Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:53, реферат

Описание

Цель работы: - охарактеризовать основные методы и формы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи работы:
1. дать характеристику основным методам самоконтроля;
2. охарактеризовать основные формы самостоятельных занятий при физических упражнениях;
3. проанализировать содержание и методику занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 4 - 6
1. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой
1.1. Диагностика и врачебный контроль спортсмена ………………….. 7 - 11
1.2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии
оценки, дневник самоконтроля……..…………………………………… 12 - 23
1.3. Коррекция содержания и методики занятий физическими
упражнениями и спортом по результатам контроля………………..…25 - 27
2. Формы самостоятельных занятий
2.1. Формы и содержание самостоятельных занятий ………………..…28 - 30
3. Заключение……………………………………………………………. 31
4.Список использованной литературы………………………………...…32

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина  ____Физкультура_______________________________

 

 

Тема                  Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.

 

_____________________________________________________________

                                                                                                                       

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2012 г.

 

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

    Регистрационный  №  студента_______1201288197_______

 

Факультет____юридический_____Курс_______1_____Группа______ЮС-12_____

 

Студент_____Смирнова Елена Александровна___________________________________

(Ф.И.О.)

Дисциплина____Физкультура__________________________________________________

 

Рецензент__________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Дата получения к/р__________________Дата возвращения к/р______________________

 

Тема курсовой работы___ Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.____

 

Оценка___________________________Подпись  преподавателя_____________________

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………….. 4 - 6

1. Самоконтроль в процессе занятий  физической культурой

1.1. Диагностика и врачебный контроль спортсмена ………………….. 7 - 11

1.2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии

оценки, дневник самоконтроля……..…………………………………… 12 - 23

1.3. Коррекция содержания и методики занятий физическими

упражнениями  и   спортом по результатам контроля………………..…25 - 27

2. Формы самостоятельных  занятий

2.1. Формы и содержание самостоятельных занятий ………………..…28 - 30

3. Заключение……………………………………………………………. 31

4.Список использованной литературы………………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Любой человек, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма, что поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.

   Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

   При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем,  увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

   В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.

    Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

    Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму "резервных мощностей" основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма. Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости - способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

  Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.

  На основании вышеизложенного была поставлена следующая цель работы: - охарактеризовать основные методы и формы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи работы:

1. дать характеристику основным методам самоконтроля;

2. охарактеризовать основные формы самостоятельных занятий при физических упражнениях;

          3. проанализировать содержание и методику занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.

Объект исследования – самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

Предмет исследования - самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.

Работа представлена с помощью следующих методов: логико-юридический и сравнительный анализ. теоритический анализ литературы; конкретизация; обобщение.

Работа  состоит из введения, заключения, основной части, в которой раскрываются поставленные задачи, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой.

1.1 Диагностика и врачебный контроль спортсмена.

 

    Каждый, кто решил заниматься спортом, должен знать, что одного желания мало, следует четко себе представить и определить, какие физические упражнения и тренировки подходят вам, соответствуют вашему здоровью и уровню физической подготовки. Перед тем как начать самостоятельно заниматься, необходимо пройти диагностику.

   Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.¹ Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

- центральной нервной системы;

- вегетативной нервной системы;

- сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- нервно-мышечного аппарата;

- внутренней среды;

- физического развития;

- соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте);

- психофизиологического состояния.

___________________

1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский, Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г., С. 46

 

    Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в  состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя включает:

- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

- электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

- ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);

- биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

- антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

   При  исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

- ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";

- предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

- с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

- моделирование соревновательной деятельности. ¹

  При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка

___________________

1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский, Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г., С. 47-48

реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению  частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

  Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

- физическое развитие;

- функциональные возможности основных физиологических систем организма;

- иммунный статус;

- психологический статус.

    Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

- спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом  спорта;

- продолжительность занятий;

- успешность в достижении спортивных результатов.

    Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

- режимом тренировок;

- объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок;

- соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью;

- календарем и регламентом соревнований. ¹

   Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося  на объективную диагностику,  может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем — к возникновению заболеваний и травм. Занятия физической

_____________________

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 2009 г., С.36

 

культурой нельзя проводить  без врачебного контроля. Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.   

  Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Информация о работе Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий