Реакция в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:58, доклад

Описание

Типичный пример реакции — старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена - основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки — исполнительный. Реакции, как правило, очень быстротечны. Они длятся тысячные доли секунд. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции восприятия сигнала, его осознания, посылки по эфферентным путям импульсов к мышцам, обеспечивающим выполнение ответных действий.

Работа состоит из  1 файл

Реакция в спорте.docx

— 41.56 Кб (Скачать документ)

Реакция в спорте

Реакция — это  осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.                                               Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период).                                                                                                                                                            Типичный пример реакции — старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена - основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки — исполнительный. Реакции, как правило, очень быстротечны. Они длятся тысячные доли секунд. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции восприятия сигнала, его осознания, посылки по эфферентным путям импульсов к мышцам, обеспечивающим выполнение ответных действий.

В психологии спорта различают простые и сложные реакции.

Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями.                                                                                                                                       В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.

Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, виды борьбы, спортивные игры).

Представители этих видов спорта, как правило, владеют  значительным арсеналом приемов  нападения, защиты, обманных действий, но все не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить  прием, поэтому их реакции носят  характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более  длительный, по сравнению с простыми реакциями, латентный период, возникающий  в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и  требующей переработки.

Реакции — это  одно из проявлений физического качества быстроты.                                                                Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений.

Психологическая характеристика физических качеств

Цель тренировки заключается для спортсмена в  подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит  от спортивных возможностей и готовности к достижению Спортивные возможности  определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а  также специальными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям  характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и требованиям, предъявляемым тренировкой и  соревнованием. Осуществление подготовки спортсменов к спортивным достижениям  — это сложный педагогический процесс, который подразделяется на образование и воспитание.

В тренировочном  процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки.

Следует выделить основные компоненты тренировочного процесса, которые нужно рассматривать  комплексно (см. схему 4): 1) физическая подготовка (главное содержание заключается  в развитии физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); 2) техническая подготовка (сущность ее состоит в том, чтобы спортсмен  овладел рациональной техникой спортивной деятельности, что обеспечит ему  экономное и оптимальное использование  физических способностей и качеств); 3) тактическая подготовка (ее главное содержание заключается в развитии способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); 4) психологическая подготовка (спортсмен должен уметь как на тренировках, так и в соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); 5) воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развития личностных качеств).

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов  в ходе тренировочного процесса (см. схему 5), то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические качества, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость.

Эти физические качества имеют свои психологические  характеристики: быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения

Быстрота имеет  решающее значение в спринтерских и  прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

Координационные центрально-нервные  факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют импульсацию мотонейронов данной мышцы: их число, частоту и связь во времени. Межмышечная координация отвечает за выбор мышц-синергистов («нужных для деятельности»), за ограничение активности мышц-антагонистов («ненужных для деятельности»).

С помощью координационных  факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит  от степени развития у спортсмена подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных  факторов.

Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:

1) латентное  время двигательной реакции (минимальное  время, необходимое для начала  действия в ответ на определенный  раздражитель);

2) скорость отдельного  движения;              3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных  параметрах.

В первой форме  проявления быстроты следует рассматривать  время, затраченное спортсменом  на начало действия в ответ на известное  ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи, команда судьи-стартера: «Марш!» и т.д.). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.

Скорость отдельного движения характеризуется психической  организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества  повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

Сила  — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями.

Для большинства  видов спорта это одно из важнейших  физических качеств. Но в каждом из этих видов к силе предъявляют  различные требования.

Сила, представляя  собой один из компонентов структуры  физических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью  и быстротой. Скоростная сила и силовая  выносливость - наиболее типичные силовые  характеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может  рассматриваться как фактор способности  к достижению и как мера для  оценки доли максимальной силы в том  или ином соревновательном действии.

Максимальная  сила — это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительные сопротивления (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, разнообразные виды борьбы). Большая доля максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений или выносливостью необходима также в метании молота, толкании ядра, гребле на каноэ и т.д. Значение максимальной силы для спортивного достижения тем меньше, чем меньше преодолеваемые сопротивления и чем больше доминирует быстрота мышечных сокращений или выносливость. Так, максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.

Скоростная  сила — это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для достижений во многих движениях ациклического и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, прыжки с трамплина, спортивные игры), в таких видах спорта, где результаты зависят от быстроты выталкивания, выбрасывания снаряда или отталкивания для выполнения прыжка. Скоростная сила оказывает значительное влияние и на достижения в определенных движениях циклического характера. Она составляет основу быстроты спринтера-легкоатлета, спринтера-велогонщика, способности к ускорениям хоккеистов и футболистов и т.д.

Силовая выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в первую очередь при  необходимости преодолевать большие  сопротивления в течение длительного  времени. Эти качества ярко выражены в таких видах спорта, как академическая  гребля, лыжные гонки и плавание.

В основе проявления силы (как физического качества) лежит деятельность нервно-мышечного аппарата, при этом выполняются следующие обязательные условия: 1) активация исполнительной системы (периферический нервно-мышечный аппарат); 2) осуществление режима мышечной деятельности (нервных центров, управляющих мышечной деятельностью; сократительного аппарата мышечных волокон; системы электромеханической связи мышечных волокон).

Обычно, когда  говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе.

Действительно, если говорить о силе, то осуществление  мышечного действия протекает при  произвольном усилии и стремлении максимально  сократить необходимые мышцы.

Максимальная  произвольная сила зависит  от двух групп факторов, влияющих на ее величину: 1) мышечных; 2) координационных.

К мышечным относятся:

а) механические условия действия мышечной тяги (плечо  рычага действия мышечной силы и угол приложения этой силы к костным рычагам);

б) длина мышц;

в) поперечник (толщина) активируемых мышц;

г) композиция мышц (соотношение быстрых и медленных  мышечных волокон).

К координационным (центрально-нервным) факторам относятся:

Информация о работе Реакция в спорте