Воспитание выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы: Заложить основу крепкого здоровья – укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность – приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

Содержание

Введение
1.Характеристика выносливости, как физического качества
2.Методика воспитания выносливости
2.1Методика воспитания специальных типов выносливости
3.Контрольные упражнения (тесты) для определения и оценки уровня развития выносливости
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

воспитание выносливости.docx

— 67.49 Кб (Скачать документ)

Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно - сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы 10—15 мин; 11—12 лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.

С практически здоровыми  людьми работа осуществляется на ; скорости 1 км за 5—7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5— 4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60—90 мин.

В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного  упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении  спуртов и ускорений на отдельных  участках дистанции в сочетании  с равномерной работой. Это позволяет  осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят  до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет  более повышенные требования к сердечно -сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным  раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность  работы выше критической (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Длительность повторной работы 1—1,5 мин, характер отдыха — активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2—3 месяцев не рекомендуется. (5)

Нетренерованым людям целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Вместе с тем, ряд специалистов не советует выполнять утренние пробежки, а рекомендует бег после рабочего дня или в вечернее время. Это связано с тем, что у некоторых людей длительная равномерная работа на выносливость в утренние часы приводит к выраженному воздействию на ЦНС, снижая ее возбудимость и усиливая тормозные процессы. Поэтому необходимо учитывать как индивидуальную реакцию на такие нагрузки, так и особенности профессиональной деятельности.

При решении задачи развития общей выносливости, наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным  упражнением, является бег трусцой.

Пробежать трусцой 3 км, ЧСС не должно превышать 140-160 уд/мин. Частота пульса подсчитывается за 15 секунд - так погрешность измерения  будет ниже. ЧСС можно подсчитать и за 6 секунд, а умножив результат  на 10 - получите величину ЧСС в минуту. Постепенно доводится продолжительность  работы до 30-45 мин., темп бега со скоростью 5-6 минут на 1 км. Выполняется это  задание сначала 2 раза в неделю в  течении 2-4 недель. После этого увеличивать частоту занятий, прибавляя через каждые 2-4 недели одно занятие до тех пор, пока человек не приучит себя бегать 5-7 раз в неделю по 30-45 мин. В любую погоду. Освоив объем нагрузки необходимо постепенно увеличивать скорость бега. Прирост скорости бега увеличит функциональные возможности организма.(1)

Воспитание  выносливости путем воздействия  на анаэробные возможности человека.

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов  энергетического обеспечения и  характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения. К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 2—3, для хорошо подготовленных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого — 5—6 мин, после второго — 3—4 мин, ; после третьего — 2—3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15—20 мин.

К упражнениям, применяемым  в качестве средств совершенствования  креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3—8 с (бег — 20—70 м, плавание — 10—20 м); интервалы отдыха между повторениями — 2—3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4—5 повторений) — 7—10 мин.Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в  то же время сам является основой  для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные — лактатные — алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке. (5)

2.2 Методика  воспитания специфических типов  выносливости

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные  упражнения с отягощениями, выполняемые  методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления  до значительного утомления или  «до отказа», а также методом  круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом  режиме работы мышц, используют метод  статических усилий. Упражнения подбираются  с учетом оптимального угла в том  или ином суставе, при котором  в специализируемом упражнении развивается  максимум усилий.

Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число  повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением  — 30— 75% от максимума.

Координационная выносливость проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

Методические аспекты  повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают  интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.

Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов.(5)

Скоростная  выносливость. К числу основных факторов, определяющих проявление скоростной выносливости относят:

1. Скоростно-силовую  подготовленность.

2. Уровень развития анаэробных механизмов энергообеспечения работы максимальной мощности.

3. Техническую подготовленность (совершенствование двигательных  навыков).

4. Психическую подготовленность  к работе максимальной мощности.

Это значит, что  для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий  уровень развития силы, быстроты и  гибкости работающих мышц, а также  мощность фосфагенной системы энергообеспечения. Увеличение алактатной анаэробной ёмкости приводит к увеличению продолжительности выполняемой работы с максимальной мощностью без включения анаэробного гликолиза, а совершенствование двигательных навыков, техники профессиональных действий к экономии энерготрат и повышению эффективности использования энергетического потенциала. Одним из примеров упражнений такой направленности является бег на короткие (спринтерские) дистанции -100 и 200 м.

При большей продолжительности  работу такой мощности для её энергообеспечения  все большее значение приобретают  гликолитические анаэробные способности. Поэтому, энергообеспечение интенсивных  упражнений продолжительностью 20-120 секунд в значительной мере определяется параметрами  анаэробного гликолиза. Объём тренировочных  нагрузок данной физиологической направленности, даже у квалифицированных спортсменов, обычно не превышает 4-5% от общего объема выполняемой работы из-за их «тяжести». Большие величины гликолитических  анаэробных нагрузок характерны лишь для представителей «длинного спринта» - бегунов па 400 м и для бегунов  на средние дистанции (800-1500 м).

Выносливость  спринтерского типа совершенствуется уже при выполнении самых коротких (до 30 м) отрезков бега при отработке спарта и стартового разгона, а также при быстром преодолении более длинных отрезков дистанции - 100-300 м. х. Способность к ускорению, максимальная скорость бега (мощность работы), связанные с проявлением алактатной анаэробной мощности, совершенствуются при повторном выполнении с максимальной скоростью отрезков до 60 м:

[5-6 х 20-30м через  1,5-2,0 минуты ходьбы] х 1-4 серии  через 3-5 минут отдыха;

[3-5 х 30м с «ходу»  с 20-30 м разбега через 2-минуты  отдыха] х 1-3 серии;

[5-6 х 50-60 м через  3-4 минуты ходьбы] х 1-серии через  4-5 минут отдыха.

Спринтерская  выносливость, связанная с алактатной анаэробной мощностью и ёмкостью развивается на более длинных отрезках повторным и интервальным методом:

[5-8 х 80-100 м со  скоростью 90-95% через 3-минуты отдыха] х 1-2 серии через 5-8 минут;

[3-6 х 120-150 м со  скоростью 90-95% через -5 минут ходьбы] х 1-2 серии через 6-8 минут;

[6-10 х 80-100 м со  скоростью 80-90% через 80-100 м бега  трусцой] х 1-2 серии через 5-8 минут. (1)

Статическая выносливость, определяется в профессионально прикладной физической подготовке как способность к поддержанию вынужденной позы в условиях малой подвижности и, как правило, в ограниченном пространстве.

Во время длительного  нахождения в вынужденной позе мышцы  выполняют фиксирующую (поддерживающую) работу в изометрическом режиме. Величина напряжения мышц и энерготраты, как правило, невелики, однако длительное поддержание такого изометрического напряжения, сдавливая сосуды, препятствует кровотоку в мышцах и приводит к функциональным нарушениям в них и развитию застойных явлений. Субъективно это выражается в «онемении », «затекании » мышц шеи, спины, плечевого пояса, живота, ног непосредственно во время работы. При этом снижается внимание, уменьшается производительность работы.

Длительное время, изо дня в день, в течение  нескольких (или даже многих) лет, эффективно работать в таких сложных условиях малой подвижности без ущерба для здоровья способны лишь очень  хорошо физически подготовленные люди. В противном случае, возможны серьезные  отклонения в состоянии здоровья у работников данной категории. Наибольшие изменения происходят в мышцах в  связи с нарушениями в системах энергетического и пластического  обмена.

В условиях гипокинезии  происходит ослабление опорно-двигательного  аппарата, развиваются атрофия мышц, нарушения осанки и деформации позвоночного столба, грудной клетки, таза, свода  стопы. Чаще всего это приводит к  возникновению остеохондрозов, радикулитов, а при высоких психо - эмоциональных напряжениях - и к заболеваниям сердечно - сосудистой и нервной систем.

Регуляция функционального  состояния с целью повышения  работоспособности и ослабления негативных последствий гипокинезии, нервно-эмоциональных перегрузок, возможна уже в процессе несения самого дежурства (вахты, смены). Для этого  рекомендуется выполнять комплексы  и отдельные общеразвивающие  упражнения в динамическом и изометрическом режимах, дыхательные упражнения, а  также упражнения для снятия утомления  мышц глаз, непосредственно во время  работы в форме физкультурных  пауз продолжительностью от 1-2 до 8-10 минут.

Однако, обеспечение и поддержание высокой профессиональной работоспособности в течение многих лет требует регулярных «базовых» тренировок в периоды между несением рабочих дежурств (вахт, смен и т. п.). Компенсация возникающих неблагоприятных физиологических состояний и укрепление здоровья связаны, прежде всего, с развитием и поддержанием аэробной выносливости, а также с развитием силы мышц, обеспечивающих длительное поддержание рабочей позы, упражнениями преимущественно динамического характера. К мышцам, обеспечивающим в основном устойчивость позы в положении сидя, относятся мышцы шеи, плечевого пояса и спины. Комплексы силовых упражнений рекомендуется выполнять с повторением каждого упражнения по 8-12 раз в 1-3 подходах равномерно и в невысоком темпе. Дозировка упражнений указанной направленности для обеспечения «статической» выносливости не имеет отклонений от обычных параметров и определяется лишь уровнем общей физической подготовленности занимающихся. (1)

Информация о работе Воспитание выносливости