Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.
Объект исследования – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.
Предмет исследования – лабильность нервных процессов.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Физиологические особенности нервной системы 5
Координирующая роль центральной нервной системы 9
1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика 13
1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека 15
1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности 17
1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет 25
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследовании 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
ВЫВОДЫ 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по физиологии.docx

— 94.21 Кб (Скачать документ)

    Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ                                                                    5

1.1.Физиологические особенности нервной системы                                       5

Координирующая роль центральной нервной системы                                  9

1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика                         13

1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека                                                                                          15

1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности                                                                               17

1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет              25

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ                                                                                             29

2.1. Цель и задачи исследовании                                                                     29

2.2.  Методы исследования                                                                            29

2.3. Организация исследования                                                                      31

ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ          32

ВЫВОДЫ                                                                                                        36

Список  литературы                                                                                37

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    39 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность. В течение столетий ученые изучали, как работает организм человека. В последние несколько столетий небольшая, но быстро увеличивающаяся группа ученых занялась изучением того, как изменяются функции и физиологию организма во время занятий физической деятельностью и спортом.

    Движение  – наиболее общее проявление жизнедеятельности  организма. Оно основное средство приспособления организма к окружающей среде. Очень  велика роль движений в жизни человека, который не просто взаимодействует со средой, приспосабливаясь к ней, но и активно воздействует на нее, изменяя  в нужном ему направлении. Трудовая деятельность человека тесно связана  движениями. Она же служит  внешним проявлением и всякой психической деятельности.

    Мышцы, развивая усилие, воздействуют на кости, к которым они прикреплены, производя таким образом движение. Но этот процесс невозможен без участия нервной системы. Как скелет остается неподвижным до тех пор, пока мышцы не могут сокращаться до тех пор, пока  их не возбуждает нервная система. Нервная система планирует, начинает и координирует все движения человека.

    Цель  исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.

    Объект  исследования  – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.

    Предмет исследования – лабильность нервных процессов.

    В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1.Физиологические особенности нервной системы.

Общая характеристика.

    По  расположению нервная система подразделяется на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, а к периферической — нервы, отходящие от спинного и головного мозга ко всем тканям и органам, и нервные узлы.

    Возникновению и развитию центральной нервной системы способствовали два обстоятельства:   во-первых,   приобретение организмами способности к самостоятельным движениям, что потребовало специального нервного аппарата для управления ими; во-вторых, формирование специализированных органов чувств, что вызвало дальнейшее совершенствование нервной системы. В процессе эволюции выявились две главные тенденции в ее развитии: первая — к дифференциации, т. е. к специализации отдельных нервных клеток в строго определенной деятельности; вторая — к концентрации, т. е. к сосредоточению нервной ткани в определенных участках тела, и к увеличению ее общей массы. (Чусов В. Н. 1981)

    По  функциям нервную систему делят  на соматическую и вегетативную. К соматической относят часть нервной системы, иннервирующую опорно-двигательный аппарат и все органы чувств, к вегетативной — остальную часть, которая регулирует процессы обмена веществ и работу всех внутренних органов — сердца, почек, легких, желез внутренней секреции и др.

    Основная  функция нервной системы заключается  в установлении оптимальных взаимоотношений между отдельными частями организма и в обеспечении индивидуального приспособления организма к окружающей среде.   ( Анохин П. К., 1975) 
 
 

        Рефлекторная деятельность центральной нервной системы.

    Деятельность  центральной нервной системы  достигает у человека чрезвычайного совершенства и сложности. Она управляет не только всеми вегетативными функциями —дыхательной, пищеварительной, выделительной и т. д., но и двигательным аппаратом и поведением в целом. Несмотря на всю сложность проявлений деятельности центральной нервной системы, можно выделить элементарный акт, составляющий ее основу. Таким элементарным актом является рефлекс.

    Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при обязательном участии нервной системы. Он проявляется в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма. Осуществление рефлекса происходит благодаря наличию рефлекторной дуги. Каждая рефлекторная дуга состоит из следующих  частей: 

1)   рецептора,   воспринимающего   раздражение (от лат. recipere—получить);

2) афферентного  нервного волокна, по которому возбуждение передается от рецептора в центральную нервную систему;

3) передаточных  нейронов и синапсов, которые  передают возбуждение к эффекторным нейронам;

4) эфферентных  нервных волокон, передающих возбуждение к исполнительному органу;

5) эффекторного  или исполнительного органа, деятельность которого в результате рефлекса изменяется.

