Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.
Объект исследования – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.
Предмет исследования – лабильность нервных процессов.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Физиологические особенности нервной системы 5
Координирующая роль центральной нервной системы 9
1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика 13
1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека 15
1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности 17
1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет 25
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследовании 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по физиологии.docx

— 94.21 Кб (Скачать документ)

      В 19-20 лет скелет сформировался, и он соответствует размерам взрослого человека. Его развитие заканчивается: у мужчин к 20-24 годам, а у женщин на 2-3 года раньше. Эти особенности развития прежде всего касаются позвоночника. Несмотря на то, что фиксация естественных изгибов позвоночника происходит в 12-14 лет, окончательное окостенение позвонков завершается к 20 годам. Следовательно, ростовые процессы позвоночника в этом возрасте продолжаются.

    Мышечная  система человека разделяется на три типа: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов.

    Активной  частью опорно-двигательного аппарата являются  скелетные мышцы. В организме  человека насчитывается около 600 скелетных  мышц. Форма и величина их зависит  от выполняемой работы[11].

    Различают мышцы длинные, широкие, короткие и  круговые. Длинные и короткие мышцы  располагаются на конечностях, широкие  – туловище, круговые – вокруг отверстий тела[6].

         В процессе развития организма,  скелетные мышцы, как и кости,  к которым они прикрепляются, растут неравномерно.

    В этом возрасте продолжается дальнейший рост мышц, но в большей степени  это касается их поперечника.

    Развитие  мышц продолжается до 25-30 лет.

      Мышечная масса и сила особенно  интенсивно увеличивается в подростковом и раннем юношеском возрасте (до 18 лет).

      Практика показывает, что при  правильно организованной физической  тренировке этот процесс неограничен.

         Точность, выносливость и скорость  мышечной работы прогрессивно  возрастает по мере взросления: к 20-30 годам скорость мышечных  движений и частота их повторяемости  достигает наибольшей величины. Это связано не только с  созреванием мышц, но и нервной  системы, а также – совершенствованием механизмов передачи возбуждения (пускового сигнала) с нерва на мышцу в нервно-мышечном синапсе.

         Мышечная выносливость к динамической  нагрузке и выносливость к  статистическим нагрузкам достигает  максимальных значений к 25-30 летнему возрасту.

         В юношеском возрасте продолжается  процесс совершенствования координаций движений.

         Имеются половые различия физических  возможностей: все показатели эффективности мышечной деятельности у девушек в среднем ниже, чем у юношей.

    Ростовые  процессы и наращивание функциональных резервов продолжается до 25 лет. Эти  преобразования тесно  связаны  с   изменениями функций эндокринной и нервной систем и их взаимоотношений.

    В этот период устанавливаются новые  взаимоотношения в сфере  гормональных влияний над нервными в механизмах регуляции функций опорно-двигательного аппарата – происходит их гармонизация и стабилизация, что создает условия для оптимизации регуляторных процессов [11]. 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Цель и задачи  исследования.

    Цель  исследования: Определить влияние однократной статической нагрузки на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет занимающихся физической культурой. 

    Задачи  исследования:  

    1. Выявить влияние однократной статической нагрузки на лабильность нервных процессов, с помощью теппинг-теста, у юношей и девушек 19-20 лет занимающихся физической культурой.

    2. Выявить различия влияния однократной статической нагрузки на лабильность нервных процессов у юношей и девушек занимающихся физической культурой.

    3. Выявить половые различия в лабильности нервных процессов с по теппинг-тесту у юношей и девушек занимающихся физической культурой. 

2.2.  Методы исследования.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам:

    1) анализ научно-методической литературы;

    2) педагогическое наблюдение;

    3) педагогический эксперимент;

    4) контрольные испытания;

    5) методы математической статистики; 
 
 
 

    Анализ  литературных источников

    Анализ  литературы проводился на протяжении всего исследования. Его основной целью являлось ознакомление с исследованием  и решением поставленных задач.

    В ходе анализа научно-методической литературы были проанализированы различные источники для создания объективного представления о влиянии физических нагрузок на нервные процессы в организме человека. 

      Педагогическое наблюдение

      Педагогическое наблюдение осуществлялось в СГУТиКД на  практическом занятии по физиологии спорта. Наблюдение проводилось на студентах 3 курса факультета физической культуры. 

    Педагогический  эксперимент

    В ходе педагогического эксперимента, с помощью теппинг-теста был  выявлен уровень лабильности  нервных процессов в спокойном  состоянии у школьников учащихся в старших классах, занимающихся физической культурой (юношей и девушек). Затем после однократной статической нагрузки.

      Теппинг-тест – определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения данного теста необходимо иметь карандаш, секундомер и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части.

    В течение 10 секунд в максимальном темпе  ставят точки в первом квадрате. Затем 10 секунд период отдыха и вновь повторяют процедуру от  второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста составляет 40 секунд.

    Однократная статическая нагрузка заключалась  в том, что школьник, сидя на двух стульях отклонялся назад, так чтобы туловище было параллельно полу, руки скрещены на груди, при этом его придерживали за ноги. Это положение школьник должен был удерживать в течение 30 секунд, сразу после чего проводился теппинг-тест.  

    Методы  математической статистики

    Полученный  экспериментальный материал был  подвергнут математико-статестической обработке. Расчитывалась средняя арифметическая величина по t-критерию Стьюдента, среди групп юношей и девушек.

2.3. Организация исследования.

Исследование  проводилось в СГУТиКД на улице  Макаренко 8 «А» в кабинете №111. В эксперименте приняли участие студенты (юноши и девушки) факультета физической культуры и спорта, одного курса (3-го). Регистрация всех результатов  тестов осуществлялась наглядно и при помощи секундомера. Теппинг-тест выполнялся студентами по одному человеку. Во время проведения теста были собранны результаты, позволяющие оценить уровень функциональной подвижности нервной системы у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом, юношей и девушек. 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

    В течение исследования был выявлен  уровень функциональной подвижности нервной системы в спокойном состоянии и уровень функциональной подвижности нервной системы после однократной статической нагрузки. Для этого применялся теппинг-тест.

                                                                           Таблица 1. 

    Результаты  измерений функциональной лабильности нервной системы у студентов 3 курса до и после однократной статической нагрузки.

 
    группы
    До  нагрузки

    Nср.

    После нагрузки

    Nср.

    1     2     3     4     1     2     3     4
Все студенты   75   70   68   72   75   75   73   73
Юноши   73   70   66   71   70   72   69   71
Девушки   77   71   71   74   82   79   79   76

*вычисление  средней арифметической величины  осуществлялось по t-критерию Стьюдента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рассмотрим  каждую группу в отдельности:

    

    Рис 1. Результаты измерения  лабильности нервных  процессов до и после однократной статической нагрузки у студентов 3 курса. 

По результатам  теста видно, что уровень лабильности нервных процессов после статической нагрузки повысился.

Результат теппинг-теста показал, что у студентов до нагрузки наблюдалось повышение лабильности нервных процессов ступеньчатообразно (с уменьшением частоты движений во 2 и 3 квадратах), это свидетельствует об ускорении процессов врабатываемости.

После нагрузки наблюдалось снижение количества точек от квадрата к квадрату, это свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. 
 
 

    

        Рис 2. Результаты измерения лабильности нервных процессов до и после однократной статической нагрузки у юношей и девушек 19-20лет. 

    По  результатам теста видно, что  уровень лабильности нервных  процессов после статической нагрузки у девушек повысился, и намного превосходит уровень юношей. Уровень лабильности нервных процессов у девушке до нагрузки, так же превосходит уровень юношей.

    Результат теппинг-теста показал, что у девушек до нагрузки сначала наблюдалось снижение лабильности нервных процессов, затем повышение уровня лабильности, это свидетельствует о повышении процессов врабатываемости. После нагрузки наблюдалось снижение количества точек от квадрата к квадрату, что свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы.

    У юношей до нагрузки сначала наблюдалось снижение лабильности нервных процессов, затем повышение уровня лабильности, это свидетельствует о повышении процессов врабатываемости. После нагрузки у юношей так же наблюдалось повышение процессов врабатываемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ.

               1. В ходе эксперимента было выявлено, что после однократной физической нагрузки уровень лабильности нервных процессов у студентов повысился.

             2. Результаты исследования показали, что до нагрузки уровень лабильности нервных процессов у занимающихся, не намного превосходил уровень не занимающихся. После нагрузки, уровень лабильности нервных процессов занимающихся во много превзошел уровень не занимающихся.

Информация о работе Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса