Спортивное плавание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, реферат

Описание

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.

Содержание

Введение
1. Историческая справка
2. Особенности воздействия плавания на организм
3. Польза плавания
4. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему
5. Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему
6. Влияние занятий плаванием на морально-волевые качества
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

реферат по плаванию.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Астраханский Государственный университет

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Спортивное плавание»

 

 

 

Выполнил: студент группы ЗИ-31 Петров С.И.

Проверил: преподаватель Лямина Ю.А.

 

 

 

 

 

 

Астрахань-2012

Оглавление

 

Введение

1.        Историческая справка

2.        Особенности воздействия плавания на организм

3.        Польза плавания

4.        Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему

5.        Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему

6.        Влияние занятий плаванием на морально-волевые качества

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.

Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблематики, по нашему мнению все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. И поэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.

Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

 


1. Историческая справка

Упоминания о первых состязаниях по плаванию и нырянию встречаются с XV-XVI вв. Однако лишь в сороковых и пятидесятых годах XIX в соревнования по плаванию стали проводиться с определенной периодичностью среди военнослужащих и студенческой молодежи в Ливерпуле, Лондоне и в некоторых других английских городах.             

В 1869 г. была создана первая в мире спортивная организация пловцов - "Ассоциация любителей спортивного плавания Англии". В семидесятых годах прошлого века она стала регулярно организовывать в своей стране национальные чемпионаты по плаванию.

  На протяжении двух последних десятилетий прошлого века и появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Германии и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.). Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах. В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов нескольких европейских стран. После этого международные соревнования пловцов стали проводиться ежегодно - поочередно в различных странах Европы.              

Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых различных размеров. Поэтому программа соревнований включала тогда случайные дистанции - от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной исходя из местных условий. Единых ("международных") дистанций тогда не было.

  Развитие плавания сдерживалось тем, что большинство мест для тренировок и соревнований пловцов сооружалось на естественных водоемах где не было возможности проводить круглогодичные тренировки. Многие закрытые плавательные бассейны строились при банях и были рассчитаны для купания и практически непригодными для тренировочной работы.             

Дальние проплывы

Во второй половине XIX в. начали проводиться на акваториях естественных водоемов индивидуальные проплывы (а в дальнейшем и групповые спортивные состязания) на дальние дистанции - 2-3 км и больше. Первый проплыв через пролив Ла-Манш совершил в 1875 г. 27-летний капитан английского флота Матью Вебб (Matthew Webb). Он проплыл (брассом на груди) 34,6 км за 21 час 44 мин. 55 сек. С тех пор пролив Ла-Манш стал самой излюбленной международной трассой "марафонского плавания".

  Олимпийская чемпионка американка Гертруда Эдерле (Gertrude Ederle) в 1926 г. стала первой женщиной, преодолевшей канал. Ее время составило 14 часов 31 мин., что на 2 часа превысило тогдашнее достижение для мужчин. К столетию проплыва Матью Вебба насчитывалось более трех тысяч попыток преодолеть Ла-Манш, из которых только 205 завершились победным финишем. Абсолютный рекорд скорости преодоления вплавь этого пролива принадлежит среди мужчин Chad Hundeby - 7:17 (1994 г.), среди женщин - Penny Lee Dean (1978 г.) - 7:40. Philip Rush в 1987 г. преодолел канал в обе стороны за 16:10. К настоящему времени канал преодолели и 67-летний мужчина, и 12-летние мальчик и девочка.             

Проплывами через канал сверхдальние заплывы не ограничиваются. Регулярно проводятся заплывы через озеро Байкал, между Кубой и Флоридой, через Берингов пролив и т.д. Самым дальним заплывом считается пересечение Benoit Lecomte Атлантики за 72 дня (5600 км) в 1998 г. Американец французского происхождения плыл в гидрокостюме преимущественно кролем, иногда используя моноласт (дельфинообразные движения ногами) и дыхательную трубку, по 6-8 часов ежедневно.

Создание международной спортивной организации пловцов - ФИНА

  Международные соревнования по плаванию до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Регистрация мировых рекордов была непостоянной. Программа олимпийских соревнований пловцов менялась по желанию страны-организатора. Так, на Олимпийских играх 1896 г. в Греции пловцы соревновались на дистанциях 500 и 1200 м вольным стилем; на Олимпиаде 1900 г. во Франции - на 4000 м вольным стилем и в эстафете 5х40 м; на Олимпиаде 1904 г. в США - на ярдовых дистанциях (от 50 ярдов до 1 мили) и, кроме того, состязались в нырянии.             

Летом 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной "Ассоциации любителей плавания Англии" и ее президента адвоката Георга Херна (на фото справа) в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций 8 европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании всемирной спортивной организации по плаванию - международной федерации любителей плавания (ФИНА), что 19 июля 1908 г. было зафиксировано в первом официальном протоколе этой вновь созданной организации. Первым генеральным секретарем (с 1920 г. стал называться Президентом) ФИНА был избран Георг Херн. Он руководил ФИНА до 1924 г., после чего остался в ней в качестве пожизненного почётного президента до своей кончины (1950 г.). В процессе своей деятельности ФИНА занимается вопросами организации и проведения всех крупных международных соревнований по плаванию, включая и олимпийские игры. В том же 1908 г. ею были разработаны и утверждены первые правила соревнований.

Развитие плавания в дореволюционной России

  Первым спортивным центром плавания в России явилась созданная в 1908 г. по инициативе доктора В. Н. Пескова в пригороде Петербурга (местечко Шувалове) на Суздальском озере "Шуваловская школа плавания Российского общества спасания на водах". В этой школе была сооружена на сваях большая водноспортивная база, включавшая 32-метровую подковообразную купальню, 50-метровый бассейн для тренировочных занятий и соревнований, деревянный бассейн для обучения плаванию, вышки и трамплины для прыжков в воду, крытые трибуны на 200 мест и ряд подсобных помещений.

   В течение летнего сезона в школе занималось до 400 человек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание магистра и кандидатов плавания, выполнив 12 довольно трудных упражнений. Так, "магистр плавания" должен был выполнить нормативы по двенадцати дисциплинам, в том числе проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем весом не менее 2 кг, прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. По выходным дням там проводились праздники с участием лучших учеников и учителей, с фигурным водным парадом, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состязаниями в скорости плавания и сноровке при спасении "тонущих", "сражениями" на лодках со сбиванием противника шестом в воду. Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме.

 

 

 

 

 

2. Особенности воздействия плавания на организм

 

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.

К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.

Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал

Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.

Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.

Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.

При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.

Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

 

3. Польза плавания

 

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.

Так известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.

Также доказательством оздоровительного эффекта плавания, по нашему мнению, служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер - чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.

Заслуженный мастер спорта В.Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные.

В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.

Информация о работе Спортивное плавание