Технологии физкультурно-спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций

Описание

Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:

Содержание

Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

Содержание учебного материала.doc

— 746.50 Кб (Скачать документ)

На проведенных в XX столетии трех последних зимних Олимпиадах, в программе которых был фристайл, российские спортсмены выиграли одну бронзовую и две серебряные медали. В национальную копилку высших спортивных достижений две медали опустила Елизавета Кожевникова - серебряную в 1992 г. и бронзовую в 1994 г.,  а Сергей Щуплецов добавил одну серебряную медаль в 1994 г., (рис. 28). На чемпионатах мира наибольших успехов достигли Василиса Семенчук - золотая медаль в акробатике (в 1991 г.) и Сергей Щуплецов - двукратный чемпион мира (в 1991 и 1993 гг.).

Сноуборд

Сноуборд в дословном переводе с английского - "снежная доска". Этот вид лыжного спорта представляет собой спуск по снежному склону на одной широкой лыже (доске) на время или на технику и сложность движений.

"Снежная доска" отличается достаточно высокой проходи­мостью: на ней можно передвигаться и по снежной целине, и по крутым склонам.

Используя разные комбинации элементов из горных лыж и фристайла, на сноубордах можно заниматься слаломом и его разно­видностями, скоростным спуском, прыжками, хафпайпом. Причем каждой дисциплине соответствует своя форма сноуборда.

Долгое время сноуборд считался забавой горнолыжников. На практике оказалось, что это совершенно автономный вид лыж­ного спорта со своими правилами и дисциплинами.

Олимпийская премьера сноуборда состоялась на XVIII Олим­пиаде (1998 г., Нагано, Япония), т.е. сноуборд - самый юный олимпийский вид лыжного спорта. В программу первых игр XXI века (XIX Олимпиада, 2002 г.) были включены соревнования по хафпайпу и параллельному гигантскому слалому, мужчины и женщины разыгрывали четыре комплекта медалей.

Хафпайп в переводе с английского - полтрубы. Лыжа (доска) для хаф-пайпа - широкая и мягкая. Соревнования по этой дисцип­лине сноуборда проходили на трассе, представляющей собой снежный желоб глубиной 3-4 м и длиной ПО м (отсюда произошло и название). Разгоняясь по желобу от края к краю, спортсмены выполняли различные акробатические элементы на краях желоба. Надо показать как стандартные элементы, так и наиболее сложные трюки, пируэты, прыжки. Соревнование оценивали пять судей, каждый из которых выставлял оценки от 0,1 до 10 баллов. Оце­нивали общее впечатление (два арбитра), техническое мастерство, сложность выполненных элементов - вращения, амплитуду прыжков (три арбитра). В первом раунде участвовали все спортсме­ны, и шестерка лучших сразу выходила в финал. Оставшиеся выступали во втором квалификационном раунде, по итогам которого определяли еще шесть участников финала. Финальный раунд состоял из двух попыток, победителя определяли по лучшему результату в одной из них.

В параллельном гигантском слаломе использовали более жесткую и узкую, чем в хафпайпе, лыжную доску, т.к. здесь итог соревновательной борьбы определяет скорость. В этой дисциплине на склоне прокладывали две одинаковые по длине, перепаду высот и количеству ворот параллельные слаломные дорожки. Стартовали одновременно два участника. Каждая пара участников делала две попытки, после первого заезда они менялись дорожками. Если один из спортсменов выигрывал обе попытки, он проходил в следующий раунд. А если соперники одержали по одной победе, победителем пары становился участник, показавший лучшее время по сумме двух попыток. Соревнования проводили в несколько туров до финального заезда.

В нашей стране спуски на одной лыже начали выполнять в конце 1980-х гг. Этапным для российских сноубордистов стал 1995 г., когда был проведен первый открытый чемпионат России. Денис Тихомиров и Ольга Лычкина в гигантском слаломе, Роман Дырин в хафпайпе - первые российские чемпионы.

Впереди у российских сноубористов - борьба за заветные места на мировом и олимпийском пьедесталах почета.

Современный спорт высших достижений - критерий таланта конкретного спортсмена, а также показатель могущества страны, которую он представляет. Каждая выигранная медаль, тем более на чемпионатах мира и Олимпийских играх, принадлежит не только тому, кот стоит на пьедестале почета, но и стране, воспитавших медалиста. В этом – общенациональная ценность каждого спортивного достижения, каждой выигранной медали, показатель уровня развития нации и страны, своеобразная визитная карточка любого государства. 

 

 

 

 

 

Тема 4. Теоретико-методические особенности занятий в легкой атлетике.

План:

1.      Характеристика легкоатлетических упражнений.

2.      Классификация легкоатлетических упражнений.

 

1. Характеристика легкоатлетических упражнений

Легкая атлетика делится на пять разделов (ходьба, бег, прыж­ки, метания и многоборья), которые, в свою очередь, подразделя­ются на многие виды и разновидности.

Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разносторон­нее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют при­обрести широкий круг двигательных навыков, способствуют вос­питанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая под­готовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое исполь­зование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечи­вает высокую работоспособность.

Ходьба — обычный способ передвижения человека, замечатель­ное физическое упражнение для людей всех возрастов. При дли­тельной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мыш­цы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет  оздоровительное  значение.   В   соревнованиях   применяется спортивная ходьба — наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а следовательно, повышен­ных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходь­бой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их рабо­тоспособность, положительно влияют на развитие силы и осо­бенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на обычных дорогах (шоссейных, городских, проселочных и т. д.) на дистанции от 3 до 50 км (см. табл. 1).

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особен­ности техники ходьбы — ни на мгновение не терять соприкоснове­ния с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила судьи снимают спортсмена с сорев­нований.

Бег — естественный способ передвижения. Это наиболее рас­пространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.), а так­же в комплекс ГТО. Значительное число разновидностей бега яв­ляется органической, частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усилива­ется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других си­стем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в ле­су, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит от­личным средством для развития выносливости. Бег с очень высо­кой скоростью включается в тренировку для развития силы и бы­строты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать пре­пятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное фи­зическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различ­ные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вы­зывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

В легкой атлетике различают бег гладкий, с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях.

Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м включительно проводится по отдель­ным дорожкам для каждого бегуна. Бег на остальные дистанции проводится по общей дорожке. Время, затраченное на прохожде­ние установленной дистанции, фиксируется секундомером. В ча­совом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена вре­менем, а результат определяется длиной дистанции (в м), прой­денной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барь­ерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равно­мерно по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями  (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег—командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега — с наибольшей ско­ростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эста­фетный бег проводится на дорожке стадиона, реже — по улицам города  (кольцевая или звездная эстафета).

Бег в естественных условиях по пересеченной мест­ности (кросс проводится на дистанции до 15 км, а на более длин­ные дистанции — по дорогам (шоссе и проселочным). Наиболь­шая дистанция в легкой атлетике — марафонская (42 км 195 м). Проводятся также традиционные пробеги между населенными пунктами, например Тарасовка — Москва (28 км), Пушкин — Ле­нинград  (30 км).

Прыжки, как способ преодоления препятствий, характеризуют­ся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными уси­лиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенству­ется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; раз­виваются сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки — одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спор­та, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штан­гистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вер­тикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возмож­но выше,— прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через гори­зонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно даль­ше,— прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме прыжков с разбега в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину и тройной (см. табл. 1).

Метания — упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность *(Форма, размеры и вес снарядов должны строго соответствовать указан­ным параметрам в международных правилах, принятых для проведения сорев­нований).

Результаты измеряются в метрах и сан­тиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но мак­симальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, ту­ловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаря­ды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, лов­кости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гар­моничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические ме­тания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, гра­ната); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком  (ядро).

Различие способов метаний связано с формой и весом снаря­дов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с пря­молинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий спе­циальной ручки, удобнее толкать.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний.

Многоборья предъявляют очень высокие требования к зани­мающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость пры­гуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Занятия многоборьями — отличный путь разностороннего физи­ческого развития и для начинающих легкоатлетов. От овладения нормами комплекса ГТО, также построенного по принципу мно­гоборья, молодой спортсмен может перейти к специальной трени­ровке в легкоатлетических многоборьях. Занятия многоборьями создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдель­ных видах легкой атлетики. Достижения в многоборьях опреде­ляются суммой очков, начисляемых по специальной таблице.

 

2. Классификация легкоатлетических упражнений

 

 

Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности