PWC170

Все рассмотренные  выше тесты требуют проявления максимальных физических возможностей испытуемых, поэтому их и определяют как максимальные тесты. Вместе с тем, в спортивной физиологии разработан универсальный  лабораторный тест определения физической (аэробной) работоспособности без  достижения максимальных значений физиологических  показателей.

Идея теста заключается  в том, чтобы определить ту мощность стандартной нагрузки, при которой  достигается частота сердечных  сокращений 170 уд/мин. По номенклатуре, принятой Всемирной организацией здравоохранения, он имеет название PWC170 (от первых букв английского обозначения термина  «физическая работоспособность» - Physical Working Capacity).

Методика проведения теста PWC170 имеет много модификаций. Для самостоятельного применения лучше  всего использовать его степэргометрический вариант. При этом испытуемому предлагается выполнить две нагрузки умеренной интенсивности: восхождение на ступеньки разной высоты - от 20 до 50 см. Каждая нагрузка выполняется по 5 минут с определенной частотой восхождений на ступеньку (например, 30 раз в минуту) с 3-минутным интервалом отдыха и без предварительной разминки.

У испытуемого, в  состоянии относительного покоя  и в положении сидя, определяется для контроля исходная ЧСС, затем он в течение 5-ти минут выполняет первую нагрузку. В последние 30 секунд работы с помощью электрокардиографа, или за 10-15 секунд сразу после нагрузки, пальпаторно подсчитывается ЧCC1. После отдыха выполняется вторая, более высокая, нагрузка, и аналогичным путем подсчитывается ЧСС2. Величины ЧСС должны определяться как можно точнее. Показатель работоспособности рассчитывается по формуле(1):

 (1)

Мощность первой (W1) и второй (W2) нагрузки при восхождении  на ступеньки определяется по формуле (2): 
 (2)

 
где W - мощность работы, кг.м/мин;

Р - масса испытуемого, кг;

Н - высота ступеньки, м;

Т - число подъемов (восхождений на ступеньку) в минуту;

1.3 - расчетный коэффициент.

Полученные абсолютные значения физической работоспособности (в кг.м/мин) не учитывают особенностей физического развития людей. Известно, что уровень физической работоспособности зависит не только от тренированности, но и от таких факторов, как пол, возраст, размеры тела, наследственность, состояние здоровья и т. д. Поэтому для того, чтобы можно было сравнивать уровень физической работоспособности у людей не только различного возраста и пола, но и с различной массой тела, рассчитывают относительные величины PWCAF на 1 кг массы тела (в кг.м/мин кг). Для этого полученное по формуле (1) абсолютное значение показателя физической работоспособности необходимо разделить на значение показателя веса тела (в кг).

Определение показателямаксимального потребления кислорода (МПК)по результатам теста PWC170.

Показатель МПК  характеризует наибольшее количество кислорода, потребляемое человеком  в течение одной минуты, и является критерием аэробной мощности.

В настоящее время  определение МПК широко используется для решения вопроса о профессиональной пригодности людей, оценки их физической подготовленности, а также для  диагностики функционального состояния  кардио - респираторной системы. Прямые методы определения МПК связаны с предельными физическими нагрузками и наличием относительно дорогой и сложной аппаратуры. Величину МПК можно рассчитать по формуле (3), с ошибкой не более 10%:

МПК = (1,7 . PWC170 + 1240) : Р , (3)

где МПК - потребление кислорода на единицу массы тела (в мл/мин *кг);

PWC170 - абсолютное значение физической работоспособности в кг.м/мин

Р - вес тела в кг.

 

Вывод:

 
Проявление выносливости в различных  видах двигательной деятельности зависит  от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической  экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

2. Существуют различные методы для развития выносливости: равномерный, переменный, интервальный, повторный, метод круговой тренировки, контрольный (соревновательный) и игровой.

3. В практике  физического воспитания средствами  для развития выносливости применяются  самые разнообразные по форме  физические упражнения циклического  и ациклического характера (например, продолжительный бег, бег по  пересеченной местности, бег на  коньках, передвижение на лыжах  и др.).

При выполнении большинства  физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно  характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения (ЧСС 150-180уд./мин.), продолжительностью упражнения (может  быть от нескольких секунд до нескольких часов), число повторений (зависит  от вида выносливости и физической подготовленности человека), продолжительность  интервалов отдыха (в зависимости  от объема и интенсивности нагрузки), характер отдыха (недовосстановление).

5. Начиная работу  по развитию и совершенствованию  своей выносливости, необходимо  придерживаться определенной логики  построения тренировки, этому способствует  методика развития выносливости.

6. Для определения  и оценки уровня развития выносливости  используют контрольные упражнения (тесты) такие, как 6-минутный  бег, 12- минутный тест К. Купера, тест оценки физической работоспособности  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов  А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств).:Учебное пособие.// Москва: Лептос, 1994. – 232с. -262с.

Каганов Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке  и технике. Серия «Физкультура и спорт» № 5). // Москва: Знание, 1990. – 3с. – 6с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.: Учебное пособие.// Москва: ФиС, 1991. – 532с.

Суслов Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва.// Москва: ФиС, 1997. – 416с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (2-е издание).// Москва: Академия, 2001. – 103с. – 121с.

 


Информация о работе Воспитание выносливости