Влияние подвижных игр для развития качеств у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 11:49, реферат

Описание

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
1.4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Педагогический эксперимент
2.2.4. Методы математической статистики
2.3.Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
3.2. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.68 Кб (Скачать документ)

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Роль и значение  подвижных игр для физического  совершенствования школьников

1.2. Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших  классов

1.3. Особенности воспитания  физических качеств у учащихся  младших классов

1.4. Классификация и содержание  подвижных игр применительно  к задачам воспитания двигательных  качеств в программе по физической культуре

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.2.1. Анализ научно-методической  литературы

2.2.2. Тестирование физической  подготовленности 

2.2.3. Педагогический эксперимент

2.2.4. Методы математической  статистики

2.3.Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Сравнительный анализ  развития физических качеств  и физической подготовленности  учащихся опытных групп в начале  исследования

3.2. Влияние занятий подвижными  играми на развитие физических  качеств и динамику физической  подготовленности учащихся 5-х классов

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень  физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической  основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции  физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием  следует считать энергопотенциал  биосистемы, поскольку жизнедеятельность  любого живого организма зависит  от возможности потребления энергии  из окружающей среды, ее аккумуляции  и мобилизации для обеспечения  физиологических функций. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [13].

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают  неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется  противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом  жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно  повысить результаты жизненно необходимых  двигательных качеств. Поэтому возникает  необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения  физической подготовленности учащихся [13].

Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это  является основной причиной снижения работоспособности и высокой  заболеваемости среди них. Следует  подчеркнуть, что в современных  условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении  работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование  средств и методов физической подготовки [7,13,15].

Сложившаяся в республике за последние годы экологическая  ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск  средств, способствующих повышению  устойчивости организма к воздействию  неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным  периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и  культурных навыков, обеспечивающих его  укрепление, совершенствование и  сохранение в будущем. Поэтому результатом  физического воспитания школьников средних классов должны стать  высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно  установленной играющим. В игре удовлетворяются  физические и духовные потребности  ребенка, в ней формируются его  ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок  ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей  его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность  в работе с детьми [6,17].

Игра оказывает большое  влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые  действия сокращаются, и ребенок  начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит  к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной [13].

Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [6,10,11,17] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего  совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна  актуальность избранной нами темы работы.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Практическая  значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

Структура и объём  работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа выполнена на 25 листах машинописного текста. Содержит в себе 4 таблицы. Список литературы включает 23 источника.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1. Роль и значение  подвижных игр для физического  совершенствования школьников

 

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели  важную биологическую роль в его  жизнедеятельности [4].

Анализ научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший  результат игры – это радость  и эмоциональный подъем детей. Благодаря  этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного  характера, больше чем другие формы  и средства физической культуры, соответствуют  воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи  с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно  повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать  функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит  скорость движений. Необходимо также  учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с  максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время  находится на невысоком уровне, который  не может быть удовлетворен современным  требованиям, предъявляемым к физическому  воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего  ее совершенствования [10].

Подвижные игры различной  направленности являются очень эффективным  средством комплексного совершенствования  двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [3,12,18].

За последние годы подвижные  все решительнее завоевывает  симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне  вводить игру или ее элементы в  повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что  приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям  другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися  в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники  движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования  двигательных действий и неоднократное  повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность  наиболее экономно и целесообразно  выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18]. Можно полагать, что использование  учащимися старших классов подвижных  игр различной направленности на уроках физической культуры в школе  значительно повысят уровень  и темп развития учащихся.

 

1.2. Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших классов

 

Одно из основных условий  высокой эффективности системы  физической подготовки учащихся заключается  в строгом учете возрастных и  индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем  школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее  всех отделов позвоночника развивается  поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1,6].

К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается  преимущественно подвижность грудной  клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно  раньше костей запястья, и заканчивающийся  только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14].

У школьников младших классов  рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения  в них еще не завершены.

К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура  мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17].

Опорно-двигательный аппарат  у младших школьников способен выдерживать  значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что  обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными  свойствами мышц [7,21].

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность  мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность  движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более пластичными.

 

1.3. Особенности воспитания  физических качеств у учащихся  младших классов

Информация о работе Влияние подвижных игр для развития качеств у детей младшего школьного возраста