    Совокупность  нервных путей — рефлекторной дуги и путей получения обратной информации (об эффективности ответной реакции) — образуют рефлекторное кольцо. Оно позволяет вносить необходимые коррективы в ответное действие с целью достижения требуемого результата [12].

    Существуют  два вида рефлексов — безусловные  и условные.

    Безусловные рефлексы являются врожденными и  передаются по наследству. Их отличительной чертой является автоматическая, стереотипная форма проявления. Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в обеспечении приспособления организма к строго постоянным условиям. Примером безусловных рефлексов могут служить сосательный, оборонительный, пищевой, половой [17].

    Условные  рефлексы вырабатываются в процессе индивидуального развития организма. Их характеризуют следующие основные признаки:

1) приобретаемость. Условные рефлексы вырабатываются у отдельных индивидуумов по мере необходимости, они не являются обязательными для всех организмов данного вида (звук стартового пистолета у спортсмена вызовет усиление работы внутренних органов, а у не спортсменов не вызовет);

2) изменчивость. Условный рефлекс вырабатывается, если в нем возникает необходимость,  и угасает (затормаживается), если необходимость в нем отпадает (перерыв в тренировочных занятиях нарушит технику выполнения упражнений или отдельных движений);

3) сигнальность. Это важнейший признак условного рефлекса, он заключается в «предупредительной» деятельности организма (известие о предстоящих ответственных соревнованиях у опытного спортсмена вызовет повышение уровня физиологических функций, предваряя тем самым предстоящую работу, подготавливая организм к ее выполнению) [22].

    Оценивая  роль рефлекса как основной формы  нервной деятельности, И. П. Павлов писал, что в жизни сложного организма рефлекс — существеннейшее нервное явление, при помощи которого устанавливается постоянное и точное соотношение частей организма между собой и отношение целого организма к окружающим условиям.

    Универсальность рефлекса, возможность его использования  для объяснения даже самых сложных проявлений человеческой деятельности  подчеркивал И.  М.  Сеченов,  когда   писал:   «Все акты сознательной, и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

    Представление о рефлексе было впервые выдвинуто  Р. Декартом. Дальнейшее развитие оно получило в работах А. Галлера, Я. Прохазки, Ч. Белла и Ф. Мажанди. В 1850 г. английский физиолог М. Холл ввел термин «рефлекторная дуга», который обозначает всю совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. Большой вклад в изучение рефлекторной деятельности внесли И. М. Сеченов, Ч. Шеррингтон, И. П. Павлов, П. К. Анохин [22,12,17].

    Теоретические положения о рефлекторной природе  деятельности центральной нервной системы человека, выдвинутые И. М. Сеченовым, были убедительно подтверждены в многочисленных экспериментальных исследованиях И. П. Павлова и его учеников. Ими была создана теория рефлекторной деятельности нервной системы, которая так и называется — «Рефлекторная теория И. М. Сеченова — И. П. Павлова» [12].

    И. П. Павлов выделил три основных принципа этой теории.

    Принцип  детерминизма   (от лат.   determinare — определять) означает, что любой эффект» возникающий в организме, любое действие   всегда   причинно   обусловлены.   Нет   раздражения нет ответного действия.

    Согласно  принципу анализа и синтеза, вся  деятельность организма осуществляется на основе анализа и синтеза действующих на него сигналов. 

    Принцип структурности означает, что осуществление  любого рефлекса возможно лишь при  наличии определенных нервных образований, при условии их целостности, и при существовании между ними связей. Если, например, перерезать зрительный нерв, то зрительное раздражение не вызывает ответной реакции. 
 

    Изменение возбудимости центральной  нервной системы. Центральная нервная система чрезвычайно чувствительна к различным воздействиям. При этом меняется ее возбудимость. Она понижается при: 1) недостатке кислорода; 2) недостаточном кровоснабжении; 3)  шоковом состоянии[22].

      

       Координирующая роль центральной нервной системы.

    Жизнь организма — согласованная работа всех его частей и приспособление его к условиям среды — возможна благодаря центральной нервной системе. Она координирует все функции организма. Это обусловлено особенностями ее строения и функциональными свойствами. Существуют определенные закономерности координации нервных процессов.

Информация о работе Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса