Влияние использования игр с мячом на развитие предметной ловкости у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа

Описание

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, изученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Содержание

Введение. 3
Глава 1 Роль спортивных игр в развитии физических качеств дошкольника. 6
1.1 Специфика развития физических качеств ребенка 6
дошкольного возраста. 6
1.2 Использование спортивных игр в работе с дошкольниками 10
1.3 Влияние занятий спортивными играми на развитие ребенка. 16
Глава 2 Обучение дошкольника элементам игры пионербол. 21
2.1. Описание игры и общие правила. 21
2.2 Правила игры для дошкольников. 23
2.3. Методика проведения занятий с дошкольниками. 25
Глава 3 Исследовательская работа. 28
3.1 Констатирующий этап 28
3.2. Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 31
Заключение. 32
Библиография. 33
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Приложение 4 37

Работа состоит из  1 файл

Влияние использования игр с мячом1 на развитие предметной ловкости у детей дошкольного возраста 2.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Выпускная квалификационная работа

Тема: 

«Влияние использования игр с мячом на развитие предметной ловкости у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение.

 

Физическое воспитание является важнейшей частью системы воспитания человека. В свою очередь физическое воспитание как систему мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, можно считать приоритетной для всей воспитательной работы с детьми.

Ученые все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.

Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для спортивных  игр, прогулок, общения со сверстниками.

Нарушение баланса между игрой  и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и  совместными) негативно сказывается  как на состоянии здоровья, так  и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Исследования касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств, свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По некоторым данным, двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного  роста, когда ускоренное развитие скелета  и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

В дошкольном воспитании отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 % до 15,1 %), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 % до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (с 15,9 % до 17,3 %).

Известно также, что в школе  тенденция ухудшения здоровья детей  с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Отсюда можно предположить, что в стенах ДОУ надо создавать тот «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, вызванное режимом учебного дня.

В связи с этим актуальным является поиск путей физического и  духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к  движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Наиболее ценными для этого на мой взгляд представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе. Так как игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения.

Подвижная игра представляет собой  первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений, и является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Спортивным играм, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов. Спортивные игры позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Объект: развитие физических качеств в дошкольном возрасте

Предмет: влияние занятий по обучению элементам спортивной игры пионербол на развитие ловкости ребёнка старшего дошкольного возраста

Цель: выяснить влияние занятий спортивными играми на развитие физических качеств в дошкольном возрасте

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме
  2. Изучить методику обучения дошкольников спортивной игре пионербол
  3. Провести диагностику уровня развития ловкости у детей старшей группы
  4. Разработать планы занятий по обучению игре в пионербол детей старшего дошкольного возраста
  5. Провести повторную диагностику, сравнить результаты контрольной и экспериментальной групп

Гипотеза: мы предполагаем, что регулярные занятия по обучению элементам игры пионербол окажут положительное влияние на динамику развития ловкости у ребёнка старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Глава 1 Роль спортивных игр в развитии физических качеств дошкольника.

1.1 Специфика развития физических качеств ребенка

дошкольного возраста.

Под физическими качествами и способностями  ребенка подразумеваются такие  качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и  некоторых других способностях периоды  наиболее интенсивного развития у мальчиков  и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко  образуются новые условные связи. Это  свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания.

Теория  физического воспитания учитывает  психофизиологические особенности  детей дошкольного возраста: возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой ступени его развития.

На  протяжении дошкольного детства  осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе  с тем максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей  быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых  способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

На  развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать  максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения предлагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более  сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо  также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее  количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и  наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных  способностей, в частности на такие  компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Использование спортивных игр в работе с дошкольниками

 

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они  подбираются с учетом возраста, состояния  здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, изученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Занятия спортивными  играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение  общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической  потребность движениях.

Основной целью занятий  спортивными играми является ознакомление с ними детей, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

Отличительная черта  занятий спортивными играми и  упражнениями — их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком, и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, иногда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.

Информация о работе Влияние использования игр с мячом на развитие предметной ловкости у детей дошкольного возраста