Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, методичка

Описание

Учебная работа по лыжной подготовке проводится по государственным программам в форме урока. Урок является основной формой организации учебного процесса и обеспечивает решение важных задач физического воспитания. В процессе уроков лыжной подготовки в школе проводится обучение технике способов передвижения на лыжах, развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока являются – руководящая роль учителя и единство решения образовательных и воспитательных задач на каждом уроке. Урок в школе проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы.

Работа состоит из  1 файл

Урок - основная форма.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

            Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальных классах такие уроки не проводятся, а в средних классах встречаются крайне редко. В школьной программе для 9-11 классов в разделе «Лыжная подготовка» включено очень мало учебного материала; поэтому основная задача, которая ставится на этих уроках, - развитие физических качеств, средствами лыжного спорта. Учитель, планируя материал, должен обратить внимание, прежде всего на развитие такого жизненно-важного физического качества, как общая выносливость, а также быстроты и скоростной выносливости. В ходе тренировочных уроков осуществляется планомерная подготовка к сдаче учебных нормативов и подготовка к участию в школьных соревнованиях по лыжным гонкам. Развитие физических качеств осуществляется методами спортивной тренировки. На уроках в основном применяются следующие: равномерный (для развития общей выносливости), повторный (для развития быстроты), переменный (для развития скоростной выносливости). Учитывая то, что время школьного урока ограничено, следует отдать предпочтение повторному и переменному методам тренировки. При использовании этих методов интенсивность передвижения на лыжах значительно выше, что повышает нагрузку и моторную плотность урока и позволяет более продуктивно использовать время урока. Длительное равномерное передвижение на лыжах играет важную роль в развитии общей выносливости, но ограниченное время урока не позволяет в полной мере использовать это метод. Он включается в младших классах в первые уроки, в начале лыжной подготовки в 6-9 классах, а более интенсивная нагрузка повторным и переменным методами планируется на последующих уроках в зависимости от подготовленности школьников. Заметное влияние на развитие общей выносливости оказывает и общая плотность урока; поэтому учитель в старших классах должен избегать длительных пауз и объяснений, тем более что объём нового материала очень мал. Необходимость сокращения объяснений диктуется и внешними условиями (низкая температура, ветер).

          Тренировочные уроки широко применяются и во внеклассной и внешкольной работе.

           Комбинированные уроки по лыжной подготовке получили широкое распространение во всех классах. На этих уроках решаются самые разнообразные задачи обучения, совершенствование техники способов передвижения на лыжах, развитие физических качеств и текущего контроля за освоением учащимися учебного материала. В связи с тем, что в одном уроке могут сочетаться различные задачи и использоваться самые разнообразные средства и методы обучения и развития физических качеств, то, например, могут стоять такие задачи: изучение нового способа поворота в движении и совершенствование какого-либо хода; изучение нового хода и развития скоростных качеств; совершенствование двух ранее изученных ходов и развитие выносливости; изучение нового хода и текущий учёт успеваемости по освоенному на предыдущих уроках повороту и другие разнообразные сочетания. Параллельно решается воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи.

               Контрольные уроки проводятся в конце уроков по лыжной подготовке с целью подведения итогов и учёта успеваемости. На этих уроках в первую очередь принимаются учебные нормативы по дистанциям. Оценка за технику выполнения отдельных способов передвижения может быть выставлена как на контрольном уроке, так и в ходе других уроков (текущий учёт успеваемости).

 

Структура урока лыжной подготовки.

          Структура урока лыжной подготовки, несмотря на большое многообразие задач, применяемых методов, разнообразие содержания и особенностей мест занятий остаётся схожей со структурой уроков из других разделов школьной программы. Урок лыжной подготовки состоит из трёх взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

           Вводно-подготовительная часть урока. Здесь решаются вопросы начальной организации школьников, ознакомления их с предстоящей работой. Кроме этого проводится постепенная функциональная подготовка организма учащихся к повышенным нагрузкам, осуществляется психологическая настройка школьников на сознательное и активное овладение техникой способов передвижения на лыжах. От чёткой организации вводно-подготовительной части урока во многом зависит эффективность обучения и качество всего урока в целом.

             В содержание вводно-подготовительной  части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий (последнее зависит от местных условий). Подготовка мест занятий, укатывание склона и прокладка лыжни тоже могу входить в содержание этой части урока. Передвижение на лыжах к месту занятий осуществляется со слабой и в конце со средней интенсивностью, в это время происходит подготовка организма к более интенсивной работе в основной части урока.

              Продолжительность вводно-подготовительной части во многом зависит от расположения мест занятий. Если при переходе к местам занятий приходится пересекать улицы или дороги с интенсивным движением, учитель обязан обеспечить безопасность перехода (такие участки преодолеваются строем с лыжами в руках).  С ученика младших классов уроки можно проводить на пришкольной площадке для того чтобы избежать потерь времени при переходе. Обычно время вводно-подготовительной части составляет 8-12 минут. В ходе данной части можно решать и образовательные и воспитательные задачи, но это не должно мешать функциональной и психологической подготовке школьников к выполнению основных задач урока.

            Основная часть урока. Главные задачи этой части уроки – образовательные. Происходит обучение школьников новым способам двигательных действий и развитие физических качеств средствами лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме: вначале обычно повторяется материал предыдущего урока. Повторение, как правило, занимает не более 3-5 минут. В отдельные уроки время, отводимое на это, может быть увеличено и до 15 минут. Следует отметить, что в этом случае  происходит не только повторение, но и дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков. Общая продолжительность затраченного времени зависит от характера повторяемого материала, а также от задач и типа урока.

             Закончив повторение, приступают  к решению важнейших задач  основной части урока – изучение  новых способов передвижений  на лыжах, предусмотренных программой  для данного класса и рабочим планом учителя. В системе уроков и на каждом конкретном уроке очень важно определить последовательность изучения основных способов передвижения на лыжах и упражнений, направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы максимально использовать положительный перенос навыков в обучении. Кроме этого, необходимо учитывать совместимость и последовательность развития физических качеств в одном уроке. Обучение, а точнее главная задача урока, всегда должна решаться на фоне оптимального возбуждения ЦНС, т.е. сразу после окончания вводно-подготовительной части. В том случае, когда на уроке ставятся задачи совершенствования техники способов передвижения, непосредственно не связанные структурой движения с новым материалом, то в начале изучают новые и более сложные ходы и повороты в движении, а закрепление и совершенствование проходят в конце основной части.

            Развитие физических качеств всегда лучше проводить после обучения и совершенствования техники. Вопросы сочетания в развитии различных физических качеств тоже необходимо предусмотреть в зависимости от их совместимости. Лучше, если развитие скорости и выносливости будет запланировано на разные уроки, но в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упражнения на развитие скорости, а в конце урока – выносливости.

              В каждый урок включаются занятия  на учебном склоне, где изучаются  спуски, подъёмы, торможения и  повороты в движении. Очень важно  чередовать обучение способам  лыжных ходов на учебном круге  с занятиями на склоне с изучение горнолыжной техники. Такое сочетание уменьшает психологическую утомляемость от монотонной работы, повышает эмоциональность урока и способствует более быстрому и прочному усвоению и тех и других упражнений. Разнообразить основную часть урока можно играми и игровыми заданиями: количество времени, отводимого на эти упражнения, зависит от возраста учащихся, задач урока, условий проведения.

             Игровые упражнения следует подбирать  так, чтобы они способствовали  совершенствованию техники и развитию физических качеств. Однако не следует перегружать урок играми, в этом случае будет страдать образовательная сторона урока.

            В основную часть можно включать  и упражнения соревновательного  характера. Например, развитие скорости  повторным методом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках.

            Общее время основной части  урока обычно составляет 25-30 минут,  и зависит от задач, содержания, методов проведения, местных условий  и т.д.

            Заключительная часть урока. Основная задача этой части – приведение организма школьника в оптимальное функциональное состояние для дальнейшей школьной деятельности, а также подведения итогов урока. Продолжительность этой части урока обычно 4-5 минут. В заключительной части урока необходимо постепенно снизить нагрузку и возбуждение, возникшее в результате интенсивной работы в основной части урока. Для этого используют спокойное передвижение на лыжах ( или пешком) от места занятий к школе. Организованное построение завершает урок, что особенно важно в младших и средних классах. Учитель, подводя итоги урока, делает замечания по  наиболее общим ошибкам или недостаткам, отмечает наиболее отличившихся учеников.

