Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, методичка

Описание

Учебная работа по лыжной подготовке проводится по государственным программам в форме урока. Урок является основной формой организации учебного процесса и обеспечивает решение важных задач физического воспитания. В процессе уроков лыжной подготовки в школе проводится обучение технике способов передвижения на лыжах, развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока являются – руководящая роль учителя и единство решения образовательных и воспитательных задач на каждом уроке. Урок в школе проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы.

Работа состоит из  1 файл

Урок - основная форма.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Вятский Государственный  гуманитарный университет.

Факультет Физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и  методики обучения.

 

 

Регистрационный №_____________

Дата регистрации________________

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по лыжному спорту.

 

 

 

 

          Студент    3 курса

                         заочной формы обучения

                                     факультет физической культуры,

                                                специальность «Физическая культура»

                                                  Репин Андрей Александрович

                                                  проживающий по адресу

                                                  п.Оричи, ул.8 Марта, д.28, кв.102

                                        

         Преподаватель: Солгалов В.С.

                                                  Оценка:__________________________

                                                  Подпись преподавателя:____________

                                                  Дата проверки:____________________

 

 

 

 

                                      г. Киров, 2009.

 

 

 

 

Урок – основная форма проведения занятий

по лыжным гонкам в школе

Лыжи в физическом воспитании школьников занимают одно из основных мест. В общеобразовательных  школах сложились разнообразные формы работы: учебная работа, внеклассная и внешкольная.

        Учебная работа  по лыжной подготовке проводится  по государственным программам  в форме урока. Урок является  основной формой организации  учебного процесса и обеспечивает  решение важных задач физического воспитания. В процессе уроков лыжной подготовки в школе проводится обучение технике способов передвижения на лыжах, развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока являются – руководящая роль учителя и единство решения образовательных и воспитательных задач на каждом уроке. Урок в школе проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы.

          Успешное  проведение уроков в школе  в значительной степени зависит  от предварительной подготовки материальной базы, документации, разъяснительной работы с учащимися и родителями. Большое значение имеет непосредственная подготовка учителя и правильная организация урока. На школьных уроках решаются основные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в разделе «Лыжная подготовка». Эти задачи конкретизируются с учётом возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи:

1.Образовательные – обучение школьников способам передвижения на лыжах, способам

    преодоления подъёмов  и спусков, знакомство с основными  правилами ухода за лыжным 

    инвентарём, простейшими  методами организации самостоятельных  занятий.

2. Развивающие – развитие у занимающихся  основных физических качеств, в большей

    мере, общей выносливости.

3. Воспитательные –  воспитание морально-волевых качеств таких как, смелость,

    настойчивость, дисциплинированность, упорство.

4. Оздоровительные – укрепление здоровья путём дозированного воздействия низких

    температур и физической  нагрузки.

         К каждому  отдельному уроку и ко всему  учебно-воспитательному процессу  по лыжной подготовке предъявляется  целый ряд требований:

           1. Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные и воспитательные задачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные задачи на каждый урок не планируются. Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закаливание школьников, как правило, осуществляется всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением упражнений из других разделов программы.

          2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущим и последующим в единую систему уроков, но в тоже время он является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и пр. отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как каждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого либо третьего способа ещё продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально используя так называемый «положительный перенос».

          3. Руководящая роль учителя – важнейшее требование к уроку лыжной подготовке. Урок по лыжной подготовке имеет свои организационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с затратой времени при передвижении к месту занятий и обратно, с влиянием погодных условий на процесс обучения, большой площадью места занятия и т.д. С тем, чтобы избежать значительные потери времени требуются чёткая организация урока, высокая дисциплинированность и активность учеников; оптимальное планирование времени, отводимого на различные части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение поставленных задач во многом определяется предварительной подготовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда проявлять высокую требовательность и направлять деятельность учеников на решение поставленных задач.

            4. Содержание, нагрузка, методы обучения  и развития физических качеств  на уроке лыжной подготовки  всегда должны соответствовать  программному материалу, поставленным  задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач урока учитель должен подобрать средства (подводящие и специальные упражнения), методы и методические приёмы, которые способствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала уровню подготовленности школьников. Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объём и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических качеств, с учётом тех конкретных условий, в которых будут проводиться уроки.

          По сравнению  с другими видами физических  упражнений передвижение на лыжах  более однообразно и монотонно;  поэтому одной из важнейших  задач учителя является повышение  эмоциональности урока. С этой целью необходимо своевременно чередовать

передвижение по учебному кругу  с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения. Повышение  эмоциональности урока способствует более быстрому и прочному усвоению умений и навыков.

           Уроки  лыжной подготовки, учитывая внешние  погодные условия, имеют свою  специфику – при морозе и  ветре недопустимы длительные  паузы в передвижении по учебному  кругу, объяснение и показ должны  быть оптимально короткими и точными и в тоже время объёмными по информации.

          Плотность  урока по лыжной подготовке  выше по сравнению с занятиями  другими видами спорта. Это обязывает  учителя внимательно контролировать  состояние учащихся и своевременно  вносить поправки в дозировку упражнений. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степени утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменение глубины дыхания, потоотделение, цвет кожи и лица, координация движений), так и по объективным показателям – частоте сердечных сокращений (ЧСС). При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд. в мин.

           5. Методика  проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроку, побуждать к сознательному освоения нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение методов и методических приёмов, активизирующих сознательное отношение школьников к изучению нового материала и проявление самостоятельности. Для этого следует использовать элементы игры, соревнования или игрового задания.

           6. Оптимальное  сочетание коллективной и индивидуальной  работы учащихся. При изучении нового материала всегда применяется коллективное обучение. Однако различная степень подготовленности школьников приводит к тому, что часть из них опережает товарищей в освоении нового материала. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать активность учащихся, целесообразно распределять учеников на подгруппы по подготовленности так, чтобы передвигаясь по разным лыжням, они могли успешно усваивать технику, не мешая друг другу. В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному исправлению ошибок у отдельных школьников, поочерёдно вызывая отстающих на внутренний круг, не останавливая всего класса. Подобный подход  необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на подгруппы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все ученики в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В тоже время это позволит избежать перегрузки школьников, что может произойти, если в группе хорошо подготовленных школьников окажется один – два слабых ученика. При обучении техники можно составлять пары из учеников разной подготовленности в этом случае лучше владеющий техникой идёт впереди, а его товарищ следом, перенимая навыки техники.

              В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Такое сочетание различных методов обучения и развития физических качеств будет способствовать повышению эффективности урока.

              7. Активная деятельность школьников  на уроке лыжной подготовки должна быть разнообразной не только по содержанию материала, но и характеру напряжений. Применение разнообразных подводящих, имитационных и основных упражнений в различных сочетаниях с разнообразной интенсивностью позволяет не только переключать внимание, но и поддерживать на оптимальном уровне работоспособность учеников на протяжении всего урока.

              Следует отметить, что всё это  чередуется с образовательными  элементами, рассказом, объяснением,  пояснением деталей и другими  методами сообщения знаний по изучаемому способу передвижения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности. Особенно важно применять методы, повышающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуждающие умственную активность, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний.

                Помимо перечисленных, существует  ещё целый ряд частных требований, зависящих от возраста занимающихся, их подготовленности т.п.

 

Типы уроков.

 

В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы  по лыжной подготовке: вводные, учебные, тренировочные, контрольные и   комбинированные. Каждый из перечисленных типов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащихся имеет свои характерные черты в структуре, приёмах организации и активизации учащихся.

          Вводные уроки проводятся в каждом классе в начале занятий лыжной подготовкой. На вводных уроках учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в данном классе, сообщает теоретические сведения, предусмотренные программой, одновременно выявляет особенности класса и координационную и физическую готовность школьников к освоению нового учебного материала. Часть этих задач решается во время беседы в классе, однако превращать весь урок в теоретическое занятие нецелесообразно. Продолжительность такой беседы в различных классах обычно не превышает 15 минут. Поэтому очень важно использовать это время с максимальной продуктивностью, что требует от учителя тщательной подготовки. Сообщение теоретических сведений и рассказ о задачах лыжной подготовки должны быть максимально краткими и точными. Оставшееся от вводной беседы время необходимо использовать на практические знания на лыжах. В первом плане эту часть урока целесообразно провести в спортивном зале или в другом просторном помещении, где необходимо ознакомить школьников с лыжным инвентарём, надевание лыж, палок и их переноской. Оставшееся время от первого урока ученики используют для свободного передвижения по учебному кругу – учителю очень важно в это время оценить степень подготовленности учеников, уровень владения лыжами, так как вполне возможно, большая часть из них уже каталась на лыжах в дошкольном возрасте. В других классах школьники по заданию учителя передвигаются по кругу с использованием лыжных ходов, изученных в предыдущих классах. Это даёт возможность учителю оценить подготовленность учащихся и учесть это и при необходимости внести соответствующие коррективы в планировании учебного материала на предстоящий учебный период (четверть, триместр, доля).

           Учебные уроки имеют своей задачей изучение нового материала. Они проводятся преимущественно в начальных классах, значительно реже 5-9 классах, т.к. в них, помимо нового материала, уже включается совершенствование ранее способов передвижения, а так же упражнения на развитие физических качеств. Для решения этой важнейшей задачи необходимо очень тщательно спланировать учебный материал в зависимости от уровня подготовленности учеников. В 1-4 классах в начале лыжной подготовки обычно проводятся один-два учебных урока, целиком посвящённые изучению нового материала, а затем в связи с изменением задач (включается повторение и совершенствование) планируются другие типы уроков. В старших классах содержание нового материала по лыжной подготовке невелико, поэтому учебные уроки там не планируются.

Информация о работе Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке в школе