Суть понятия "физическая культура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:36, контрольная работа

Описание

ФИЗИ́ЧЕСКАЯ КУЛЬТУ́РА — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Работа состоит из  1 файл

СУТЬ Физи́ческая культу́ра.docx

— 30.92 Кб (Скачать документ)

Наука ЛФК как  раздел медицины состоялось только в  середине прошлого столетия, благодаря  синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных  систем и достижений в области  анатомии, физиологии и биомеханики  при понимании врачами физического  движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления  ЛФК была система здравоохранения  с профилактическим направлением и  доступностью.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры  в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно  не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд  технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности.

Неотъемлемыми особенностями  спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие  повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств  человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и  спортом и соответствуют известные  у нас названия «культурник» и «спортсмен».

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой  с целью соревнования, а также  целенаправленной подготовки к ним  путём разминки, тренировки, в сочетании  с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения  морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Спорт — составная  часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется  стремление к победе, достижению высоких  результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств  человека.

Массовый спорт  даёт возможность миллионам людей  совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять  здоровье и продлевать творческое долголетие.

Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться  в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

История

Развитие и изменение  спорта на протяжении человеческой истории  может много рассказать как о  социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности.

Гермес, олимпийский  бог — покровитель атлетов

Многие примеры  пещерного искусства, открытые на сегодняшний  день, содержат изображения ритуальных церемониальных сцен. Несмотря на то, что  действия, запечатлённые на этих изображениях, нельзя отнести исключительно к  современному понятию о спорте, всё  же можно сделать вывод, что уже  тогда существовали занятия и  ритуалы, напоминающие спортивную деятельность. Эти изображения, находящиеся во Франции, Африке и Австралии, были сделаны 30 000 лет назад.

Существуют предметы и строения, говорящие о том, что  на территории Китая существовала деятельность, подходящая под современное определение  спорта, уже за 4 000 лет до нашей  эры. По всей видимости, гимнастика была популярным видом спорта в древнем  Китае. Изображения и предметы в  гробницах фараонов также говорят  о том, что разные виды спортивной активности были развиты уже несколько  тысячелетий назад, среди них  можно отметить плавание и рыбалку. На территории Древней Персии взяли  своё начало такие виды спорта как  поло и состязания конных рыцарей  на копьях.

В Древней Греции уже существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание дисков и состязания на колесницах. Судя по этому списку, военная культура и военное искусство имели  прямое отношение к спорту в Древней  Греции (и не только там). Там же каждые четыре года проводились Олимпийские  игры — в маленькой деревне  в Пелопоннесе под названием  Олимпия.

Со времён Древней  Греции и по сегодняшний день история  спорта легко прослеживается. Со временем спорт становился всё более организованным и регулируемым. Появлялись и формировались  всё новые виды и подвиды спорта, уточнялись правила, спорт приобретал традиции и сторонников.

Индустриальная революция  и массовое производство привели  к тому, что у всё большего числа  людей стало появляться свободное  время, что привело к массовости спорта — больше людей хотело и  могло сделать спорт частью своей жизни, занимаясь спортом напрямую или посвящая свой досуг наблюдениям за спортивными состязаниями. Эти тенденции получили ещё большее развитие с появлением СМИ и глобальных коммуникаций. Спорт стал профессиональным, что ещё больше увеличило его популярность.

Современное постиндустриальное общество, базируясь на таких ресурсах, как информация и знания, используя  возможности индивидуальных контактов  людей при помощи интернет-технологий, активно культивирует интеллектуальные виды спорта, такие как покер и сетевые многопользовательские игры.

Адаптивная  физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы, выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов. Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению полноценной  жизни, а также сознанию необходимости  своего личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального  факторов воздействия на организм и  личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской  Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных  специалистом для работы в сфере  физической культуры инвалидов, затем  кафедра адиптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Задачи

У человека с отклонениями в физическом или психическом  здоровье адаптивная физкультура формирует:

осознанное отношение  к своим силам в сравнении  с силами среднестатистического  здорового человека;

способность к преодолению  не только физических, но и психологических  барьеров, препятствующих полноценной  жизни;

компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции  разных систем и органов вместо отсутствующих  или нарушенных;

способность к преодолению  необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести  здоровый образ жизни;

осознание необходимости  своего личного вклада в жизнь  общества;

желание улучшать свои личностные качества;

стремление к повышению  умственной и физической работоспособности.

Физическое  воспитание

Под современным  широким понятием «физическое воспитание»  подразумевается органическая составная  часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей  физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать  его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.

Основоположником  научной системы физического  воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному  развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания.

Следует различать  термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в  специальных учебных заведениях и «физическое образование» в  его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В  английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др.

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием  обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются  и в самом организованном соответствующим  образом процессе физического воспитания.

В высших учебных  заведениях процесс физического  воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая  культура».

Информация о работе Суть понятия "физическая культура"