           Закончив  урок, учитель организованно ведёт  школьников на лыжную базу для сдачи инвентаря. Затем ученики переодеваются и готовятся к следующему уроку. В связи с тем, что продолжительность урока не велика для подготовки и завершения урока необходимо использовать время перемен между уроками.

              В зависимости от задач, типа урока, условий места проведения, возраста и подготовленности учащихся продолжительность отдельных частей урока можно значительно меняться. При проведении уроков лыжной подготовки организационные трудности всегда больше, чем при проведении уроков по другим видам спорта. Даже при образцовой организации много времени уходит на переодевание, получение и сдачу лыж, дорогу к месту занятий. Продолжительность уроков лыжной подготовки в школе 40-45 минут. В младших и средних классах сдваивать уроки не рекомендуется. В старших классах требуется больше времени на развитие физических качеств, и получить оптимальную нагрузку в течении 40-45 минут для достижения высокого тренировочного эффекта практически невозможно. Поэтому практикуется проведение одного урока в неделю (сдваивание) продолжительностью 80-90 минут. Однако перерыв между уроками в одну неделю снимает достигнутый тренировочный эффект почти полностью, и для повышения функционального состояния необходимы самостоятельные занятия.

             Объём и интенсивность нагрузки на уроках лыжной подготовки во многом влияет на эффективность обучения и на уровень развития физических качеств у школьников. Недостаточный объём и интенсивность будут сдерживать развитие функциональной подготовленности школьников, и, наоборот: при чрезмерном повышении этих показателей возникает опасность перегрузки учащихся.

             На уроках лыжной подготовки  используются следующие приёмы  регулирования нагрузки: изменение  числа повторений при прохождении  отрезков повторным методом; чередование и последовательность применения различных способов передвижения на лыжах; смена рельефа местности,  крутизны и длины склонов. При изучении горнолыжной техники и способов преодоления подъёмов; изменение интервалов отдыха между повторным прохождением отрезков; чередование передвижения по лыжням различной подготовленности (мягкая, твёрдая, целина) и т.д. При проведении игр на лыжах нагрузка может регулироваться путём изменение числа играющих, а при проведении эстафет и количеством участников в командах.

             На уроках лыжной подготовки  интенсивность передвижения порой  оказывает большее влияние, чем  общий объём нагрузки, так как  объём ограничен временем урока. Поэтому подходить к планированию интенсивности передвижения и к контролю за данным показателем следует очень тщательно, так как от этого зависит не только качество учебного процесса, но и общий оздоровительный эффект. Интенсивность планируют и оценивают по скорости передвижения, однако в различных условиях скольжения скорость может значительно меняться, поэтому более объективно об интенсивности работы можно судить по частоте сердечных сокращений.

              В целом, планируя объём и  интенсивность  передвижения  учащихся на уроках лыжной  подготовки, следует исходить из  поставленных задач, пола, возраста и подготовленности занимающихся. В ходе урока кривая изменения нагрузки постепенно повышается  и достигает высших показателей по интенсивности примерно в третьей четверти урока (на 25-35 минуте). Однако в зависимости задач урока повышение нагрузки может быть спланировано и на середину урока. Например, в тренировочном уроке при развитии скорости или скоростной выносливости, когда интенсивность высокая, требуется больше времени для восстановления учеников. В этом случае пик нагрузки приходится на середину урока, а заканчивается урок более длительным, чем обычно спокойным передвижением. Уроки по лыжной подготовке всегда заканчиваются передвижением со сниженной интенсивностью с той целью, чтобы привести школьников в более спокойное состояние перед началом следующего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов пед. Институтов по спец. №2114 «Физ. Воспитание». – М.: Просвещение, 1983. – 336с., ил.
  2. Лыжный спорт: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. - /под ред.М.А. Аграновского. – М.: Физкультура и спорт, 1980 – 368с., ил.
  3. Лыжный спорт: Учеб. для ист-тов и тех. Физ.культ. /под ред. В.Д. Евстратова, Б.И.Сергеева, Г.Б.Чукардина. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 319с.,ил.
  4. Лыжный спорт: Учебник/ Т.И.Раменская, А.Г. Баталов – М.: Физическая культура, 2005. – 320с.

Информация о работе Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке в школе