Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура игр  способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулировалась расстоянием  для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. Нами была составлена картотека подвижных игр, основной целью которых является ручной ловкости старших дошкольников посредством игр с мячом.

     По  нашим рекомендациям подвижные  игры с мячом включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями («Съедобное-несъедобное», «Кого назвали, тот ловит мяч»), на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.

     С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:

     - методика развития ручной ловкости  в старшем дошкольном возрасте;

     - особенности содержания и методики  проведения подвижных игр в  старшем дошкольном возрасте;

     - подвижные игры и упражнения  с мячом как средство развития ручной ловкости.

     Также с педагогами был проведен семинар-практикум  на тему: «Подвижные игры с мячом  на развитие ручной ловкости для детей  старшего дошкольного возраста». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных  игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

     Нами  был составлен  и проведен семинар  для родителей, в  который были включены следующие вопросы:

     1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста.

     2. Подвижные игры с мячом как  средство развития ручной ловкости  старших дошкольников.

     Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и  телесной ловкости старших дошкольников.

     С детьми проводились занятия в  кружке, содержание которых строилось  в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать  принцип индивидуального подхода  к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.

     С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме  семинаров, консультаций, на которых  освещались теоретические вопросы  по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.

     Конспект  занятий Конспект занятия для детей  старшего дошкольного  возраста "Ребятам  о зверятах"

     Цель: повышение уровня здоровья детей дошкольного возраста.

     Задачи: укреплять мышцы спины, живота; развивать систему органов дыхания; закреплять навыки правильной осанки; осуществлять профилактику плоскостопия воспитывать ловкость, координацию движений.

     Предварительная работа: познакомить с животными, которые живут в теплых и холодных странах, уточнить их физические качества; дать представление о водопадах - рассматривание картинок, иллюстраций, видеофильмов; экскурсия на станцию юных натуралистов; совместно с родителями изготовить макеты водопадов.

     Пособия и оборудование: муляжи фотоаппаратов, фотографий животных; пособия с изображениями животных; характерные изображения следов животных, гимнастические скакалки, канаты, подушечки.

Содержание  учебного материала Дозировка Организационно - методические указания
1. Вводная часть.

Построение. Проверка осанки. Сообщение цели занятия. Построение в шеренгу.

1. Ходьба на  носках, руки согнуты в локтях, поворачиваясь назад - "лисички"

2. Широким шагом,  руки на поясе - "по-волчьи".

3. На внешнем  своде стопы, руки за спиной - "по-медвежьи".

4. Бег с захлестом  голени, руки над головой скрестно - "олени".

5. Бег с высоким  подниманием коленей, руки на  пояс - "лошадки".

6. Прыжки - на  сигнал поднять руки вверх  - "зайчики навострили ушки".

7. Упражнения  на дыхание:

- "Ежики" - и.п. - упор присев.

1 - вдох, 2 - выдох,  со звуком "пх - пх - пх".

- "Змейки" - и.п. - упор лежа, руки согнуты назад ладони на полу у груди. 1- вдох, 2 - выдох, прогнутся выпрямляя руки, со звуком "ш-ш-ш".

2. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения

1. "Жираф" - и.п. - о.с.

1. - правую руку  вверх, подняться на носках.

2- и.п. 3-4 - тоже левую.

2. "Слон" - и.п. - о.с. руки внизу соединить  ладонями.

1 - наклон, тянуться  вниз. 2 - и.п.

3. "Лев" - и.п. - сед на пятках, руки за головой  соединены.

1 - прогнуться  локти развести в стороны со  звуком "р-р- р". 2 и.п.

4. "Крокодил" - и.п. - лежа на животе, руки вверху соединены.

1 - прогнуться, прямыми  руками хлопок.

5. "Тюлень" - и.п. лежа на спине, руки  в стороны.

1 - 3 - оторвать  ноги от пола, попеременное сведение  и разведение ног вверх вниз (имитировать плавание)

4 - и.п.

6. "Бегемот" - и.п. лежа на спине, руки за головой, ноги к груди. Перекаты вправо, влево.

7. "Ягуар" - и.п. стоя на четвереньках, стопы  приподняты вверх - повороты ног  вправо, влево.

8. "Обезьянки" - и.п. - стоя на высоких четвереньках, прыжки с ноги на ногу.    
 
 

Основные виды движений.

(Обезьянки  выселяться)

1. "Обезьянки  поднимаются по лиане" - лежа  на животе, подтягиваться по канату.

2. "Обезьянки  шагают по камушкам" - ходьба  по подушечкам.

3. "Обезьянки  гуляют по веткам деревьев" - ходьба приставным

шагом по канату, боком, в руках веревка.

(Обезьянки решили переправиться через шумную речку по шаткому мостику)

4. Подвижная  игра: "Мостик".

Дети стоят  на четвереньках плечо к плечу, прогибая и сгибая спину, в хаотичном порядке - "живой мостик". Игроки поочередно пытаются проползти по "мостику". Преодолев, его ребенок становиться в конец шеренги, став "мостиком".

3. Заключительная часть.

(Обезьянки отдыхают)

Этюд "Водопад"

"Закройте  глаза, представьте себе, что вы  находитесь под небольшим водопадом.  Вода чистая и прохладная. Небо светлое, голубое, воздух свежий. Вода мягко струиться по вашей спине. Она стекает с вас и продолжает своей бег дальше. Постоим немного под водопадом, позволяя воде омывать ваше тело. Она уносит прочь вашу усталость. Сделаем глубокий вдох и откроем глаза".

 
20 с.  

20 с.  

20 с.  

20 с.  

20 с.  

20 с.  

15-20 прыжков  

2-3 раза.  

2-3 раза   
 

6-8 раз  

6-8 раз  

6-8 раз   
 

6-8 раз  

6-8 раз  

10 -12 раз  

8-10 раз  

2 раза по

15- 20 раз  

2-3 раза  

2 - 3 раза  

2 - 3 раза  

2-3 раза  

1 - 2 мин.

Стоя в кругу рассматривание пособий, отметить грациозность осанки животных.

Дети идут "по следам" оставленными животными

Следить за правильностью  выполнения

Согнуть пальцы ног

Локти развести, носок натягивать

Как можно выше поднимать колено

Мягкие прыжки   

Сжимание и  разжимание пальцев - имитировать "иголочки"

Прогнуться как  можно больше

Следить за дыханием   

Тянуться выше со славами: "Здравствуй, добрый друг, жираф, небо ты достал не раз"

"Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон".

Колени не сгибать

"Недоволен царь зверей, столько маленьких детей, ручки тянут, осмелев, осторожно в клетке лев"

"Осторожно крокодил - щелк зубами проглотил".

Руки прямые

"Любит плавать целый день в ледяной воде тюлень"

Ноги прямые

"А огромный бегемот, греет свой большей живот"

Держать группировку.

"Ягуар совсем как кошка, повилял хвостом немножко"

Ноги держать  вместе.

"Обезьянки-шалунишки, не порвите вы штанишки, с ветки прыгают на ветку, словно в джунглях вы не в клетке".

Легкие прыжки, мягкое приземление

Дети предлагается стать обезьянками

Ноги прямые, вместе

(канат фиксируется)

Руки на поясе, спина прямая

Держать веревку  на уровне груди, ставя ногу на середину стопы

(канат и веревка  фиксируется)

Музыкальное сопровождение  шум воды

Осуществлять  страховку, игра проводиться на матах

Следить за тем, чтоб каждый ребенок - преодолел "мостик"   

Предложить детям  отдохнуть, включить спокойную музыку

В конце занятия  предложить детям нарисовать рисунки  с понравившимся животным в движении

 

     Конспект  занятия по физической культуре для старшего дошкольного возраста

     Задачи:

  1. Учить детей вести мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед, работать в парах с мячом.
  2. Совершенствование основных видов движений на спортивном комплексе и тренажерах.
  3. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, глазомер, координацию, умение контролировать свои действия.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

     Место проведения: спортивный зал.

     Инвентарь: баскетбольные и волейбольные мячи, сетка, свисток, спортивный комплекс, тренажеры, музыка.

Содержание  занятия Дози  ровка Организационно-методические указания
I. Подготовительная  часть 9мин  
  1. Построение. Приветствие
1мин Лопатки сведены, смотреть вперед.
“Вы знаете, что летом в Китае состоялись Олимпийские игры, наши Российские спортсмены завоевали много наград и заняли командное 3 место. Какие Олимпийские виды спорта вы знаете? Что нужно, чтобы попасть на Олимпийские игры? И вот сегодня в нашем спортивном зале мы с вами будем тоже тренироваться и возможно, когда вы вырастите, то кто-то из вас станет участником Олимпийских игр. А сначала мы проведем с вами разминку, чтобы разогреть наш организм, и перейдём к ритмической гимнастике. А какие гимнастические упражнения вы знаете?”
2. Ходьба, ее разновидности с изменением направления: “на четвереньках”, “каракатицей”, “крабами”, “гусиным шагом”, змейкой, по-диагонали; с заданием: по хлопку – “присед”, по свистку – “прыжок вверх”.

Прыжки, разные виды – ноги вместе, врозь, на 2-х  ногах, продвигаясь вперед.

4мин Следить за положением осанки, отталкиванием стопы и  смягченное приземлением, соблюдение дистанции. Дыхание не задерживать. “Будьте внимательны! Ходьба с разными  заданиями, четкое выполнение команд воспитателя, выше выпрыгивать.”

Прыгать легко, продвигаясь вперед, руки помогают.  

3. Бег,  его разновидности: приставными  левым и правым боком вперед, спиной вперед, по сигналу –  поворот вокруг себя, по свистку  – прыжок вверх, подскоками. 3мин На сигнал “Бегом марш!” - бег по залу, толкаться с  обеих ног одновременно, голову повернуть назад. “Внимание! Слушайте сигнал и точно выполняйте задание.” 
4. Восстановление  дыхания. 1мин Дышать медленно, плавно, но без пауз. Внимание сосредоточить  на органах дыхания. Двигаться под  медленную музыку, придумывая различные  плавные движения. Обратить внимание на продолжительный выдох.
II. Основная часть

Перестроение  для проведения О.Р.У.

1. Комплекс ритмической  гимнастики –  стоя.

1. И.п. – О.С.  руки на поясе.

В.: - повороты и  наклоны головы вправо и влево.

2. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: поочередное  поднимание плеч.

3. И.п. – о.с.

В.: прямые руки в стороны, вверх в стороны  –о.с.

4. И.п. – о.с.

В.: упражнение для  рук на внимание.

5. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: поворот туловища вправо (влево) с выносом пятки, руки согнуты в локтях.

6. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: три наклона  влево (вправо).  

7. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: выполнение стопами  упражнения “гармошка”.

8. И.п. – ноги  на ширине плеч, руки на поясе.

В.: наклон вперед, коснуться руками пола с продвижением рук вперед, вернуться назад руками в исходное положение.

9. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: приставной шаг  влево и вправо.

10. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: Прыжки: ноги вместе - врозь.

11. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: прыжки на двух ногах из стороны в сторону.

12. И.п. – о.с.  руки на поясе.

В.: прыжки “крестиком”.

13. И.п. – о.с.

В.: ходьба на месте.

2. Сидя на полу:

1. И.п. – сед.  на полу.

упор руками сзади, ноги согнуты в коленях.

В.: “гусеница” - работа стоп, выпрямляя ноги вперед.

2. И.п. – сед.  на полу.

упор руками сзади, колени вместе.

В.: наклон одновременно двух колен влево – вправо с  выносом прямой ноги сверху.

3. И.п. – лежа  на локтях, ноги согнуты в коленях.

В.: сгибание и  разгибание правой и левой ноги поочередно

4. И.п. – лежа  на полу, ноги прямые.

В.: мах правой и левой прямой ногой.

5. И.п. – “группировка”.

В.: “уголок”.

6. И.п. – на  животе, руки под подбородком.

В.: сгибание и  разгибание ног.

7. И.п. – лежа  на животе.

В.: “корзиночка”.

8. И.п. – сед.  на низкие четвереньки.

упор руками сзади, ноги согнуты в коленях.

В.: подъем на высокие  четвереньки, правую ногу прямую в сторону, руки в стороны, тоже с другой ноги.

 
 
3,5м                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3мин

Врассыпную.      
 
 
 
 

Спина прямая, следить  за осанкой.  

Плечи поднимать выше, лицо выражает удивление.

Руки выпрямлять полностью.

Движения точно  согласовывать с музыкой.

Напрягать мышцы  рук, стоящая нога на пятке – прямая, а другая – согнута.

Спина прямая, живот  втянут, ноги не отрывать от пола, колени не сгибать, движения широкие, тянуться за рукой.

Внимательно слушать  музыку и четко согласовывать  с ней движения.  

Держать спину  прямо, ноги не сгибать, развести шире плеч.    
 
 

Движения согласовывать  с музыкой.

Прыжки согласовывать  с музыкой, голову не опускать.

Следить за осанкой, прыгать легко, помогая себе руками.

Прыгать легко, весело.

Чередование прыжков  с ходьбой .  

Сгибание и  разгибание стоп одновременно и поочередно, обязательно касаемся пальцами и  пяткой стопы пола.

Колени вместе, одновременно делаем наклон колен, голова делает поворот в противоположную сторону.

Вытягивать ногу до конца, носок тянуть, колени вместе.   

Ногу не сгибать, носок тянуть, глазами следить  за работой ноги.

Сделать “группировку”  и медленно поднять вперед прямые ноги, руки в стороны.

Сгибаем поочередно левую и правую ноги, тянем носок.

Прогнуться, согнутыми  ногами достать до макушки головы и удержать.

Ногу выпрямить, руки в стороны, напрячь мышцы  рук и ног.

“Мы переходим к следующему виду спорта – баскетболу. Это какой вид  спорта? По залу друг за другом “Марш!”, перестройтесь для работы в парах”.
3. Работа в парах  с баскетбольным  мячом.

1.И.п.: - стоя спиной  друг к другу передаем мяч  от груди двумя руками.

В.: передача мяча по кругу.

2.И.п.: - стоя спиной  друг к другу стойка – ноги  врозь

В.: одновременно партнеры выполняют наклон вперед –  передают мяч, затем выпрямляются и  передают мяч над головой.

3.И.п.: - основная  стойка баскетболиста

В.: Передача мяча двумя руками от груди с отскоком об пол

4. И.п.: - основная  стойка баскетболиста

В.: бросок мяча от груди двумя руками.

Совершенствование передачи и ведения  мяча.

Ведение мяча и  передача мяча от груди двумя руками;

Ведение мяча в  беге и передача мяча двумя руками от груди.

Ведение мяча приставными  шагами (левым - правым) боком с передачей мяча партнёру.

Ведение мяча спиной и передача мяча.

Продолжаем  нашу тренировку на спортивном комплексе  и тренажерах

5мин                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4мин

 
Передача  мяча по кругу от одного партнера другому.

Передача мяча под ногами и головой.

Прием мяча над головой, руки вытянуты вперед, большой и указательный пальцы образуют треугольник.   

Бросок мяча партнёру, руки выпрямляем вперёд.   
 

Передача мяча от груди двумя руками параллельно  полу, локти прижаты.

Ведение мяча можно  выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч от стоящего игрока, обводим партнера, возвращаемся на исходную позицию и передаем мяч от груди двумя руками.

Обратить внимание на согласованность приставного  шага и ведения мяча.

Обводим партнера, делаем поворот, ведем мяч, продвигаясь вперед.

“Вспомните, какое  было домашнее задание? Правильно. Придумать  разные пути прохождения по комплексу”.

Следить за техникой безопасности; кисть руки хватом сверху, большой палец снизу. На тренажерах выполнять упражнения по 5 раз. Следим за правильностью выполнения упражнений.

“А  сейчас мы с вами поиграем. В любой  игре мы что должны с вами соблюдать? Правила”.
7. Подготовительная  игра “Мяч через  сетку.”

Бросок мяча из-за головы двумя руками;

Бросок от груди  двумя руками;

Бросок одной  рукой;

Бросок двумя руками снизу.

3мин “Назовите основное правило для всех игр. Правило  честной игры. Сейчас мы с вами играем в необычный волейбол. Волейбол –  это тоже Олимпийский вид спорта. Правила вы знаете. Нужно поддерживать проигравших и не обижаться на выигравших. Какие виды броска мяча вы знаете?”
III. Заключительная  часть

Ходьба с мячом.

Восстановление  дыхания.

Домашнее задание

3мин Обычная ходьба, вращение мяча пальцами рук, вращение мяча предплечьем.

Дышим ровно, восстанавливаем  дыхание.

“Вы все молодцы! Вы справились с заданиями, освоили элементы баскетбола и эти элементы закрепляйте в своих спортивных уголках в группах”.

 
 
 

     3. Сравнительный анализ  результатов исследования

     Цель  контрольного этапа эксперимента –  определить, насколько организованная нами кружковая работа оказалась эффективной для развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

     Обследование  детей мы проводили по плану первого  этапа эксперимента.

     Полученные  результаты таковы:

     В контрольной группе:

     Высокий уровень физического развития показали 4 человека (25 %)

     Уровень выше среднего – 7 человек (44 %)

     Средний уровень выявлен у 5 человек (31 %)

     В экспериментальной  группе:

     Высокий уровень физического развития выявлен  у 6 человек (38 %)

     Уровень выше среднего показали 8 человек (50 %)

     Средний уровень у 2 человек (12 %)

     Как видно из полученных данных, в течение  учебного года произошел значительный скачок физического развития у большинства  детей, принимавших участие в  исследовании.

     Также была проведена повторная диагностика  уровня развития телесной и ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

     Результаты  таковы:

     В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития телесной ловкости (челночный бег 3*10 метров),

     увеличилось на 13 %

     В экспериментальной группе – на 44 %

     В контрольной группе количество детей, имеющих средний уровень развития телесной ловкости, увеличилось на 6 %

     В экспериментальной  группе уменьшился на 13 %

     В контрольной группе низкий уровень развития телесной ловкости у детей уменьшился на 19 %

     В экспериментальной  группе на 31 %

     Данные  изменений показателей  ручной ловкости при  отбивании мяча об пол таковы:

     В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития ручной ловкости, увеличилось на 6 %

     В экспериментальной  группе на 69 %

     В контрольной группе средний уровень развития ручной ловкости у детей увеличился на 6 %

     В экспериментальной  группе уменьшился на 32 %

     В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень развития ручной ловкости, уменьшился на 13 %

     В экспериментальной группе на 37 %

     Данные  изменений показателей  ручной ловкости при  подбрасывании и  ловле мяча следующие:

     В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития ручной ловкости, увеличилось на 18 %

     В экспериментальной  группе на 26 %

     В контрольной группе средний уровень развития ручной ловкости у детей уменьшился на 6 %

     В экспериментальной  группе увеличился на 12 %

     В контрольной группе количество детей, имеющих низкий уровень развития ручной ловкости, уменьшился на 12 %

     В экспериментальной группе на 38 %

     В среднем по всем параметрам в экспериментальной  группе были получены следующие результаты:

     Высокий уровень – 50 %

     Средний уровень – 44 %

     Низкий  уровень – 6 %

     Повторная диагностика позволила  выявить следующие  изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:

     Высокий уровень увеличился на 50 %

     Средний уровень уменьшился на 12 %

     Низкий  уровень уменьшился на 38 %

     В среднем по всем параметрам в контрольной  группе были получены следующие результаты:

     Высокий уровень – 18 %

     Средний уровень – 50 %

     Низкий  уровень – 32 %

     Повторная диагностика в  контрольной группе позволяет сделать  следующие выводы:

     Высокий уровень увеличился на 12 %

     Средний уровень остался неизменным

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре